Воспитание и обучение детей-левшей. В

большинстве работ, посвященных вопро­су воспитания и обучения детей-левшей, внимание концентрируется на приспо­соблении леворуких детей к традицион­ным методикам обучения и воспитания. Однако в последнее время появились ис­следования, указывающие на необходи­мость учета и других проявлений левше-ства — сенсорного, моторного, когнитив­ного. Много работ направлено на анализ нецелесообразности и даже недопустимо­сти переучивания леворуких детей. В большинстве случаев переучивание лево­руких детей приводит к нарушениям пси­хического развития, возникновению труд­ностей в обучении и даже вызывает невро­тические и соматические расстройства.

В работах М.А. Матовой (1987) было показано, что левые асимметрии слуха и зрения коррелируют с уровнем вербально­го и невербального мышления, а показа­тели продуктивности доминантности лево­го уха связаны с уровнем кратковременной памяти на невербальные стимулы. Автор предлагает учитывать разные профили фун­кциональной асимметрии, обуславливаю­щие развитие различных способностей, для индивидуализации программ школьно­го и профессионального обучения.

По оценкам А.В.Семенович (1991), 70% детей, испытывающих трудности в школьном обучении являются левшами. Трудности в освоении письма, особенно­сти мышления, эмоциональная неустой­чивость настоятельно требуют психоло­го-педагогического сопровождения в обучении и воспитании детей-левшей.

В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман (1998) показали, что типам функциональной асимметрии мальчиков и девочек соот-вествуют разные варианты психологи­ческих особенностей, которые необхо­димо учитывать при воспитании и обу­чении детей. Трудности в обучении пра-вополушарных детей связаны со степе­нью выраженности левых признаков асимметрии. У мальчиков большая вы­раженность левых признаков встречает-

ся чаще, чем у девочек. Более деталь­ный анализ профиля асимметрии позво­лил авторам более детально проанали­зировать психологические особенности детей с разными профилями и описать трудности воспитания и обучения в за­висимости от профиля асимметрии.

В США и Великобритании давно от­казались от переучивания детей-левшей. Там выросло уже несколько поколений леворуких людей, лишенных дискрими­нации по признаку рукости.

В России положение левшей стало из­меняться, хотя и медленно. Психологам, физиологам предстоит приложить еще много усилий для создания полноценных условий обучения и воспитания левшей, что в полной мере относится и к правшам.

Профессиональная ориентация и отбор.Профессиональная ориентация означает учет профиля функциональной асиммет­рии при выборе профессии и подготовке к ней. Идеальной была бы ситуация, в ко­торой при оценке профиля асимметрии предлагается ряд рекомендуемых деятель-ностей, где можно достичь высоких ре­зультатов, сохранив психическое и сома­тическое здоровье, и ряд профессий, не­соответствующих индивидуальной орга­низации человека, где высока вероятность возникновения заболеваний и низка веро­ятность достижения успеха.

Приведем пример, связанный с про­фессией летчика. Современный само­лет — очень сложно организованная си­стема управления, ориентированная на правшей. Из числа претендентов на зачис­ление в летное училище число левшей, не прошедших медицинскую комиссию пре­обладает. В процессе обучения и пос­ледующей работы происходит естествен­ный отбор левшей. Среди левшей боль­шее число курсантов, допускавших пред-аварийные ситуации, больше число с раз­вивающимся неврастеническим синдро­мом. Достоверно высок процент левору­ких среди погибших летчиков. У левшей часты ошибки в определении направле­ния полета, больше ошибок при воспри­ятии информации на приборах. Случают­ся зеркальные восприятия и моторные

персеверации, когда летчик путает, какой двигатель он должен включить: правый или левый. Проявление левшества рук, зрения и слуха сопряжены с ухудшением качества деятельности. Такие летчики плохо осваивают новые задания, новые типы самолетов, у них часто возникают аварийные ситуации. Наблюдается появ­ление пространственных иллюзий, ошиб­ки в восприятии пространства и про­странственного положения машины (цит. по: [Доброхотова, Брагина, 1994]).

В работах Т.К. Чернаенко и Б.В. Бли­нова (1988) было показано, что профили асимметрии у руководителей полетов в гражданской авиации сопряжены с раз­личными стилями руководства. Авторы предлагают модифицировать систему пси­ходиагностики и профотбора с учетом ин­дивидуальных профилей асимметрии.

