Детей и подростков с проблемами в развитии
В переводе с латинского языка «коррекция» («correction) переводится как «поправка, частичное исправление или изменение». Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
По мере развития практической психологии понятие «коррекция» стало все шире использоваться в возрастной психологии и клинической психологии не только применительно к детям с проблемами в развитии, но и к детям с нормальным психическим и физическим развитием.
В настоящее время психологическая коррекция широко используется в системе психологической помощи детям и подросткам. Учитывая широкий спектр применения понятия психологической коррекции, существует много разногласий относительно его использования. Например, некоторые авторы рассматривают психологическую коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей [Спиваковская, 1988] Другие авторы видят в ней метод психологического воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка [Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990] или совокупность психологических приемов, используемых психологом для коррекции личностных свойств или поведения психически здорового человека [Осипова, 2000]. В патопсихологии и в специальной психологии термин «психокоррекция» используется для обозначения одного из способов психологического воздействия, направленного на коррекцию отклонений в психическом развитии ребенка.
Нередко понятие «психологическая коррекция» подменяется понятием «психотерапия». Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — уход) — это система специально организованных методов лечебного воздействия., Психокоррекция, как явствует из данного термина, направлена на исправление тех или иных расстройств. Однако различия в понимании сущности психокоррекции и психотерапии возникли не в соответствии со спецификой их воздействия на личность, а в связи с укоренившимся в нашей стране мнением, что психотерапией могут заниматься только специалисты, имеющие специальное медицинское образование, а психокоррекцией — психологи. Следует подчеркнуть, что термин «психотерапия» является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым специалистом-психологом.
И психокоррекцию, и психотерапию мы можем рассматривать как способ психологического воздействия. Ряд авторов видит различия между психотерапией и психокоррекцией в сферах их применения. Если психотерапия в основном применяется в клинике неврозов и психосоматических заболеваний, то психокоррекция широко используется в психиатрической клинике [Критская, Мелешко, Поляков, 1991 ]. Другие авторы подчеркивают широкую сферу применения психокоррекции как при решении собственно лечебных психотерапевтических задач, так и с целью гигиены и профилактики [Защепицкий, 1983; Исурина, 1983]. «Чем большее значение имеют психологические и социально-психологические факторы в развитии того или иного вида нарушений, — пишет Г. Л. Исурина, — тем больший удельный вес приобретает метод психологической коррекции» [Исурина Г 1983, с. 250].
А. А. Осипова [2000] выделяет специфические черты психологической коррекции: ориентация на клинически здоровых людей; ориентация на здоровые стороны личности; ориентация на среднесрочную помощь; направленность на изменение поведения и развития личности. На наш взгляд, нельзя согласиться с автором, что объектом психологической коррекции, в отличие от психотерапии, могут быть только клинически здоровые лица.
Объектом психокоррекционных воздействий могут быть как здоровые, так и больные люди. Поэтому следует дифференцировать психологическую коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного негативным влиянием биологических факторов.
Основная цель психологической коррекции нормального детства состоит в том, чтобы способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции, которая осуществляется клиническими психологами, пато- и нейропсихологами. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром раннего детского аутизма, шизофрения и др.) психологическая коррекция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких форм реакций на заболевание, совершенствование саморегуляции, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от формы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности, контроля, оптимизацию мнестических и интеллектуальных функций.
В процессе психологической коррекции аномального развития необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.
В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции, Д. Б. Эльконин предлагал различать две формы коррекции: коррекцию симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, устраняющую источник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, так как одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь различные причины и, вследствие этого, различную психологическую структуру нарушений в развитии ребенка. Так, для ребенка, страдающего энурезом (недержанием мочи), могут быть полезны специальные релаксационные упражнения, направленные на устранение этого дефекта (симптома). Однако нередко, например в экстремальных ситуациях, эти явления у ребенка могут появляться вновь, несмотря на успешность психокоррекции в целом. Такой способ психологической коррекции оказывается недостаточным, если мы не знаем истинную причину, порождающую энурез. Она может быть обусловлена как психогенными факторами (например, испугом ребенка), так и биологическими (аномалией тазовых органов).
Таким образом, психологическая коррекция должна быть сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на более глубоком уровне — на действительных источниках, порождающих эти отклонения.
Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от того, насколько точно выявлены психологическая структура дефекта и его причины. Сложность и своеобразие аномального развития ребенка требуют тщательного методологического подхода к его анализу и реализации пси-хокоррекционного воздействия. Разработка принципов психокоррекции чрезвычайно важна. Основополагающие принципы психологической коррекции базируются на следующих фундаментальных положениях психологии:
1. Личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В- Запорожец).
2. Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения со взрослыми (Б. Ф. Ломов, М. И. Лисина и др.).
3. Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности. В дошкольном детстве это игра, в младшем школьном возрасте — учебная деятельность (Д. Б. Эльконин и др.).
4. Развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. При наличии определенных, строго продуманных, условий все дети обладают способностью к развитию (Л.С.Выготский, М. Монтессори). 5. Важным принципом психологической коррекции аномального развития является принцип комплексности. В соответствии с этим психологическую коррекцию можно рассматривать как единую систему клинико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психокоррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогиг ческих факторов в развитии ребенка. Например, коммуникативные тренинги, которые использует психолог в клинике с целью оптимизаций процесса общения ребенка, не будут эффективны, если психолог будет игнорировать клинические факторы и ту социальную среду (медперсонал клиники, педагогов, родителей), в которой находится ребенок. Второй принцип психологической коррекции — принцип единства диагностики и коррекции. Прежде чем решать, нужна ли ребенку психологическая коррекция, необходимо выявить особенности его психического развития, уровень сформированности определенных психологических новообразований, определить, каким возрастным периодам соответствует уровень развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики не только зоны актуального, но и ближайшего развития ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что «в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития» [Выготский, 1983, т. 5, с. 302-303].
Д. Б. Эльконин отмечал, что психологическая диагностика должна быть направлена не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось как можно раньше.
Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, специфике ведущей деятельности. Психологическая диагностика и коррекция являются взаимодополняющими процессами, не исключающими друг друга. В самом процессе психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, ни при каком психологическом тестировании так не раскрываются коммуникативные способности личности, как в процессе групповых психокоррекционных занятий. В свою очередь, психогенные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции. Аналогично процесс психологической диагностики содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента.
Третий принцип психологической коррекции — принцип личностного подхода. Личностный подход — это подход к ребенку как к целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у человека, а личность в целом. К сожалению, этот принцип не всегда учитывается в процессе групповых тренингов, психорегулирующих тренировок. При использовании разнообразных приемов психокоррекционных воздействий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В процессе психологической коррекции следует ориентироваться не на один какой-то параметр, а, как справедливо подчеркивает А. С. Спиваковская, «на создание условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника психокоррекции» [Спиваковская, 1988, с. 54].
Четвертый принцип — принцип деятельностного подхода. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным в процессе психологической коррекции детей и подростков. Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Необходимо, чтобы психокоррекционная работа проводилась с учетом ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник, то в контексте игровой деятельности, если школьник — учебной. Однако, учитывая специфику и задачи психокоррекционного процесса, мы должны ориентироваться не только на ведущий тип деятельности ребенка, но и на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка или подростка. Особенно важно это учитывать в процессе психокоррекци-онной работы с детьми, страдающими аутизмом.
Пятый принцип — иерархический принцип психологической коррекции — базируется на положениях Л. С. Выготского, который считал, что суть коррекционной работы состоит в создании зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психологическая коррекция должна заключаться в целенаправленном формировании психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень. По мнению М. Монтессори, коррекция умственного развития ребенка должна протекать в форме специальных упражнений, развивающих его сенсомо-торные способности. В центр психокоррекции помещается наличный уровень психического развития ребенка, понимаемый как чисто количественный процесс усложнения сенсомоторных функций. Коррекция с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка, напротив, требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер. Например, при коррекции мнеми-ческих функций у ребенка развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение. Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания материала повышает эффективность запоминания лучше, чем простые тренировочные упражнения.
Реализация шестого — каузального — принципа психологической коррекции направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами и структура дефекта определяют задачи и цели психологической коррекции. Например, первопричиной эмоциональных и поведенческих нарушений у детей могут быть как социальные факторы, так и биологические, а нередко и сочетание обоих факторов. В зависимости от первопричины разрабатывается стратегия психокоррекции. Если причиной эмоционального неблагополучия ребенка являются семейные конфликты, то психокоррекционный процесс необходимо направить на нормализацию семейных отношений. Если причина эмоциональных нарушений кроется в резидуально-органической недостаточности центральной нервной системы, то главным звеном психологической коррекции должно стать снижение эмоционального дискомфорта ребенка специальными методами на фоне медикаментозной терапии.
