Понятие репрезентации. Два вида репрезентаций
Мы видели, что сетевая модель памяти не позволяет ответить на вопрос, почему некоторые знания актуализируются быстро и без труда, тогда как другие знания требуют для своей актуализации усилий, не всегда приводящих к желаемому результату (феномен «на кончике языка»). Была высказана идея, что моделирования работы памяти в виде статичных и неизменных модулей недостаточно, так как переработка, сохранение и воспроизведение информации происходят в соответствии с целями, стоящими перед индивидом.
Ж.-Фр. Ле Ни ввел понятие репрезентации, с помощью которого удалось зафиксировать одновременно структурную стабильность и динамичность знаний. Он различал репрезентации-типы и временные репрезентации. Первые составляют основу наших знаний о мире и имеют пропозициональную структуру. Вторые суть формы, в которых проявляется знание применительно к данной ситуации. Сходную дихотомию предлагает Ж.-Фр. Ришар [Richard et al., 1992]: он различает собственно знания и текущие репрезентации. Последние являются частью долговременной памяти и отвечают за отражение ситуации, связанной с выполняемой деятельностью.
Структура постоянных репрезентаций вДП
Одни авторы полагают, что существует единый формат хранения для всех знаний. Разработаны разные модели, дающие
представления о том, как соотносятся между собой различные компоненты знания (концепты, категории, признаки). В самом общем виде можно выделить два класса моделей: 1) модели сети, разрабатываемые в основном в коннекционизме, и 2) таксономические модели.
Сторонники коннекционистского подхода исходят из того, что элемент сети представляет собой гомогенную единицу, а адекватным описанием структуры знания является сеть, в которой различные компоненты, неразличимые с логической точки зрения, отличаются только числом и характером связей с другими компонентами. Аргумент в пользу такого моделирования — наше незнание того, что является компонентом, а на основе результатов запоминания и иррадиации «знаний» мы можем судить только о связях. Эти связи позволяют построить пропозициональные сети с заданными заранее операциями (часть чего-то является предикатом и т. д.). С помощью коннекционист-ских моделей удается показать (например, [Mangold-Allwin, 1995]), что вклад отдельных компонентов при определении категории не является стабильным, он изменяется в зависимости от того, какие еще компоненты использует испытуемый при выполнении задач.
В класс таксономических моделей входит множество теорий, отличающихся прежде всего пониманием того, что есть признак и каковы правила организации признаков в таксономии (включение в класс, часть-целое и т. д.). Например, Э. Шобен и Л. Рипс (1973) выделили дефинитивные и характеристические признаки.
С именем Э. Рош связывают появление двух важных понятий, определивших экспериментальное изучение структуры знаний в течение последних 20 лет: понятия базового уровня и типичности. Согласно Рош, базовый уровень — промежуточный уровень абстракции, спонтанно актуализируемый испытуемыми при выполнении широкого класса когнитивных задач. Под типичностью она понимала самый репрезентативный пример на базовом уровне абстракции. Было получено
много экспериментальных подтверждений негомогенности таксономической структуры категорий и наличия в этой структуре предпочтительных уровней абстракции. На этом уровне абстракции находятся самые репрезентативные примеры категории, названные прототипами. Переработка на этом уровне происходит эффективней, прототипы легче называются и визуализируются, лучше запоминаются. Таким образом, было доказано, что в ментальном пространстве нарушается евклидова метрика: при сравнении двух объектов существенным для результата оценивания является то, что испытуемый выбирает в качестве точки референции. Если в качестве точки референции используется прототип, то объекты «притягиваются» к нему. Следовательно, можно сказать, что прототипы оказывают максимальное интерферирующее действие на объекты, принадлежащие к той же категории. К аналогичным выводам пришла Фр. Кордье [Cordier, 1993]. В ее работе приводятся данные экспериментов, в которых испытуемые сопоставляли различные примеры, принадлежащие к одной и той же категории. Оказалось, что расстояние от типичного примера к нетипичному меньше, чем от нетипичного к типичному. Другими словами, процедура, обратимая с логической точки зрения, необратима с психологической.
В экспериментах Д. Дюбуа с соавт. [Clark et al, 1987] показано, что эффективность называния рисунков (животных) — отнесения их к какой-либо категории — зависит от степени типичности изображенных на них животных, и прежде всего — от перцептивных черт, несущественных с точки зрения категоризации этих черт.
Можно выделить класс теорий, в которых допускается существование двух форм репрезентации, принципиально несводимых друг к другу. Наибольшее распространение получила дихотомия пропозициональной и аналоговой формы.