Перспективы

Эволюционный принцип латерализации мозговых функций в человеческом сооб­ществе реализован в организации мира как правостороннего, ориентированного преимущественно на правшей. Увеличе­ние числа левшей за последние десятиле­тия ставит серьезные проблемы перед со­циумом. Вероятное нарушение экологии может привести к изменению эволюци­онных закономерностей, способствую­щих становлению правшества и препят­ствующих развитию левшества. Вероят­ное учащение форм психической деятель­ности левшей, представляющих собой от­личную от правшей психическую органи­зацию, ставит вопрос о возможности из­менений общечеловеческого интеллек­туального потенциала, его структуры [Доброхотова, Брагина, 1994]. Если о за­кономерностях психической организации правшей известно достаточно много, то особенности психической организации и ее динамики левшей, которые имеют бо­лее разнообразные профили асимметрии, изучены крайне недостаточно. Это не по­зволяет прогнозировать развитие социума с учетом роста левшества.

Направление науки, изучающее с латерализацией психических функций, явля­ется бурно развивающейся областью зна­ний, предполагающей системный подход к данной проблеме. Асимметрия в разви­тии психических функций, тесно связан­ная с мозговой межполушарной латера-лизацией, требует объединения усилий психологов, нейрофизиологов, врачей. Данные об асимметрии в развитии психи­ческих функций и межполушарной специ­ализации чрезвычайно противоречивы, отрывочны и несистемны. Однако даже современный уровень разработки данной проблемы демонстрирует ее чрезвычай­ную важность в понимании природы че­ловека. Одной из самых перспективных линий в реализации изучения проблемы латерализации являются, на наш взгляд, психофизиологические исследования раз­вития функциональной асимметрии в процессе онтогенеза человека, что позво­лит проанализировать механизмы латера­лизации через их становление и взаимо­связь. Подобные исследования трудно осуществить при исследовании взрослого человека и очень проблематично — при изучении патологических процессов.

Рекомендуемая литература

Бианки В.Л. Асимметрия мозга животных. Л.: 1985.

Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л.: 1989.

Блум Ф., ЛейзерсонА., ХофстедтерЛ. Мозг, разум и поведение. М, 1988.

Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М, 1994

Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девоч­ки—два разных мира. М.: Линка-Пресс, 1998.

Красота и мозг/Под ред. И. Ренчлера, Б. Херц-бергер, Д. Эпстайна М., 1995.

Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М., 1991

Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. М., 1983.

Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.

Хамская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Енико-лопова Е.В. Нейропсихология индивидуаль­ных различий. М., 1997.

Нейропсихология сегодня. М.,1995.

Список литературы

Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование как

механизм поведения //Вопросы психологии

1963. №5. С. 81-89. Аршавский В. В. Межполушарная асимметрия в

системе поисковой активности. Автореф.

докт.дисс.Л., 1990

Айрапетянц В.А. Функциональная организация моз­га леворуких детей //Леворукость, антропо-изометрия и латеральная адаптация. М., 1985.

Айрапетянц В.А. Латеральная характеристика школьников Москвы //Леворукость у детей и подростков. М., 1987. С. 21—35.

Бодров В.А., Доброхотова Т.А., Федорчук А.Г. Функциональная асимметрия парных орга­нов и профессиональная эффективность летчиков // Физиология человека. 1990. Т.16.№6. С. 142-148.

Грюссер П., Зелке А., Цинда Т. Функциональная асимметрия мозга и ее значение для искусст­ва, эстетического восприятия и художествен­ного творчества // Красота и мозг. М.,1995. Гл. 11. С. 265-299.

Деглин BJT. Функциональная асимметрия мозга и ге­терогенность мышления или как решаются сил­логизмы с ложными посылками в условиях пре­ходящего угнетения одного полушария // Ней­ропсихология сегодня. 1995. Разд.1. С. 28—38.

Зенков Л.П., Попов Л.Г. Специализация полуша­рий по типу организации памяти // Асиммет­рия мозга и памяти. Пущино, 1987. С. 22—30.

Ермаков П.Н. Психомоторная активность и фун­кциональная асимметрия мозга. Ростов-на-Дону, 1988.

