Психосемантика и процессы семантической обработки
3.6.1. Введение
Проблемы психосемантики или психологических закономерностей организации категориального знания ставятся и исследуются в рамках психологии восприятия, памяти, психолингвистики и психологии чтения. Многие проблемы, связанные с пониманием и оценкой воспринимаемого материала, являются пограничными для когнитивной психологии, психологии личности и индивидуальных различий.
Когда речь идет о семантической обработке, подразумеваются процессы выявления смысла или раскрытия плана содержания информации (по определению Ф. Соссюра). При этом главное внимание исследователей уделяется неосознаваемым процессам, происходящим на ранних этапах восприятия. План содержания слов, текстов, образов объектов и явлений, действий исобытий принято описывать с помощью понятия значения. Значение — междисциплинарный теоретический конструкт; наряду с психологами его исследуют представители других гуманитарных наук. Психосемантика объединяет психологические исследования значения, понимаемого в психологии как важнейшая единица психического отражения.
Понятие значения и категории.Традиционно различают несколько видов значения, однако понимание того, что под этим подразумевается, может быть весьма различным у разных авторов. Референтное значение — это тот объект, событие или ситуация, которые стоят за «знаком» (символом). В отечественной психологии в этом случае принято говорить о предметной отнесенности «знака». Как синоним референтного значения часто употребляется денотативное значение [Лурия, 1979]. Дж. Брунер ставит знак равенства между денотативным и функциональным значениями (или категориями), подчеркивая не только предметную отнесенность денотата, но и
подчинение его требованиям использования в определенных контекстах и в процессе понимания другими людьми.
В современных когнитивных и психолингвистических подходах значение определяют прежде всего через систему логических связей, в которые оно включено, и понимают, скорее, как операцию логического вывода или пропозицию. В данном случае речь идет о категориальном значении. В традиции отечественной психологии принято подчеркивать обобщающий и общественный характер категориального или понятийного значения. С одной стороны, значение понимается как функция выделения отдельных признаков в предмете, обобщения их и введения предмета в известную систему категорий. «Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова» [Рубинштейн, 1989, с. 144]. С другой стороны, под значением понимается объективно сложившаяся в процессе истории система связей, которая стоит за знаком [Лурия, 1979, с. 53].
Понятие коннотативного значения также неоднозначно. А.Р. Лурия подразумевал знак равенства между коннота-тивным и ассоциативным значениями. Слово (знак, символ) не только указывает на определенный предмет или явление, но и неизбежно приводит к установлению ряда дополнительных связей и оказывается центральным узлом целой сети вызываемых им образов или «кон-нотативно» связанных с ним слов. Комплексы ассоциативных значений, непроизвольно проявляющихся при восприятии данного слова, носят название семантическое полеи определяют его кон-нотативное значение.
Ч. Осгуд — один из основателей психосемантики — понимал под коннотатив-ным значением «...те состояния, которые следуют за восприятием слова-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами. Эти значения проявляются в форме «аффективно-чувственных тонов»» [Osgood et al., 1957]. Аффективно-чувственная окраска коннотата выступает на первый план для большинства исследователей,
которые рассматривают его как аффективное значение [Брунер, 1977].
В.Ф. Петренко [1983] считает, что кон-нотативное значение наиболее близко (по операциональному, но не теоретическому основанию) понятию личностный смысл, под которым понимается отношение субъекта к миру, выраженному в значениях. Речь идет о «значении значения» для личности, неразрывно связанном с ее мотивами и общей направленностью и проявляющемся в форме эмоциональной окраски того или иного объекта или явления, а также в форме неосознаваемых установок [Леонтьев, 1975].
Разделение значения на виды еще не означает того факта, что оно разграничено во внутреннем мире. Согласно одной из отечественных традиций, значение — это единство представленности объекта, возможных действий (практических или умственных) относительно этого объекта и отношения к нему субъекта [Артемьева, 1980; Шмелев, 1983].
