Анализ содержания речевой продукции

Одной из форм речевой продукции, допус­кающей психологическую интерпрета­цию, являются ошибки, оговорки, спонтан­ные трансформации языкового материала.

Интерес психологов к указанным фе­номенам проявился еще в XIX веке.

Немецкие ученые Р.Мерингер и К.Май-ер собрали и опубликовали большую коллекцию речевых ошибок и классифи­цировали их на основании описания выз­вавших их причин. В.Вундт использовал такой материал с целью проникнуть в сознание человека. Речевые обмолвки, очитки и описки анализировал З.Фрейд, усматривавший за ними действие скры­тых вытесненных мотивов.

В настоящее время активное исследо­вание материалов речевых ошибок про­должается в русле психолингвистики. За­дача состоит в том, чтобы составить обо­снованное представление о протекании процесса составления предложений, орга­низации развернутой связной речи чело­века, а также функционировании сложной когнитивной системы, обеспечивающей порождение и восприятие речи.

Наиболее популярный тип рассмат­риваемых ошибок — так называемые спунеризмы. Термин произошел от фа­милии англичанина Спунера, декана од­ного из Оксфордских колледжей, вошед-

шего в историю психолингвистики как автора широко известных речевых ого­ворок. Спунеризмы состоят в непроиз­вольном нарушении порядка следования речевых единиц. (Литературный пример одного из вариантов такого рода огово­рок в русском языке находим у С.Мар­шака: «Нельзя ли у трамЫвала вокзай остановить?») Подробный анализ со­бранного материала показал, что ого­ворки происходят из-за смешения вер­бальных элементов разных уровней: зву­ков, слогов, слов, фраз. Выявлены усло­вия, провоцирующие такие смешения. Показано, что при построении связной речи все составляющие ее целостные грамматически оформленные единицы образуются в ходе речевой динамики.

Богатый материал для психологичес­кого исследования речеязыкового меха­низма предоставляет так называемое детское словотворчество. Этим терми­ном обозначается непреднамеренное создание и использование детьми слов, не являющихся общепринятыми. Сло­вотворчество наблюдается примерно у 80 процентов нормально развивающих­ся детей в возрасте от 2-х до 6—7 лет. Оно обнаруживается на материале раз­личных языков. Создаваемые слова (нео­логизмы) относятся к различным час­тям речи: существительные прыг (пры­жок), лебедица (женский род от лебедь), пургинки (частицы пурги); глаголы пыле-си (от пылесос), посадю (посажу), я взяю (я возьму); прилагательные пластинча­тый магазин (магазин, где продают пла­стинки), кровоядные животные; наречия долгее (дольше), редче (реже) ; числитель­ные стотая страница и др. Особый вид неологизмов по типу «народная этимо­логия»: цветнот (цейтнот), саморубка (мясорубка).

Исследование большого материала по детскому словотворчеству позволило вывести общие правила образования неологизмов и проникнуть во внутрен­ние механизмы формирования языка у детей. Показано, что неологизмы возни­кают в результате двух видов процессов: спонтанного членения на морфемные

элементы воспринятого словесного ма­териала и последующего объединения вычлененных элементов. Обнаружено, что нормальное развитие речи идет не только путем подражания и имитации, но и через активную внутреннюю пере­работку вербального материала, что обеспечивает быстрое усвоение языка.

Другой формой речевой продукции, активно используемой в психологии, яв­ляется текст. Выше отмечалось, что Н.И.Жинкин предложил предикативный анализ текста. Его идея состояла в том, чтобы характеризовать текст через опи­сание иерархии предикатов. В письмен­ных текстах предикаты выстраиваются в определенном порядке, представляя главные, дополнительные и дополни­тельные к дополнительным признаки. Такая структура соответствует тому, как человек видит и понимает описываемый объект.

Варианты предикативного и субъект-но-предикативного анализа были предло­жены позднее рядом авторов: Л.П.Добла-евым, А.И.Новиковым, И.Ф.Неволиным.

Одним из популярных подходов к анализу текста стал так называемый контент-анализ, зародившийся как ме­тод анализа текстов главным образом политического характера. Контент-ана­лиз направлен на выявление, обобще­ние и количественную оценку слов и других языковых элементов некоторого определенного содержания. Например, в газетном тексте выделяются и просчи­тываются все слова о войне, оружии, пе­реговорах и т.п. В результате получают­ся данные, в количественном выраже­нии представляющие темы обсуждения. Возможна в дальнейшем атрибуция тех или иных тем субъекту наблюдения, возможно прослеживание смены тем с течением времени или изменением об­стоятельств.

Контент-анализ проводится как це­ликом объективная процедура, ориенти­рованная на формальные показатели анализируемой речи. В последнее время в психологии поднимается вопрос об ог­раниченности подходов, ориентирую-

щихся только на объективные и коли­чественные показатели. Это особенно верно в отношении речи — такого пси­хического проявления, которое выраба­тывается у человека как объективное выражение его субъективных интенци-ональных состояний. На этом основа­нии разрабатываются интерпретацион­ные подходы к анализу речи. Одним из них является так называемый интент-анализ (Ушкова и др., 2000). Он состоит в том, что все элементы анализируемо­го текста, рассматриваемые последова­тельно один за другим, квалифицируют­ся по их целевой ориентации, или ин-тенционального содержания. Напри­мер, в политическом тексте конфликт­ного характера фраза: Где маршалы и ге­нералы, которые выросли на народные деньги, а сегодня молчат? — квалифици­руется как выражение интенции обвине­ния, фраза: Все свои знания, свои силы, все, что имею, отдам стране. — как выраже­ние интенции обещания и т.п. По сово­купности такого рода интерпретаций воз­можно построение своего рода субъек­тивной «картины мира» говорящего, ко­торую он выражает в своем дискурсе.

Наши рекомендации