Классической является модель А. Пай-вио [Clark et al, 1987] — модель двойного кодирования. Постулируется, что вербальные и невербальные символические
системы функционируют разными способами. Выделены две системы: система вербальной и образной репрезентации. Единицами вербальной репрезентации являются логогены (Дж. Мортон) — «похожие на слова сущности, включающие визуальные и фонематические признаки» [Clark et al, 1987, с. 6]. Невербальная система работает при помощи имагенов, которые «кодируют модально-специфическую информацию о невербальном, перцептивном и сенсорно-моторном опыте» [там же]. В невербальной системе объекты хранятся как интегративные, континуальные, холистические репрезентанты, которые «не могут быть легко разделены на отдельные элементы». Согласно теории двойного кодирования, логогены и имагены работают на 3 уровнях (см. приложение).
На первом (низшем) уровне — процессах репрезентации — логогены и имагены активируются соответствующими объектами или словами. Они управляются физическими характеристиками слов и объектов.
Психологическим коррелятом этих процессов является знакомость. На втором уровне — референции — логогены и имагены взаимно активируют друг друга. Этому уровню соответствует задача «представить слово» или «назвать картинку». И наконец, на третьем — ассоциативном — уровне происходит активация одних лого-генов посредством других и одних имагенов — посредством других. Это — система репрезентации абстрактных слов и сложных пространственных образов. На этом уровне кодирования нет прямого перехода между логогенами и имагенами.
Теория двойного кодирования нашла широкое экспериментальное подтверждение. Например, она объясняет, почему процесс когнитивной переработки тех явлений, для которых не удается найти образных аналогов, отличается от переработки высокообразных событий. По данным Л. Ларошель и др. (цит. по: [Cordier, 1993]), выполнение задачи категоризации на плохо визуализируемом материале приводит к тому, что начинают
доминировать абстрактные характеристики объектов.
Согласно этой модели, продуктивность запоминания повышается в том случае, если информация имеет двойную форму кодирования. Образная память имеет большую стойкость по сравнению с вербальной памятью. Преимущества образной памяти особенно проявляются в тестах на узнавание (по сравнению с воспроизведением — непосредственным и отсроченным). В частности, при разработке большинства мнемоник используется образный код для повышения продуктивности запоминания.
По данным Д. Хэнги [Hanngi, 1989], который оценивал по специальному опроснику индивидуальные различия в способности к «воображению», хорошие имажинато-ры уже на ранних ступенях процесса переработки информации предпочитают стратегии визуального кодирования — и это способствует лучшему сохранению информации о событиях в реальной жизни.
Декларативная и процедурная память
Впервые деление на процедурную и декларативную память было описано К. Ко-хеном с соавт. (цит по: [Richard et al., 1995]) в терминах «знать что» и «знать как». Исследователи обратили внимание, что некоторые больные амнезией имели трудности в припоминании и узнавании, но могли выполнять довольно сложные когнитивные задачи. Затем это деление на процедурное и декларативное знание получило экспериментальное подтверждение при обследовании здоровых людей. Предполагается, что процедурное знание направляется автоматизмами, мало осознается и трудно вербализуется. Для актуализации декларативного знания требуется осознание, и оно чувствительно к ат-тенционным нагрузкам.
Оба вида знания участвуют в процессе когнитивной переработки. Декларативное знание может переходить в процедурное по мере его автоматизации. По мнению К. Хигби [Higbee, 1987], этот же переход мы наблюдаем в процессе обу-
чения мнемоникам: сначала любая мнемоника является декларативным знанием, а по мере ее упрочения и автоматизации — процедурным [тамже, с. 418].
Есть нейропсихологические обоснования правомерности выделения данных форм памяти: по данным Л. Сквайера [Squire et al., 1994], при болезни Паркин-сона наблюдается патология в когнитивных навыках, но сохранным остается воспроизведение и узнавание, тогда как при болезни Альцхаймера — наоборот. П. Хертель и соавт. [Hertel et al., 1990] обратили внимание, что у депрессивных пациентов ухудшается только декларативная память (продуктивность процедурной сохраняется). Авторы объясняют этот феномен нежеланием больных использовать когнитивные стратегии, необходимые для выполнения задач на декларативную память.
Ж.-Фр. Ришар [Richard et al., 1992], исследуя природу функционирования знаний, обратил внимание на то, что одни и те же «концептуальные знания» изменяются в зависимости от того, стоит ли перед испытуемым задача понимания смысла текста или формирования программы действий (автор называет последнее партикуляризацией). Поэтому он предлагает при анализе репрезентаций использовать следующую схему: различать концептуальные, образные, связанные с действием, и социальные репрезентации.
Концептуальные репрезентации конституируют наше знание о мире и выражаются при помощи предикативной структуры языка.
Все элементы, входящие в концепт, должны обладать свойствами, которые являются необходимыми и достаточными для определения данного концепта. Концепты различаются по уровню общности и объему (числу элементов, образующих данный концепт). Чем больше общность, тем меньше объем концепта. Концепт можно описать с точки зрения классической логики как класс, все элементы которого эквивалентны, и где смежные классы однозначно отделены друг от друга: достаточно указать, обладает ли элемент ка-
кими-то признаками для того, чтобы определить его принадлежность к классу.