В противоположность этому подходу в зарубежной когнитивной психологии и психолингвистике значение понимается как сложная многокомпонентная структура, состоящая из более дробных, чем значение, единиц. По аналогии с фонетикой, где все богатство речевого потока можно описать с помощью ограниченного набора фонем, все множество значений можно представить ограниченным набором компонентов (схем, маркеров и т. п.). Более продуктивными являются направления, рассматривающие структуру не столько одного значения, сколько множества значений.
Классы объектов, объединенные на основе общих (или обобщенных) признаков или атрибутов, принято называть категориями.Устойчивые (инвариантные) структуры (сочетания) обобщенных признаков (атрибутов) или «типичные примеры» из категориальных множеств называют прототипами.
Разделяют вербальныеи невербальныеформы значений. Говорят также о репрезентации или представлении значения в той или иной форме. Этим подчеркивается надстимульный характер значения. Вербальные формы — представление значения в словах, цифрах, математических знаках и других символах подобного рода. Невербальные формы существования значения включают различного рода образные представления и символические действия. Сюда же можно отнести и устойчивые единицы эмоционально-оценочных структур, которые всегда плохо поддаются вербальному описанию.
Выделение разных видов и форм значения отражает и основные проблемы, вокруг которых разворачиваются дискуссии и строятся экспериментальные программы. Первое направление исследований — проблема означения или категоризации.Она связана с выявлением значения, стоящего за теми или иными перцептивными признаками. Этой теме посвящено значительное число публикаций в течение последних 25 лет. Показательным является сборник работ, вышедший в 1992 г. под редакцией Б. Бернса «Перцептивные образы, понятия, категории» [Burns (ed.), 1992]. Категоризация— процесс отнесения к той или иной категории, выделения существенных для этого признаков. По мнению Дж. Бру-нера, этот процесс часто оказывается скрытым или бессознательным и носит универсальный характер. Его суть состоит в приписывании явно различающимся вещам эквивалентности, объединении предметов, событий и людей в классы и реагировании на них в зависимости от принадлежности к разным классам, а не от их своеобразия [Брунер, 1977].
Проблема состоит в том, чтобы раскрыть механизмы категоризации или выявления смысла. В какой момент восприятия слова или образа происходит его распознавание? На основе каких перцептивных признаков? Как сочетается перцептивная и семантическая обработка? Как кодируется семантическая информация и как она извлекается из памяти?
Проблема категоризации в более широком смысле выступает как проблема понимания.Исследование процессов понимания традиционно связывалось с феноменом контекста— буква быстрее воспри-
нимается в слове, значение слова легче вычленяется в предложении, смысл которого заключен в тексте. Если появляется стимул, противоречащий контексту, возникает ситуация семантического рассогласования. Феномен контекста — один из наиболее устойчивых феноменов в области исследований семантических процессов. Это свидетельствует о том, что в данном случае затрагиваются фундаментальные характеристики психических процессов, таких, как информационное предвосхищение и цикличность когнитивной обработки. Собственно процесс категоризации можно рассматривать как включение стимула во внутренний контекст.
Второе важное направление исследований — выявление структуры множества значений и способов их организации.После того как в начале 1970-х гг. Э. Тульвинг ввел разделение памяти на эпизодическую и семантическую, обычно говорят о структурах семантической памяти. Характер категориальных структур определяет возможности поиска и выбора нужного значения из многих вероятностей. Это является ключевым моментом для процессов распознавания (идентификации) образов, понимания слов и разнообразных символов, а также для анализа и синтеза информации, поскольку с помощью объединения значений в группы по одному или нескольким признакам или атрибутам происходит их обобщение.
Вместе с проблемой категориальных структур обсуждают обычно форму пред-ставленности значения. В исследованиях значения наиболее изучены формы его фиксации в языке (значения слов, предложений и т. д). Невербальные формы значения(значения изображений, плакатов, эмблем, мимических и выразительных движений) гораздо менее изучены. Было даже распространено мнение, что значение связано только с вербальными стимулами. Однако образы и символы могут быть организованы в устойчивую систему отношений, которая функционирует как категориальная система. Это было показано, например, в исследовании В.Ф. Петренко [1983], применившего метод невербального семантического дифференциала. Испытуемым предлагалось оценить стимулы (понятия) с помощью шкал, заданных картинами Чюрлениса; результаты подтвердили, что визуальные образы могут образовывать устойчивую сетку отношений. При этом выделенные факторные структуры являются универсальными для разных испытуемых.