Матова М.А. Леволатеральность сенсомоторных функций и познавательные способности подростков // Леворукость у детей и подро­стков. Ростов-на-Дону, 1987. С. 51—54.

Радил Т. Гносеологические аспекты парапсихо­логии // Методологические аспекты изуче­ния деятельности мозга. М., 1986. С. 59—66.

Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогене­зе человека. М., 1992.

Семенович А.В., АрхиповБ.А., Фролова Т.Г., Исаева Е.В. О формировании межполушарного вза­имодействия вонтогенезе//1-я Международ­ная конференция памяти А.РЛурия. Сборник докладов под ред. Хомской Е.Д., Ахутиной Т.В. М.: Изд. «Российское психологическое общество», 1998. С. 215—224.

Чернаенко Т.К., Блинов Б.В. Прогнозирование особенностей психического склада руково­дителя на основе выраженности функцио­нальных асимметрий // Психол. журн. 1988. № 9. С. 76-82.

Annett M. Handedness in families // Ann. Hum. Genet. 1973. V. 37. P. 93-105.

Annett M. Spatial abilitiy in subgroups of left and right banders// Br.J.Psychology. 1992. V. 83. P. 493-515.

Annett M. Handedness as a Continuous Variable with Dextral Shift: Sex, Generation, and Family Handedness in Subgroups of Left- and Right-Handers//Behavior Genetics. 1994. V. 24, № 1. P. 51-63.

Annett M. The right shift theory of a genetic balanced polymorphism for cerebral dominance and cognitive processing // Current Psychology of Cognition. 1995. V. 14. P. 427-480.

Bakan P., Dibb G, Reed P. Handedness and Birth Stress // Neuropsychologia. 1973. V. 11. P. 363-366.

Beaumont G, Dimond S. Brain Disconnection and

Schizophrenia // British J. of Psychiatry. 1973. V. 123. P. 661-662.

Brackbridge C.J. Secular variation in handless over ninety years. // Neuropsychologia. 1981. V. 19. № 3. P. 459-508.

Cohen L.B., Cashon C.H. A Pussle in Infant Face Perception // Paper presented at the 1CIS, 2000, Brighton.

Collins R.S. On the Inheritance of Handedness, 11: Selection for Sinistrary in Mice//J. of Heredity 1969. V. 60. P. 117-119.

Cornish K.M. The Gershwind and Galaburda Theory of Cerebral Lateralisation: An Empirical Eva­luation of its Assumptions // Current Psycho­logy. Spring. 1996. V.15. № 1. P. 68-76.

De Schonen S. & Mathivet E. First come, first served: A scenario about the development of hemi­spheric specialization in face recognition during infancy // Cah.psychol. cognit.Europ. Bull. Cognit. Psychol. 1989. V.9. № 1. P. 3-44.

De Vries J.I.P. The origins of the lateralized func­tions in human fetal development // The Deve­lopment of sensory, motor and cognitive abilities in early infancy. European research conference. Spain, 1996. P. 2.

De Vries J.I.P., Wimmers R.H., Ververs I.A.P., Savels-bergh G.J.P., van Geijn H.P. Fetal Handedness and Head Position Preference: A Developmental Study//Dev. Psychology. 2001. 39: 171-178.

Dewson J.H. Preliminary Evidence of Hemispheric Asymmetry of Auditory Function in Monkeys // Lateralization in Nervous System (Eds S. Har-nad, R.Doty, L.Goldstein, JJaynes and G. Kra-uthmer). New York: Academic Press, 1977.

Egitton E., Annett M. Handedness and Dislexia: a Meta-analisis // Perceptual and Motor Skills. 1994. V. 79. P. 1611-1616.

Galaburda A.M., Le May M., KemperT.T., Geschwind N. Right — left asymmetries in the brain // Science. 1978. № 99. P. 1098-1099.

Gassaniga M.S., Volpe В., Smylie C, Wilson D.H., LeDous J.E. Plasticity in Speech Organization Following Commossurotomy // Brain. 1979. V. 102. P. 805-816.

Geschwind N. The biological foundation. N.Y., 1984.

Gershwind N., Galaburda A.M. Cerebral Laterali­sation: Biological Mechanisms // Associations and Pathology. 1987. Cambridge, MA, MIT.

