Введение в системную психофизиологию

2.2.1. Активность и реактивность

2.2.1.1. Две парадигмы в исследовании поведения и деятельности

При всем многообразии теорий и подхо­дов, используемых в психологии, психо­физиологии и нейронауках, их можно условно разделить на две группы. В пер­вой из групп в качестве основного мето­дологического принципа, определяюще­го подход к исследованию закономерно­стей организации поведения и деятель­ности, рассматривается реактивность, во второй — активность.

Известны попытки, заменив пробле­му «активность-реактивность» пробле­мой сопоставления внутренних и вне­шних детерминант поведения, доказать, что упомянутые принципы не обуслов­ливают кардинальным образом различа­ющихся способов описания поведения и деятельности. Однако эта замена не­адекватна. Внутренняя детерминанта вполне так же, как внешняя может быть рассмотрена в качестве стимула, вызы­вающего реакцию. Например, при опи­сании постулируемых механизмов пове­дения, возникающего при нарастании мотивации в отсутствие внешнего сти­мула, используется понятие «мотиваци-онный рефлекс». Основное различие между двумя парадигмами: «реактивно-стной» и «активностной» состоит, как это будет подробно показано ниже, в том, куда на временной шкале «поме­щается» детерминанта текущего поведе­ния — в прошлое или будущее. Под па­радигмой, вслед за Т. Куном, мы будем здесь и далее понимать модель жизни научного сообщества, подразумеваю­щую специфический набор теорий, ме­тодов и необходимого оборудования, принимаемых и применяемых в данном сообществе.

Реактивность

Использование принципа реактивности как объяснительного в научном исследо­вании базируется на идеях Рене Декарта, изложенных им в первой половине XVII века. Декарт полагал, что организм может быть изучен, как машина, основной прин­цип действия которой — рефлекс, обеспе­чивающий связь между стимулом и отве­том. Животные при этом оказывались жи­выми машинами и крики боли животных рассматривались как «скрип несмазанных машин». Человека, тело которого — ма­шина, наличие души освободило от авто­матического реагирования. Душа его со­стоит из разумной субстанции, отличной от материи тела, и может влиять на пос­леднее через эпифиз.

Идеи Декарта давно уже стали достоя­нием не только науки, но и основой «бы­товой психологии» (знание, используемое людьми в быту; P.S. Churchland, S.Mosco-vici), которая свободно оперирует поняти­ями «стимул», «рефлекс», «реакция» и т.д. Эти идеи соответствуют логике, имеющей корни в первобытном мышлении, в соот­ветствии с которой предшествующее об­стоятельство смешивается с причиной (Леви-Брюль). Что же касается науки, со­вершенно очевидно, что рефлекс, сереб­рящийся «благородной сединой столетий» (П.К. Анохин 1945), оставался централь­ным инвариантным звеном психофизио­логических теорий, несмотря на целый ряд изменений, которые претерпели эти тео­рии. С рефлекторных позиций события, ле­жащие в основе поведения, в общем, пред­ставляются как линейная последователь­ность, начинающаяся с действия стимулов на рецепторные аппараты и заканчиваю­щаяся ответным действием.

2.2.1.3. Активность

Рассмотрение поведения и деятельнос­ти как активности, направленной в бу­дущее, включает понимание активнос­ти как принципиального свойства живой материи; конкретная форма проявления активности зависит от уровня организа-

ции этой материи. Категориальное ядро представлений данной группы значи­тельно менее гомогенно, по сравнению с первой. Это ядро сформировалось в результате многочисленных попыток, исходя из разнообразных теоретических посылок, преодолеть механистические реактивностные схемы, заменив их представлениями об активном, целе­направленном поведении.

Так, J. von Uexkull полагал, что поведе­ние должно быть рассмотрено не как ли­нейная последовательность событий, на­чинающаяся с возбуждения рецепторов, а как функциональное кольцо. Дж. Гибсон считал, что среда и организм не являют­ся отдельностями, но образуют функци­ональное единство, к анализу которого принцип стимул-реакция не может быть применен. Был разработан целый ряд других существенно различающихся концепций, которые, однако, объединя­ло признание активности в качестве ба­зового методологического принципа (Н.А. Бернштейн, J. Dewey, К. Koffka, Е.С. Tolman и мн. др.).

Специально следует подчеркнуть, что центральным пунктом теории деятельно­сти, развитой в отечественной психологии, является представление об активном, а не реактивном субъекте. Интересно, что в англоязычной литературе теория деятель­ности переводится как Theory of activity, т.к. в английском языке слово activity (как и, например, слово toiminta в финском) служит одновременно для обозначения и активности, и деятельности.

2.2.1.4. Эклектика в психологии и психофизиологии

В последнее время представление об ак­тивном, целенаправленном характере поведения человека и животного стано­вится все более распространенным. На­ряду с положительными следствиями этот процесс имеет и отрицательные. Не­обходимость в поиске «механизмов» оче­видно целенаправленной активности ориентироваться на нейронауки — ту об­ласть исследований, в которой позиции

рефлекса очень прочны, а также недо­оценка того, что парадигмам активнос­ти и реактивности соответствуют прин­ципиально различающиеся способы опи­сания поведения и деятельности, обус­ловливают эклектичность многих теорий в психологии и психофизиологии. Утвер­ждения, базирующиеся на разных видах эклектического объединения понятий сопоставляемых парадигм (активности и реактивности), можно, упрощая, свести к четырем связанным группам.

1) «Филогенетическая» эклектика. Люди

ведут себя целенаправленно, а жи­вотные — отвечают на стимулы. Це­ленаправленность — преобразован­ная в процессе эволюции реактив­ность (см. выше о «живых машинах»).

2) «Онтогенетическая» эклектика. Впре-

натальном периоде и/или на ранних стадиях постнатального онтогенеза организмы реагируют на стимулы. Лишь на более поздних этапах инди­видуального развития у них форми­руется целенаправленное поведе­ние. Целенаправленность — преоб­разованная в процессе индивидуаль­ного развития реактивность.

3) «Уровневая» эклектика. В основе це-

ленаправленного поведения и дея­тельности — рефлекторные «меха­низмы» или «реализаторы». На выс­ших уровнях организации деятель­ности, психических процессов, по­ведения, движения и т.д. действует принцип активности, целенаправ­ленности, а на низших — реактив­ности. Целостный организм осуще­ствляет целенаправленное поведе­ние, а его отдельный элемент — нейрон реагирует на стимул.

Наши рекомендации