Такие данные согласуются с теорией двойного кодирования А. Пайвио, постулирующей существование двух параллельных систем значений: образной и вербальной (см. [Величковский, 1982, с. 104]). Однако возникает вопрос о характере этой семантической системы, уровнях ее организации, соотношении с вербальной системой. В последнее время стало популярным представление М. Поттера [Potter, 1979] о третьей амодальной системе семантических кодов, которая не является ни вербальной, ни образной. В данном случае вербальные и образные способы обработки информации — лишь путь к этой третьей системе. Например, в одном из исследований было продемонстрировано, что верифицирование (установление истинности) утверждений происходит гораздо быстрее, если они представлены в образной форме. Было также показано, что это связано не столько с двойным кодированием информации, сколько с тем, что образная форма позволяет более быстро выйти на системы значений [Goolka-sian, 1996]. В других случаях, напротив, более быстрый доступ к значению могут обеспечить вербальные формы репрезентаций [Хофман, 1986, с. 185-189].
В настоящее время активно исследуются коннотативные значения, «стоящие» за художественными образами, музыкой, танцевальными движениями и т.д. Особое место занимают исследования семантики цвета, поскольку именно при исследованиях значений цветов можно легко разделить перцептивный, вербальный и категориальный аспекты восприятия и выявить их взаимовлияние. Например, исследуя процесс усвоения детьми названий цветов, Н. Сойа в ряде экспериментов показала, что в детском развитии
существует момент, когда ребенок использует цвета для категоризации, понимает их соотношение с различными предметами, но путает вербальные обозначения [Soja, 1991]. В другом эксперименте психологи выявили, что в языке центральноамериканского племени кечи для обозначения цветов употребляются всего пять прилагательных. Однако испытуемые прекрасно отличали зеленые предметы от синих, хотя и обозначали их одним словом [Цолингер, 1995].
Многие исследователи считают, что цвета могут выступать символами устойчивых аффективных систем значений. Было показано, например, что отношение к основным цветам у всех народов примерно одинаковое. Желтый и красный считаются «теплыми», красный при этом кажется особенно привлекательным, хотя иногда вызывает тревогу. Голубой же цвет, напротив, представляется «спокойным». Такое устойчивое отношение к цветам обусловливается их физиологическим значением для человечества как вида [Эйбл-Эйбесфельдт, 1995].
Третье важное направление исследований связано с понятием коннотативного значения. Оно часто описывается как влияние мотивов и эмоций на семантическую организацию значений.В ряде экспериментов было продемонстрировано, что наряду с частотностью слова большое значение имеет его так называемый эмоциональный индекс [Broadbent, Broadbent, 1980]. Действительно, различные слова несут разную эмоциональную нагрузку. Как же соотносятся рациональная (логическая) и аффективная системы значений, насколько включение эмоциональных факторов искажает категориальные структуры? В этой области получены интересные данные. Например, включение в списки таких слов, как «труп» и «гроб», резко искажало характер классификации слов (в частности, состав элементов, входящих в кластеры), которую проводил испытуемый [Петренко, 1983].
Влияние мотивационных и личностных факторов на формирование системы значений представляет столь же большой
интерес. Хотя эта проблема традиционно исследуется в рамках психологии личности, она затрагивает и механизмы протекания когнитивных процессов. Дж. Кел-ли предложил понятие «личностные конструкты» для обозначения системы установок и отношений человека к миру, опосредующих восприятие и оценку разного рода объектов и явлений окружающего мира. В отечественной психологии эта проблема продуктивно разрабатывается в рамках концепции личностного смысла [Леонтьев, 1975].
Основные методы
К психосемантическим методам можно отнести те, с помощью которых мы можем определить значение или смысл того или иного слова, предмета, явления. При этом, поскольку существуют разные виды значений, — можно использовать и самые разнообразные методы.