Субъект и психическое как процесс
Психика есть важнейшее качество именно человека как субъекта деятельности, общения и т. д.
Психическое объективно существует только как субъективное, т. е. принадле-
жащее субъекту — индивиду, различным общностям людей, всему человечеству. Психология изучает как, зачем и почему индивид и индивиды формируют и развивают в ходе деятельности, общения и т. д. психическое как непрерывный познавательно-аффективный процесс в соотношении с его прерывными результатами (образами, понятиями, умственными действиями и операциями, чувствами, обычаями, материальными продуктами производства и т. д.). Другие науки (гносеология, логика, социология, этнология и т. д.), в отличие от психологии, исследуют эти результаты и продукты в абстракции от такого процесса и, значит, отчасти в абстракции от субъекта, с которым они наиболее глубоко связаны именно через психический процесс.
Психическое как процесс характеризуется специфической непрерывностью, отличающей его от технических систем и математических структур. Эта непрерывность означает, что психика в основе своей является континуально-генетической (недизъюнктивной), т. е. все стадии ее развития не отделены друг от друга, как циклы функционирования технических систем и как элементы математического множества, а вырастают одна из другой, непрерывно переходя друг в друга. Экспериментальные исследования такой непрерывности проведены А.В. Брушлинским, М.И. Воловиковой, Б.О. Есенгазиевойидр. [Брушлинский, 1996; Мышление: процесс, 1982; Психологическая наука.., 1997]; см. также: [Гельфанд, 1989; Есенин-Воль-пин, 1996; Налимов, 1996; Чайлахян, 1992].
Данный процесс — живой и потому существует и изучается лишь у живого субъекта (что совершенно необязательно для логики и многих других смежных наук). Следовательно, субъект, осуществляющий психическое как процесс, — это всегда и во всем неразрывное живое единство природного и социального. В психике человека нет ничего, что было бы только природным, но не социальным или только социальным, но не природным; вопреки широко распространенной точке зрения даже на высших этапах ду-
ховного развития личности психическое не перестает быть природным и не становится «чисто» социальным. Оно сохраняет в себе их органическое единство, поскольку эти высшие уровни природного возникают и эволюционируют лишь в ходе антропогенеза, а затем на соответствующих стадиях исторического и индивидуального развития людей.
Природное и социальное — это не два компонента психики человека, а единый субъект с его живым психическим процессом саморегуляции всех форм активности людей. Такова онтологическая очень общая основа для развития единой психологической науки, дифференцирующейся на интегрируемые в ней психогенетику, психофизиологию, психофизику, психологию личности, социальную психологию, инженерную, когнитивную и т. д. (эта интеграция пока еще совершенно недостаточна).
В указанном контексте общая психология и психология личности изучают индивидов в целостности их психической жизни, раскрывая прежде всего ее общечеловеческие качества и свойства. На этой основе социальная и этническая психология исследуют более конкретные — типологические — особенности индивидов как представителей определенной исторической эпохи, этноса, общественной группы, класса и т. д. Историческая психология изучает развитие психики людей в ходе качественных изменений общества на «переломе» решающих событий.
Изучение у субъекта психического как процесса помогает углубить раскрытие специфики психологии в исследовании субъекта, его деятельности, общения и т. д.
Например, мышление — это не только деятельность, но и внутри ее формирующийся непрерывный, недизъюнктивный психический процесс анализа, синтеза и обобщения постоянно изменяющихся, т. е. новых и потому еще во многом неизвестных обстоятельств жизни данного субъекта. С помощью такого предельно пластичного, лабильного, непрерывно формирующегося процесса индивид определяет новые для себя, совсем конк-
ретные условия и требования возникшей задачи и предшествующей проблемной ситуации, соответственно используя и преобразуя уже имеющиеся у него относительно стабильные умственные операции, формируя новые интеллектуальные действия и т.д. [Абульханова, 1973; Абульхано-ва-Славская, 1989; Брушлинский, 1996; Митькин, 1992; Психологическая наука.., 1997; Рубинштейн, 1958]. В этом отношении с субъектно-деятельностной концепцией отчасти сближается теория ситуативного действия, разработанная независимо от Рубинштейна и его школы Л. Сачме-ном, Б. Павардом и др. [Pavard, 1994; Suchman, 1987]. В данной теории раскрывается изменчивость действия, которое в различных конкретных ситуациях перестает быть относительно стабильным и трансформируется в соответствии с особенностями этих ситуаций.
