Психолингвистика в нашей стране

Психолингвистические направления, раз­вившиеся в нашей стране, указывают на различных своих идейных предшествен­ников. Чаще других в этом контексте на­зываются имена психологов Л.С. Выгот­ского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштей­на и некоторые другие. Названные авто­ры, хотя и не были в прямом смысле пси­холингвистами, однако оказали несом­ненное влияние на последующие психо­лингвистические разработки.

Одной из наиболее ранних фундамен­тальных разработок, проведенных непос­редственно в области психологии языка и речи, стали у нас исследования Н.И. Жин-кина. В 1958 г. вышла его книга «Меха­низмы речи», привлекшая к этой теме многих специалистов. Основной факти­ческий материал, представленный в кни­ге, строился на кинорентгенографичес­кой съемке артикуляторных органов во время произнесения испытуемыми задан­ных фраз. Направленность же всего ис­следования состояла в том, чтобы на ос­нове этой модели выявить общие прави­ла и закономерности функционирования механизмов речи. В работе были выделе­ны два принципиальных механизма, дей­ствующие при произнесении: один из них управляет дискретными структурами (артикуляторными), другой — образует непрерывность, плавность говорения

(слогообразование). Переходя от этого случая к общему механизму, Н.И. Жин­кин показал, что и язык является систе­мой дискретных элементов пяти уровней (начиная с дифференциальных призна­ков и кончая алфавитом сочетаемости слов) [Жинкин, 1998, с. 81]. В противо­поставлении с этим речь осуществляет непрерывное регулирование в форме от­бора звуков для составления слов и от­бора слов для составления предложений.

Изучение артикуляторных, внешнере-гистрируемых, проявлений привело авто­ра к представлению о внутренней речи как важнейшему элементу речемысли-тельного механизма. В этом звене, пола­гал он, происходит перевод воспринима­емого текста на внутренний код, причем этот код является универсальным и пред­метным (УПК). С его помощью прини­мающий речь человек преобразует ее в модель отрезка действительности. «Пони­мать надо не речь, а действительность», — остроумно отметил автор [Жинкин, 1982, с. 92]. Идея образного кода внутренней речи имеет много сторонников.

В более поздних своих работах, Н.И. Жинкин рассматривал широкий спектр проблем функционирования речи и язы­ка в контексте проблем передачи инфор­мации [Жинкин, 1998, с. 8—36; Жинкин, 1982]. В то же время он подчеркивал не­обходимость разработки общих проблем распознавания и синтезирования речи с опорой на конкретные эксперименталь­ные и психофизиологические данные.

Н.И. Жинкин имел многочисленных последователей (И.А. Зимняя, Т.М. Дрид-зе, В.И. Тункель, Г.Д. Чистякова и др.), развивших и продолживших его начина­ния. В исследовании И.А. Зимней разра­ботана модель формирования и форму­лирования мысли посредством языка (1985). Ею подчеркнута роль мотивации при говорении, разграничен предмет го­ворения (мысль), средство говорения (язык) и способ (речь).

В развитии отечественной психолин­гвистики основополагающую роль как в научном, так и организационном плане сыграла Московская психолингвистичес-

кая школа, возглавляемая А.А. Леонтье­вым. Уже с 1960-х годов стали выпускать­ся книги, дающие информацию об ос­новных позициях зарубежной психолин­гвистики [Леонтьев, 1965; 1967], органи­зовывались постоянно действующие се­минары, активизировались научные силы, предложена собственная теорети­ческая позиция в области психолингвис­тических исследований [Леонтьев, 1969].

В рамках указанной школы разрабо­тана теория речевой деятельности, реа­лизующая деятельностный подход, пред­ставленный в психологии А.Н. Леонтье­вым. Центральной частью теории рече­вой деятельности стала принципиальная схема порождения речи, «реализующая­ся независимо от выбора конкретной порождающей модели» [Леонтьев, с.113]. Порождение, согласно теории, проходит несколько этапов. Первым из них явлет-ся внутреннее программирование выска­зывания, включающее «содержательное ядро» будущего высказывания и иерар­хию пропозиций, лежащих в основании программы. На следующем этапе проис­ходит грамматико-семантическая реали­зация внутренней программы, включаю­щая несколько подэтапов: перевод про­граммы на объективный код, введение линейного принципа, синтаксическое прогнозирование, действие механизма синтаксического контроля. На основе внутреннего семантико-грамматическо-го программирования высказывания осу­ществляется его моторное программиро­вание, в результате которого человек произносит осмысленную и граммати­чески оформленную речь. А.А. Леонть­ев подчеркивает, что описанные опера­ции являются не реальными действиями говорящего, а «скорее своего рода гра­ничными условиями», оставляющими простор для применения различных эв­ристических приемов [Там же, с.120].