Классическая точка зрения достаточно хорошо описывает искусственные концепты, но не пригодна для моделирования естественных категорий, для которых практически невозможно дать исчерпывающую и полную дефиницию. Помимо физических свойств естественные категории характеризуются функциональными свойствами.
Согласно релятивистской точке зрения не все члены категории (примеры концепта) являются равнозначными: некоторые из них оказываются более репрезентативными по сравнению с другими. Таким образом, можно говорить, что примеры различаются по степени типичности..
Образные репрезентации отражают пространственные характеристики: формы объектов, их относительный размер и положения, их ориентации.
В настоящее время накоплен огромный экспериментальный материал по категоризации сюжетных рисунков, пиктограмм, геометрических фигур, изображений лиц и пространственных карт. Образные репрезентации, так же как и концептуальные, описываются с помощью моделей прототипа. Образные прототипы «подчеркивают» сходство между объектами, принадлежащими к одному классу и уменьшают сходство между объектами, принадлежащими к разным классам. В экспериментальном исследовании ТА Ребе-ко было показано существовании так называемых да и нет прототипов, т.е. ментальных репрезентаций, отвечающих либо за приятие (оценку объектов как относящихся к определенной категории), либо за отвержение (оценку объектов как не относящихся к этой категории, принятие и отвержение объектов).
Репрезентации, связанные с действием, — это наше знание о действиях. В последнем можно выделить два аспекта: первый — семантический — позволяет понять значение действия и выражается посредством языка. Второй аспект непосредственно связан с исполнением действия, направляет и контролирует его.
Функциональные репрезентации допустимо по аналогии с концептуальными рассматривать как организованные в таксономическую сеть, в которой выделяется базовый уровень и прототипы. Базовая структура действия организована двумя существенными компонентами: целью действия и способом его реализации. При интерпретации как своих так и чужих действий возможно доминирование одного из компонентов действия — либо действие интерпретируется исходя из его цели, либо действие интерпретируется в связи с формированием программы действий. Но в отличие от концептов, имеющих языковое выражение, не все репрезентации действия связаны с языком.
Функциональные репрезентации тесно взаимодействуют с образным кодом (в частности вследствие того, что выполнение операций — элементов действия — зависит от контекста).
Е.А. Артемьева [Артемьева, 1999] разработала модель «семантических универсалий», которые наряду с концептуальными и образными компонентами включают функциональные структуры. Автор вводит так называемые семантические корреляты активности, которые предопределяют способ «оперирования» с объектом: «то, как мы манипулируем с объектом, зависит от того, что мы о нем знаем» (там же, с.214).
Социальные репрезентации изучались преимущественно с социологии и социальной психологии. Социальные репрезентации играют важную роль в поддержании социальных контактов, а также в адаптивном планировании, предвосхищении и реализации скриптов. Помимо этого социальные репрезентации участвуют в формировании и поддержании «образа Я». По мнению Дуаза, репрезентации отвечают за использование приемлемых способов социального поведения. Социальные репрезезентации участвуют в понимании и интерпретации поведения других лиц [Верньо, 1998].
Против выделения двух видов памяти — основанной на знании «ЧТО» и
«КАК» — возражает И. Хоффманн [Hoffmann, 1990]. Он полагает, что это деление основано на ошибочном представлении о когнитивном процессе, согласно которому сначала имеет место восприятие, а затем — действие. «Переработка раздражителя и подготовка реакции понимаются как непосредственно связанные и протекающие параллельно процессы». И далее: «...эта тесная переплетенность между определением тождества стимулов и подготовкой подходящего к ним поведения говорит против их реализации в отдельных друг от друга репрезентациях» [там же, с. 255]. Автор разрабатывает модель механизмов антиципации, управляющих поведением. Согласно этой модели, знание хранится в форме связи между следующими компонентами: состоянием, конечным состоянием, необходимым поведенческим актом и результатом этого поведения, т. е. в форме, которая указывает на то, «какие классы изменений могут быть осуществлены для каждого класса ситуаций посредством тех или иных классов поведенческих актов» [там же, с. 261] (см. приложение).
Проблема соотношения знаний «ЧТО?» и «КАК?» может быть переформулирована в проблему функционирования знаний в процессе когнитивной переработки.