Еще одним важным принципом является строгое соблюдение этапности психокоррекционных воздействий с учетом степени выраженности эмоционального и интеллектуального дефекта у ребенка с ранним детским аутизмом. Кроме того, психокоррекционный процесс должен исходить из уровня развития эмоциональной и интеллектуальной регуляции поведения ребенка. Принцип уровневого подхода к эмоциональной регуляции поведения детей с аутизмом, предложенный В. В. Лебединским с соавторами, позволяет дифференцированно подходить к разработке психокоррекционных воздействий.
Наконец, необходимо отметить, что психокоррекционные занятия должны проводиться с обязательным участием родителей, для того чтобы у них была возможность осуществлять важные коррекционные мероприятия дома, в перерывах между занятиями.
В зависимости от формы организации психологической коррекциивыделяются два ее основных вида: индивидуальная и групповая психокоррекция.
В процессе индивидуальной психокоррекции происходит непосредственное воздействие на конкретного ребенка со стороны психолога, использующего для этого различные методы работы.
При групповой психокоррекции воздействие направлено на группу детей, как правило близких по возрасту и имеющих схожие проблемы. Здесь воздействие на конкретного индивида осуществляется путем организации специального процесса взаимодействия участников группы, в результате которого и достигаются цели психокоррекции.
В зависимости от коррекционных задачможно выделить следующие виды психокоррекции: игровая психокоррекция; семейная психокоррекция; ней-ропсихологическая коррекция; коррекция личностного роста и др.
По характеру направленностипсихокоррекционные воздействия подразделяются на симптоматические и каузальные. Кроме того, выделяются директивные и недирективные виды коррекции.
Возможна также классификация видов психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии, строящаяся в соответствии с формой ди-зонтогенеза. В данном случае речь идет о следующих видах психокоррекции:
1) психокоррекция при психическом недоразвитии;
2) психокоррекция задержанного психического развития;
3) психокоррекция при поврежденном психическом развитии;
4) психокоррекция при дефицитарном развитии ребенка;
5) психокоррекция при искаженном психическом развитии;
6) психокоррекция при дисгармоничном психическом развитии.
Такой способ деления является весьма условным, так как каждый из вариантов дизонтогенеза в чистом виде можно встретить чрезвычайно редко. Например, искаженное развитие (ранний детский аутизм) может сочетаться с психическим недоразвитием или с задержанным развитием, точно так же дисгармоничное психическое развитие часто протекает на фоне задержки психического развития. Кроме того, при задержанном психическом развитии, в зависимости от его формы, используются различные по содержанию психокоррекционные методы. Поэтому, по нашему мнению, целесообразно классифицировать психокоррекционный процесс по сферам его применения в конкретных нозологических группах больных.
В практике психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии целесообразно различать следующие блоки психологической коррекции:
1. Психокоррекция эмоционального развития ребенка.
2. Психокоррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности.
3. Психокоррекция поведения детей и подростков.
4. Психокоррекция развития личности.
Данный способ классификации отражает содержательно-психологическую направленность психокоррекции при всех вариантах нарушения психического и физического развития детей. Внутри каждого блока следует различать формы организации и методы психокоррекционных воздействий, основные психокоррекционные технологии.
Постановка целей и задач психокоррекционных воздействийнепосредственно связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею. Условно можно выделить отечественную и зарубежную модели психокоррекционных воздействий.
В отечественной психологии цели психокоррекционной работы с детьми и подростками с проблемами в развитии находятся в прямой связи с пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятель-ностного процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослым. Здесь определены направления, в которых осуществляется постановка психокоррекционных целей:
1. Оптимизация социальной ситуации развития ребенка и подростка,
2. Развитие различных видов деятельности ребенка.
3. Формирование возрастно-психологических новообразований.
В зарубежной психологии причины трудностей в развитии ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд, М. Кляйн и др.), либо в искаженной или дефицитарной среде. В зависимости от этого формируются задачи психокоррекции. В первом случае (в русле психодинамического направления) главной целью является восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил; во втором (поведенческое направление) — модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым формам поведения.
Несмотря на многочисленную критику, эти направления заслуживают, на наш взгляд, особого внимания.
В центре психодинамического подхода стоят вопросы, связанные с динамическими аспектами психики: мотивацией, влечением, побуждением, внутренними конфликтами, существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я».
