Самость в основополагающем подходе У. Джеймса

Интерракционистский подход(У.Джеймс, Ч. Кули).

Согласно У.Джеймсу, самость состоит из I (ай) и Me (ми) как объект.

Я – сознающее – это чистый опыт,

Я как объект – это содержание этого опыта. Т.е. с одной стороны человек как сознающее, а с другой стороны осознает себя. У.Джеймс утверждал, что Я как объект – это все, что человек может назвать своим. Он выделяет 4 составляющих:

1) духовное Я, т.е. совокупность всех психических способностей и склонностей.

2) материальное Я – наша собственность.

3) социальное Я – это то, кем признают человека окружающие.

4)физическое Я – это наше тело.

На основе этих элементов складывается эмоциональная жизнь человека, его поступки, его отношение к себе. Самооценка, по Джеймсу, зависит от того, кем бы мы хотели стать, какое место хотел бы занять. Всем людям свойственно развивать грани своего Я.

Самооценка зависит от успеха и уровня притязаний:

Я- концепция в теории Ч. Кули

Согласно Ч. Кули, человеческая природа, которая проявляется в человеческой самости, есть процесс развития социальной группы.

Ч.Кули предложил теорию « зеркального Я», где главным ориентиром для самости является представление индивида о том, что о нем думают другие. Самость рассматривается как отражение мыслей других людей по поводу самого себя, т.е. самость – это образ личности о себе самой, создаваемый на основе осознания реакции других.

Самость состоит из 3-х компонентов:

1) представление о том, каким я кажусь другим людям;

2) представление об оценке, которую дает человек моему образу.

3) чувство гордости или унижения.

12. Теория самости Дж. Мида.

Дж. Мид пологал, что самосознание индивида – это результат социального взаимодействия, в ходе которого человек приучается смотреть на себя как на объект. Он считал , что в результате взаимодействия возникает (me), т.е. обобщенная оценка индивида другими людьми – его социальное Я. Me состоит из усвоенных человеком установок.

I (ай) – это то, как человек воспринимает свое социальное Я (me). I и me образуют интегральное Я.

Мид считает, что самость проходит ряд стадий:

1) стадия подражания: ребенок копирует поведение окружающих, не понимая смысла. Ребенок на этой стадии не отделяет себя от окружающих.

2) стадия проигрывания: роли, которые ребенок проигрывает не интегрированы в определенную систему, здесь отсутствует идентификация.

3) стадия коллективной, организованной игры: ребенок принимает роль. Он смотрит на себя не глазами отдельных людей, а глазами определенного. Здесь формируется установка на себя, человек ценит себя в той мере, в какой его оценивают окружающие.

Подход к рассмотрению самости Г. Олпорта.

Г. Олпорт утверждал, что личность – это единство структуры, интеграция всех аспектов, которые предают человеку своеобразие. Существует некий принцип, который организует эти установки, мотивы в единое целое.

Проприум или самость – это позитивное, творческое, стремящееся к росту, развивающееся свойство человеческой природы.

Г. Олпорт выделил 7 аспектов самости, которые участвуют в ее развитии с детства до зрелости:

1) ощущение своего тела или телесная самость: ощущение которое исходит по мышцам, связкам сухожилий, внутр.

органов. Телесная самость на протяжении всей жизни остается опорой для самосознательности.

2) Ощущение самоидентичности: когда ребенок по средствам языка осознает самого себя, как определенного важного лица, особую важность играет свое имя, одежда, игрушки, все вещи, которые усиливают его чувство идентичности.

3) Чувство самоуважения: чувство гордости, когда ребенок выполняет что – то самостоятельно.т.е. самоуважение зависит от

того, насколько человек выполняет самостоятельно действия.

4) Расширение самости ( с 4 – 5лет.): проприум развивается путем расширения границ самости.

5) Образ себя ( 5 – 6 лет ): понимает что от него хотят, что такое хорошо и что такое плохо.

6) Рациональное управление собой: находит рациональное решение проблем ( 6 – 12 )

7) Проприотивное стремление , выбор жизненных целей , будущее нужно планировать

8) Познание самого себя стоит над всеми аспектами и объединяет их.

Самость в теории К.Г. Юнга.

Наряду с "Я" (эго) как субъектом сознания Юнг выделяет "самость" как субъект "тотальной психики", включающей и сознательное и бессознательное. Термина "личность" Юнг старается избегать; зато вводит несколько новых категорий, подчеркивающих многоликость и многоуровневость "самости". "Тень" характеризует ее негативную сторону – все низменное, животное, примитивное, что дремлет на дне души. "Лицо" маска, которую индивид выставляет напоказ, для других, чисто объектное отношение, за которым скрыта подлинная индивидуальность. "Душа" – внутренняя сторона личности, в противоположность внешней, "Персоне", существует как женское начало – "Душа" (Anima) и мужское начало – "Дух" (Animus), причем в первом сильнее выражен Эрос, а во втором – Логос.



Наши рекомендации