Условия и обстоятельства, способствующие конфликту.
Под условиями обычно понимают обстоятельства или факторы, определяющие характеристики конфликта и возможность его возникновения. Условия конфликта включают в себя условия его возникновения и условия его
протекания. Обычно под условиями возникновения понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта.
Факторы: (по Дж. Рубину):
1) Периоды быстродостигаемых успехов.
Когда дела идут лучше, надежды людей возрастают, а соответственно наблюдается рост притязаний. В периоды быстрых успехов притязания зачастую переходят границы реальности.
2) Неопределенность в оценке соотношения сил.
Конфликты особенно возможны в тех случаях, когда существует неопределенность в оценке соотношения сил, так что каждая сторона, принимая желаемое за действительность, полагает, что она сильнее другой. Такое положение тоже способствует росту несовместимых притязаний, ведущих к конфликту.
3) Обидное сравнение.
Зарождению конфликта способствует осознание того, что другая сторона, не имеющая больших заслуг, пользуется большими привилегиями. Такая настроенность ведет к обидному сравнению, а оно, в свою очередь, вызывает рост притязаний, как реалистичных, так и идеалистических (поскольку одна сторона полагает, что должна иметь то же, что и другая).
4) Статусная неопределенность.
Обидные сравнения чаще возникают при наличии статусной неопределенности. Со статусной неопределенностью мы сталкиваемся там, где для оценки заслуг или вклада людей существуют многообразные критерии и кто-то превосходит других по одному критерию, но оказывается хуже по другому. В нашем обществе, например, профессиональный статус основывается на опыте и образовании. Те, кто имеет опыт, считают, что это самое важное для дела; те же, кто образован, обычно считают, что важнее иметь образование. Когда таким людям приходится работать вместе, создается благоприятная почва для конфликта, потому что одни чувствуют себя более достойными вознаграждения, чем другие.
5) Мышление по типу «все или ничего».
Когда одна из сторон считает, что выигрыш другой стороны означает для нее проигрыш, подобный взгляд на ситуацию называется позицией «все или ничего». Часто проблема действительно имеет такой характер – либо выиграть, либо проиграть, например в тех случаях, когда сторонам приходится делить ограниченные ресурсы. В эскалации многих конфликтов одним из характерных является то обстоятельство, что притязания одной стороны из стремления добиться успеха превращаются в боязнь проиграть, а затем и в стремление навредить другой стороне как можно сильнее.
6) Ослабленность нормативного консенсуса(согласия).
Общества и группы их составляющие постоянно нарабатывают правила, управляющие поведением своих членов. Наиболее общие и долго действующие правила называются нормами. Основное назначение этих правил – согласовывать притязания потенциальных оппонентов и таким образом
снижать возможность конфликта. Нормы имеют отношение к конфликтам, поскольку они определяют, на что имеют право стороны, а следовательно, придают законность их притязаниям. Когда же справедливые притязания одной стороны вступают в противоречие с целями другой, результат чаще всего бывает весьма взрывоопасным.
7) Общение между членами группы.
Взаимодействие между членами группы усиливает каждый из факторов возникновения межгрупповых конфликтов. Это означает, что конфликт будет возникать особенно часто, когда члены группы тесно связаны друг с другом, вовлечены в общую деятельность и/или имеют развитые связи.
8) Наличие индивидов, способных стать лидерами.
Вероятность возникновения межгрупповых конфликтов возрастает, если лидеры ощущают социальное неравенство и готовы организовать борющуюся группу.
Приведенные в этом разделе результаты служат теоретическим обоснованием существования «случайных» конфликтов, возникающих буквально «из ничего», а также закона эскалации конфликтогенов, являющихся основным механизмом возникновения случайных конфликтов.
Следует различать временные и постоянно действующие причины, объективные и субъективные.
Выделяют несколько групп объективных причин конфликта:
1) Необходимость делить ресурсы приводит к конфликту.
2) Взаимозависимость задач. Все элементы организации взаимосвязаны и являются единой системой, неадекватная работа одного ведет к конфликту.
3) Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается с повышением специализации подразделений, которые сами формируют свои цели, которые расходятся с целями организации.
4) Различия в представлениях и ценностях.
5) Различия в манере поведения и жизненном уровне. Личности с авторитарными чертами скорее вступают в конфликт, ему способствуют различия в опыте, ценностях, образовании и т.д.
6) Неудовлетворительные коммуникации – плохая информированность (неоднозначные критерии качества, неопределенность должностных обязанностей и т. д.)
7) Различия в психологических особенностях. Каждый человек уникален, у него свой характер и привычки, поэтому задача менеджера это учесть и сформировать слаженный коллектив и команду.
8) Характер и стиль действий руководителя.
Стиль можно разделить на 3 группы:
- практиков, девиз которых «лучшая защита – нападение»;
- собеседников, которые считают, что лучше худой мир, чем добрая ссора;
- мыслителей с девизом – «пусть думает, что он победил».
Модели эскалации конфликта.
Чтобы понять природу эскалации конфликтов, нам необходимо знать, какие состояния отличают каждую из сторон и какие процессы происходят между ними при нарастании конфликта. Известны три общие модели эскалации: агрессивно-оборонительная модель, спиральная модель и модель структурных изменений.
Эти модели предлагают три вида объяснений того, что происходит при эскалации конфликта. Все три модели представляют определенную ценность, точно описывая процессы, происходящие в эскалациях разного типа. Ни одной моделью нельзя пренебречь в угоду другой.