Hamilton C.R. An Assessment of Hemispheric Spe­cialization in Monkeys // Evolution and La­teralization of the Brain (Eds. S.Dimond and D.Blizzard). N. Y.: Academy of Sciences, 1977.

Hepper P. G. Handedness in the Human Fetus // Neu­ropsychologia. 1991. V. 29. № 11. P. 1107-1111.

Kimura D. Some Effects of Temporal Lobe Damage on Auditory Perception // Canadian J. of Psy­chology. 1961. V.15. P. 156-165.

LalandK.N, Kumm J., Van Horn J.D., Feldman M. W. A Gene-Culture Model of Human Handedness // Behavior Genetics. 1995. V. 25. № 5. P. 433-445.

LeDous J.E., Wilson D.H., Gassaniga M.S. Manipulo-Spartial Aspects of Cerebral Lateralization: Clues to the Origin of Lateralization // Neuro­psychologia. 1977. V. 15. P. 743-750.

Lemay M., Geschwind N. Difference in Brain of Great Apes.// Brain, Behavior and Evolution. 1975. V. 11. P. 48-52

Levine S.K., Welch K.M. Common carotid artery occusion // Neurology. 1989. V. 39. № 2. P. 87-91.

Levy J. Possible basis for the evolution of lateral specialization of the human brain //Nature. 1969. V. 229. № 5219. P. 614-615.

Levy J., Trevarthen С Perceptual, Semantic Lan­guage Processes in Split-Brain Patientes // Brain. 1977. V. 100. P. 105-118.

Nottebohm F. Asymmetries in Neural Control of Vocalization in the Canary // Lateralization in Nervous System 1966. V.I. P. 35-41.

Petersen M.R., Beecher M.D., Zoloth S.R., Moody D.B., Stebbins W.C. Neural Lateralization of Species-Specific Vocalization by Japanese Ma­caques//Science. 1978. V. 202. P. 324-326.

Previc F.H. A General Theory Concerning the Pre­natal Origins of Cerebral Lateralisation in Humans// Psychological Review. 1991. V. 98. № 3. P. 299-334.

Salk L. The informance of the heartbeat rhythm to human nature: Theoretical, clinical, and expe­rimental observations // Proceeding of the 3rd World congress of Psychiatry. Toronto: Univer­sity of Toronto Press, 1961. P. 740-746.

Satz P., Balkker D.J., Tenunissen J., Goebel R., van der Vlugt H. Developmental Parameters of the Ear Asymmetry: A Multivariate Approach // Brain and Language. 1975. V.2. P. 171-185.

Simon F., Farroni Т., Cassia V.M., Turati С Face recognition in newborns // Paper presented at the ICIS,2000, Brighton.

Todd В., Butterworth G. Her Heart is in the Right Place: An Investigation of the "Heartbeat Hypo­thesis" as an Explanation of the Left Side Cradling Preference in a Mother with Dextrocardia // Early Development and Parenting, 1998. 7: 229—233.

Vargha-Khadem F, Corballis M.C. Cerebral Asym­metry in Infants // Brain and Language. 1979. V. 8. P. 1-9.

Ververs I.A.P., de Vries J.I.P., el al. Prenatal Head Position from 12-38 Weeks. Development As­pects//Early Human Development. 1994. V.39. P.83-91

Waber D. Sex Differences in Cognition: A Function of Maturation Rate? // Science. 1976. V. 192. P. 572-573.

Yeni-Komshian G.H., Benson D. Anatomical Study of Cerebral Asymmetry in the Temporal Lobe of Humans, Chimpanzees and Rhesus Monkeys // Science. 1976. V. 192. P. 387-389.

Zaidel E.A. Technique for Presentation Lateralized Visual Input With Prolonged Exposure. // Vision Research. 1975. V. 15. P. 283-289.

Zaidel E.A. Auditory Language Comprehention in Right Hemisphere Following Cerebral Com-missurotomy and Hemispherectomy: A Com­parison With Child Language and Aphasia // Language Acquisition and Language Breakdown (Ed. A.Caramazza and E.Zurif). Baltimore Johns Hopkins University Press, 1978.

Познание и общение

Наши рекомендации