Во многом сходную последователь­ность этапов порождения высказывания описывает Т.В. Ахутина (1989), исполь­зуя как основание своей модели данные афазических расстройств.

Линия когнитивно и механизменно

ориентированных психолингвистических исследований развита коллективом Лабо­ратории психологии речи и психолингвис­тики в составе Института психологии РАН (Т.Н.Ушакова, Н.Д.Швлова, Н.А. Алмаев, ИАЗачесова, В.ВЛатынов, Н.Б.Михайло­ва, АА.Павлова, В.А.Цепцов, Л.А.Шусто­ва и др.). Выработано целостное представ­ление о речеязыковом механизме говоря­щего человека, реализующего основные речеязыковые функции. На основе цикла экспериментальных работ лаборатории построена обобщающая теоретическая модель, в главных чертах описывающая процессы, происходящие при порождении и восприятии речи (Ушакова, 1991) (мо­дель будет представлена позднее). В каче­стве важнейшего элемента выделено зве­но внутренней речи как механизма пере­работки в нервной системе говорящего субъекта инфомации, связанной с подго­товкой будущего высказывания и понима­нием воспринятой речи. С опорой на эк­спериментальные факты показано, что внутренняя речь имеет сложную иерар­хическую организацию и включает специ­ализированные функциональные струк­туры, вырабатываемые в онтогенезе чело­века и закрепляющие языковые знания говорящего. Важное место среди них за­нимают ассоциативные поля, «вербаль­ные сети», обеспечивающие связь упот­ребляемых в речи слов.

Поскольку текст в широком смысле является главной формой речевого про­дукта, Лаборатория осуществила боль­шой круг исследований психологическо­го аспекта текста. Развито представление о системообразующей роли интенции, намерения, в речепорождении [Ушако­ва, Павлова и др, 2000]. Разработан ме­тод интент-анализа текста.

Большое место в разработках заня­ли исследования речевого онтогенеза [Ушакова, 1979,1999; Ушакова, Бартене­ва, Шустова, 2000]. Получены новые данные о раннем, предречевом разви­тии, дающие возможность выявить при­родные корни речевой способности младенца. Подчеркнут аспект самораз­вития языковой системы у маленького

ребенка, что проявляется, в частности, в детском словотворчестве.

Психофизиологическая ориентация сотрудников Лаборатории способствует фундированности проводимых исследо­ваний и надежности развиваемой теории. Немалое место в коллективе заняли ра­боты прикладного характера: исследова­ние конфликтных выступлений, анализ и квалификация современных политичес­ких дискуссий, проведение экспертизных заказов, анализ переговоров, речевая ди­агностика и консультирование, речевое управление техникой и др. (Т.Н.Ушако­ва, В.В. Латынов, А.А.Павлова, Н.Д.Пав­лова, ВА.Цепцов, Л.А.Шустова и др.).

Значительное место в отечественных психолингвистических разработках заня­ла тема организации и функкционирова-ния ментального лексикона. Основным предметом исследований стали вербаль­ные ассоциации человека, изучаемые на материале разных языков (А.А.Залев-ская, 1977, 1990; Ю.Н.Караулов, 1976, 1994; Ю.А. СорокинЮ Е.Ф. Тарасов, Н.В.Уфимцева, 1993, 1998 и др.). На ос­нове экспериментальные фактов разра­ботаны теоретические представления об организации ассоциативных полей, видах вербальных связей, их функционирова­нии как средства доступа к информаци­онному тезаурусу человеческого созна­ния, о возможности кодированя значе­ния в словах. В других работ (О.С.Ви­ноградова, 1959; А.Р.Лурия и О.С.Виног­радова, 1971, Т.Н.Ушакова, 1976, 1979, 1991) представлены экспериментальные данные, проливающие свет на физиоло­гический механизм связанности слов в нервной системе человека.

Крупной психолингвистической те­мой явилась проблема языка и созна­ния, образа мира говорящего человека, языковой личности (В.П.Белянин, 1996; Ю.Н.Караулов, 1987; Е.Ф.Тарасов, 1996; Н.В.Уфимцева, 1993; Т.Н.Ушакова и др., 1995). Немало оригинальных разработок проведено в направлении психологичес­кого исследования текста (Н.И.Жинкин, Т.М.Дридзе, Н.Д.Павлова, Ю.А. Соро­кин, Т.Н.Ушакова и др.).

Наши рекомендации