Целью психологической коррекции в этом направлении является выяснение неосознаваемых причин болезненных проявлений и переживаний ребенка или подростка. В соответствии с этим выбирается и техника психокоррекцион-ных воздействий. Однако в раннем возрасте классический метод психоанализа использовать невозможно. В связи с этим в рамках психодинамического подхода для работы с детьми были предложены два следующих метода: игротера-пия и арт-терапия, которые в дальнейшем стали развиваться как самостоятельные методы, выйдя за пределы психодинамического подхода. В настоящее время они широко используются в психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями. В то же время, представители психодинамического подхода обратили внимание на активную роль родителей в работе с детьми в рамках психокор-рекционного процесса. Сотрудничество родителей с психологом является важным условием эффективности психокоррекционной работы.
Особый интерес в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии представляет концепция А. Адлера, где личность рассматривается как неделимое целое, являющееся интегральной частью социума. Анализируя позитивную природу человека, А. Адлер подчеркивал, что каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, творит свою судьбу. Поведение человека мотивировано достижением социальной цели и социальным интересом. Исследуя роль комплекса неполноценности в личностном развитии, А. Адлер полагал, что неполноценность, ее компенсация и социальная среда - это три переменные, которые имеют важнейшее значение в формировании жизненных целей. Он считал, что в целом поведение человека не претерпевает особых изменений на протяжении его жизни, изменяется только система отношений. Отсюда одна из основных задач психологической коррекции — коррекция этих отношений.
Конкретизировав цель психокоррекции в концепции А. Адлера, можно выделить следующие задачи: коррекция чувства неполноценности; формирование социального интереса; коррекция устремлений и мотивов с перспективой выработки нового стиля жизни. Это достигается такими психотехническими приемами, как формирование у ребенка положительных установок на занятие, анализ и проработка личностной позиции, подбадривание, поощрение. Обоюдное доверие и установление общих целей — первостепенные условия психокоррекционной работы.
Гуманистическое направление в психокоррекции, в первую очередь связанное с именем К. Роджерса, акцентирует внимание на позитивной природе человека и свойственном ему врожденном стремлении к самореализации. Основу психического здоровья, по мнению Роджерса, составляет соответствие идеального «Я» реальному «Я», достигаемое реализацией личностного потенциала и стремлением к самоосознанию, уверенности в себе, спонтанности. В связи с этим конечный итог коррекции заключается в приобретении самоуважения, формировании адекватной самооценки, в создании условий для личностного роста. Особое значение в процессе психологического воздействия здесь имеет искренность, теплота, эмпатия при общении психолога с клиентом.
Целью психологической коррекции в рамках поведенческого направления является приобретение ребенком новых установок, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение у него дез-адаптивных форм поведения. Она достигается с помощью различных поведенческих тренингов и психорегулирующих тренировок. В рамках данного подхода разработан ряд методик моделирования поведения, с помощью которых решаются такие задачи, как построение новых стереотипов поведения; подавление имеющихся неадаптивных стереотипов; осознание условий для проявления новых стереотипов поведения. В процессе психологической коррекции психолог выполняет активную и директивную роль: он является учителем, тренером и стремится помочь ребенку следовать эффективному поведению.
Поведенческое направление психологической коррекции часто используется при работе с детьми с ранним детским аутизмом.
Особого внимания заслуживает когнитивное направление, особенно эффективное в психокоррекции подростков с проблемами в поведении. В когнитивной психокоррекции, в первую очередь, уделяется внимание познавательным структурам психики, основное воздействие направлено наличность и на присущие ей логические способности. Главной задачей психокоррекции в русле данного подхода является изменение восприятия подростком себя и окружающей действительности на основе изменения поведения. В когнитивном подходе выделяются два варианта психокоррекции: когнитивно-аналитический и когнитивно-поведенческий. Основной задачей первого варианта является создание модели психологической проблемы, которая была бы понятна подростку и с которой он мог бы работать самостоятельно. Когнитивно-поведенческий вариант предполагает создание модели поведения, наиболее приемлемой для решения стоящих перед подростком проблем, другими словами, предполагает проверку искаженных убеждений в ситуации реальной жизни. В рамках когнитивного подхода создано много психотехнических приемов, которые могут быть успешно использованы в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии.
Итак, различные теоретические подходы к проблеме психокоррекции способствуют развитию разнообразных психокоррекционных технологий. При разработке психокоррекционных технологий для детей и подростков, страдающих аутизмом, следует не столько ориентироваться на отдельное теоретическое направление, сколько использовать разнообразные способы психологических воздействий, базирующихся на многочисленных теоретических направлениях. Разработка отдельных психокоррекционных технологий зависит от конкретных психокоррекционных задач, которые определяются степенью выраженности проблем у ребенка и его родителей.
Глава 12