История развития психогенетики

Начало развития психогенетики как на­учной дисциплины связано с именами выдающихся ученых прошлого столетия Фрэнсиса Гальтона и Грегора Менделя, опубликовавших в 1865 г. результаты своих исследований.

В цикле статей под названием «Насле­дование таланта и характера» Гальтон пи­шет: «... у нас есть все основания считать, что способности или особенности харак­тера зависят от множества неизвестных причин, которые до сих пор не подверга-

История развития психогенетики - student2.ru

Рис. 5.1. Распределение показателей экстра­версии

лись тщательному анализу» (цит. по: [Фо­гель, Мотульский, 1989]). Он приходит к выводу о необходимости применения статистического подхода к анализу этих причин. Развивая данные положения, Гальтон впервые провел систематичес­кое изучение индивидуальных различий и внутрисемейного и близнецового сход­ства; он определил величину степени связи между переменными, не завися­щую от единиц измерения, — коэффи­циент корреляции.

Основополагающей для генетики яви­лась концепция Менделя, выдвинутая им в работе «Опыты над растительными гиб­ридами», опубликованной в 1865 г. в «Тру­дах Общества естествоиспытателей» в Брюнне. Опыты Менделя и открытые им законы заложили основу представлений о гене и определили основное направление генетических исследований в XX в.

Принципиальное влияние на разви­тие всей биологической науки в целом и генетики в частности оказал также выда­ющийся ученый прошлого столетия Чарльз Дарвин. Сформулированные им представления о механизмах эволюци­онного развития позволили включить концепции Гальтона и Менделя в более широкий общебиологический контекст.

В начале XX в. бурно развивается ма­тематический аппарат генетики. Основ­ной проблемой этого периода являлось противоречие между континуальностью гальтоновской модели наследственности и Дискретным характером менделевской концепции. Еще в прошлом веке ученик

Гальтона Карл Спирмен предпринял ряд попыток объяснить полученные его учи­телем данные на основе принципов на­следственности Менделя. Однако в пол­ном объеме эта задача была решена Ро­нальдом Фишером, разработавшим мо­дель полигенного наследования. Согласно этой модели, фенотипическая дисперсия некоторых признаков может быть обус­ловлена большим количеством генов, каждый из которых передается от поколе­ния к поколению в строгом соответствии с законами Менделя. Работы Фишера за­ложили основу биометрической генетики. Примерно в это же время американс­кий исследователь С. Райт приступил к разработке метода, позволяющего выра­зить сложноформализуемые гипотезы о причинно-следственных связях в про­стой и поддающейся проверке форме. Райту принадлежат первые работы по пу­тевому анализу, он же является основате-

лем американской школы популяцион-ной генетики.

Гальтон продолжил развитие методов анализа генетических данных представ­лениями о том, что корреляционные свя­зи между переменными могут отражать наличие лежащего в их основе общего обусловливающего фактора. Сначала К. Спирмен, а затем Л. Терстон предложи­ли и разработали методы анализа множе­ственных связей между переменными — широко применяемые в современной психологии приемы факторного анализа.

Развитие методологии психогенети­ческих исследований представлено на рис. 5.2 (приводится по: [Neale, Cardon, 1992]). Мы же ограничимся характерис­тикой лишь наиболее важных работ.

В середине нашего века идеи Фише­ра получили развитие в работах Бирмин­гемской школы, основанной К. Мазером и его учеником Дж. Джинксом. Благода-

История развития психогенетики - student2.ru

Рис. 5.2. Основные идеи и их авторы, оказавшие влияние на формирование современных ма­тематических методов психогенетики.

ря серии исследований, проведенных на экспериментальных организмах, был разработан способ разделения средовой компоненты фенотипической диспер­сии на внутри- и межсемейную.

Вплоть до конца 70-х гг. подходы, предложенные Фишером и Райтом, раз­вивались параллельно. Решающий про­рыв осуществили в серии своих публика­ций К. Клонингер, Дж. Райе и Т. Рейх [Cloningeretal., 1979]. Авторы представи­ли обобщенную путевую модель, объеди­няющую модель путей детерминации фе­нотипической дисперсии генетическими и средовыми факторами с предложенной Фишером моделью результатов ассорта-тивности (неслучайного скрещивания).

Именно в 70-е гг. теоретические и ста­тистические методы генетических иссле­дований стали широко и успешно приме­няться для анализа поведения человека [Jinks, Fulker, 1970].

Примерно в это же время большой ин­терес к разработанным в генетике поведе­ния методам стали проявлять специалис­ты в области психометрики. Одним из первых был поставлен вопрос о вкладе ге­нетических и средовых факторов в общие способности (g-фактор) [Loehlin, Vanden-berg, 1968].

С развитием компьютерных техноло­гий связана активная разработка про­граммных средств для анализа генетичес­кого материала. За последние два десяти­летия шведские исследователи К. Йорес-ког и Д. Сербом [Jureskog, Sorbom, 1986] разработали гибкую модель анализа ли­нейных структурных связей {linear structu­ral relations — LISREL), которая была реа­лизована ими в пакете компьютерных программ LISREL. В настоящее время для анализа результатов психогенетических исследований применяется уже восьмая версия этой программы (LISREL-VIII).

С 70-х гг. начинается период реализа­ции широкомасштабных долговременных психогенетических проектов в США, Ав­стралии и Великобритании с использова­нием разнообразных психологических пе­ременных. Позже аналогичные исследо­вания начали проводиться в странах се-

верной Европы (Швеция, Бельгия и Фин­ляндия), а также в Германии и Польше.

В Советском Союзе развитие генети­ки поведения носило драматический ха­рактер. Так, в 20-е гг. нашего столетия в СССР существовало Бюро по евгенике и Общество евгеников, имевшие свой на­учный журнал. Однако вскоре обнару­жилось, что представления евгеников стали противоречить официальной иде­ологии советского государства, и иссле­дования по евгенике были запрещены.

В 30-е гг., когда генетика человека была объявлена нацистской наукой, пре­кратил свое существование один из круп­нейших в Европе Институт медицинской генетики.

В последующие годы, когда в биоло­гической науке безраздельно господ­ствовала система взглядов Т.Д.Лысенко (1949), генетические исследования (даже с использованием экспериментальных организмов) находились под строжай­шим запретом вплоть до начала 60-х гг.

Возрождение генетики человека в СССР было связано с такими события­ми, как открытие в 1969 г. Института ме­дицинской генетики и появление пер­вых работ по генетическим основам пси­хофизиологических характеристик чело­века [Равич-Щербо и др., 1969].

Наши рекомендации