Ле Ни [Le Ny, 1988] различал репрезентации-типы и временные репрезентации. Первые составляют основу наших знаний о мире и имеют пропозициональную структуру. Вторые суть формы, в которых проявляется знание применительно к данной ситуации. Сходная дихотомия «постоянного-временного» была положена Барсалу [Barsalou et al, 1986] при анализе категорий. Автор выделил два вида категорий: естественные категории, организованные согласно таксономии, и категории, образованные в зависимости от цели и обстоятельств, так называемые ad hoc категории. Ришар [Ришар, 1998] различает собственно знания и текущие репрезентации. Первые отражают относительно стабильную систему знаний и являются частью долговременной памяти, вторые — знания ситуационные, они от-
вечают за отражение ситуации, формируются применительно к выполняемой деятельности, зависят от целей и условий.
Принято в качестве временных репрезентаций выделять схемы и скрипты. Схемы описывают временную организацию объектов, скрипты — временную организацию событий.
Деление на постоянное-временное правомерно не только в отношении объектов, но действий. Постоянным репрезентациям соответствуют собственно действия (организованные концептуально), а временным репрезентациям — процедуры, приуроченные к конкретным условиям (см.подроб-нее: [Richard, 1995, с.209 и далее]).
Схема и скрипт
Впервые понятие схемы в связи с получением новых знаний ввел Бартлетт в 1932 г. В схеме (с точки зрения ее функционирования) можно выделить несколько основных характеристик. Во-первых, схемы представляют собой нечто целое при одновременной автономии относительно других знаний. Схема определяется не только через присущие объекту свойства, но и через контекст, в котором она реализуется. Во-вторых, схема имеет обобщенный и абстрактный характер. В ее структуре имеется несколько пустых мест, которые можно заполнить специфическими элементами ситуации: эта операция называется партикуляризацией (или «подыскиванием примера»). Схема позволяет дополнить себя недостающей информацией. В экспериментальных исследованиях было показано, что читая текст (напоминающий по структуре схему), испытуемые «добавляют» недостающие элементы. То же самое верно и в отношении скрипта (например, «пошли в кино» дополняется действием «купили билет»).
Скрипт представляет собой что-то вроде плана действия, в котором отдельные исполнительские действия могут заменять друг друга при условии реализации поставленной цели.
Постоянные и временные репрезентации взаимно влияют друг на друга. Во-
первых, в ходе онтогенеза и микрогене-за происходит изменение постоянных репрезентаций.
Постоянные репрезентации изучались в связи с проблемой формирования понятий, построения новых категорий, созданием схем и скриптов. Верньо ввел понятие «концептуального поля», с помощью которого подчеркивается, что усвоение новых понятий зависит от освоенности прочих понятий, входящих в концептуальное поле (примерами концептуальных полей в области математики являются структуры сложения, вычитания, умножения и деления [Верньо, 1998]).
Временные репрезентации исследовались в связи с проблемой организации и управления поведением. Ок и Аламберти [Alamberti et al., c.413] разработали следующую модель управления деятельностью, состоящую из трех уровней: автоматизированных операций, базового уровня и пересмотра текущей репрезентации.
Базовый уровень соответствует обобщенному анализу ситуации, что позволяет набросать приблизительный план «незавершенных» позиций и приладить текущую репрезентацию. «Незавершенные» позиции перерабатываются, и на основе такой переработки принимается решение. Иногда разрыв между ожидаемыми и наблюдаемыми параметрами поведения требует пересмотра репрезентаций, что соответствует наивысшему уровню функционирования скрипта.
Опосредствованная и непосредственная, произвольная и непроизвольная память
В отечественной психологии с 1960-х гг. изучалась роль мнемических средств в организации и функционировании мнеми-ческой системы. А.А. Смирнов [Смирнов, 1966], рассматривая генезис мнемической функции, подчеркивал роль внешних опор запоминания. Термины «внешне и внутренне опосредствованная память» были введены А.Н. Леонтьевым для описания процесса «вращивания» знаковых средств при запоминании. Исследования В.Я. Ля-удис [Корж, 1990] показали, что в процессе
развития памяти детей знаки сначала используются для обозначения и внешней регуляции внутреннего плана представлений, а затем они интериоризируются и начинают выполнять регуляторную функцию в процессах запоминания и припоминания.
П.И. Зинченко [Зинченко, 1961] провел серию экспериментов, направленных на изучение произвольного и непроизвольного запоминания. Автор сравнивал продуктивность непроизвольного запоминания одного и того же материала в зависимости от того, какое место занимает этот материал в структуре деятельности (мотив, цель, способ выполнения деятельности). Был получен убедительный результат: материал, связанный с целью, запоминается лучше по сравнению с материалом, связанным с условиями достижения цели; фоновые раздражители запоминались хуже всего.
Автор исследовал особенности запоминания в зависимости от того, насколько активной и содержательной была та мыслительная работа, «внутри которой осуществлялось запоминание». Испытуемым давалась задача механически запомнить слова или найти смысловую связь между ними. Было показано, что чем более осмысливалось содержание слов и чем больше требовалось активности при этом осмысливании, тем лучше запоминались слова.