Если мышление как деятельность, как система операций осуществляется человеком преимущественно осознанно, то внутри ее мышление как процесс, напротив, формируется в основном на уровне бессознательного, хотя и под косвенным контролем со стороны субъекта (его целей, осознанных мотивов и т.д.). Этот процесс осознается его субъектом лишь в очень небольшой степени. Конечно, мыслит не мышление, а человек, ибо он является субъектом познавательной деятельности. И вместе с тем, поскольку лишь вн инициирует и осуществляет деятельность, ему «мыслится» внутри ее в меру большей или меньшей неосознаваемости мышления как процесса [Брушлинский, 1994].
Анализ через синтез. Этот термин С.Л. Рубинштейна характеризует исследованный им и его учениками [Абульханова, 1973; Брушлинский, 1996; Процесс мышления.., 1960; Рубинштейн, 1958; 1997] исходный всеобщий «механизм» (или основную форму) мышления. Анализ через синтез означает, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и потому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта таким образом
как бы «вычерпывается» все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства. Например, один и тот же отрезок прямой, включаемый в различные геометрические фигуры, выступает в соответственно разных качествах: как биссектриса, медиана, диагональ параллелограмма и т. д. Экспериментальные исследования анализа через синтез провели К..А. Абульханова-Славская, Л.И. Ан-цыферова, А.В. Брушлинский, А.М. Ма-тюшкин, В.А. Поликарпов, Л.В. Путляева и др. [Абульханова, 1973; Брушлинский, 1990; 1996; Мышление: процесс, 1982; Процесс мышления.., 1960; Рубинштейн, 1958; 1997]. Анализ через синтез обеспечивает непрерывность мышления и вообще психического как процесса, поскольку по ходу последнего познающий субъект непрерывно взаимодействует именно с объектом, а не с самими по себе знаками, словами, понятиями, значениями, смыслами и т. д. (все они в разной степени выражают содержание этого объекта). Тем самым анализ через синтез обеспечивает не только преемственность мышления как процесса («тот же» объект включается во все новые связи), но и психические новообразования (он же выступает в новых качествах). Иначе говоря, один и тот же познаваемый объект — это неразрывное единство уже известных (для данного субъекта) и еще неизвестных, новых свойств и их отношений; т. е. старое и новое принадлежат соответственно не двум разным объектам, а одному объекту.
Анализ через синтез — это механизм мышления как процесса не только индивидуального, но и группового субъекта [Брушлинский, 1990; Мышление: процесс, 1982]. Когда в ходе группового решения задачи объект, включаясь в разные системы связей, выступает в соответственно новых качествах, то эти системы объективных существенных отношений вначале вычленяются разными индивидами. Тогда между последними может возникнуть дискуссия. Следовательно, различные системы отношений и выступающие в них качества объекта как бы персонифициру-
ются разными индивидами и потому соотносятся (синтезируются) друг с другом в субъектах и через субъектов. В состав этих отношенийвходит и изменяющееся в процессе мышления отношение человека к познаваемому объекту, потому что, открывая новые качества объекта, субъект вместе с тем все более адекватно определяет их значение для своей деятельности и общения. Иначе говоря, по ходу мышления как процесса формируется мотивация для его дальнейшего протекания. При таком подходе к проблеме значение и смыслвыступают прежде всего как в разной степени раскрываемые и переживаемые субъектом различные качества одного и того же познаваемого объекта(вещи, субъекта и т. д.). Тем самым анализ через синтез — это мыслительный,а не собственно речевой механизм человеческого мышления, всегда неразрывно связанного с языком и речью. Такова альтернативная позиция по отношению к той, согласно которой не только общение, но и мышление есть функция речи, а потому последняя и является механизмом мыслительной деятельности [Психологический словарь, 1996, с. 336]. Нет оснований так сильно абсолютизировать речь, хотя она, неотторжимая от мышления, бесспорно, есть важнейшее средство общения. Мышление и его механизм «анализ через синтез» — это функция не речи, а субъекта, осуществляющего деятельность (в том числе познавательную), общение, поведение, созерцание и т. д.
Благодаря анализу через синтез реализуется творческая природа мышления: оно всегда есть искание и открытие, создание субъектом существенно нового. Это новое для 1) данного конкретного индивида или 2) всего человечества. Например, в первом случае ребенок открывает для себя нечто ранее неизвестное, а во втором случае ученый делает научное открытие. Общим для обоих субъектов становится то, что это существенно новое является таковым лишь по отношению к предшествующимстадиям их мыслительного процесса. Следовательно, мышление всегда соотносительно с
конкретным субъектом (в частности, с его прошлым опытом).
В процессе мышления человек открывает для себя все новые свойства и отношения объекта (предметов и субъектов). Тем самым непрерывно изменяется (хотя бы в минимальной степени) соотношение субъекта с реальной действительностью. Анализ через синтез и является как бы инвариантным механизмом этой постоянной изменчивости.