Коммуникативные способности человека
- способности человека, которые проявляются в его общении с людьми. К. с. ч. включают в себя умение
слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения.
КОМПЕНСАТОРНОЕ (ЗАЩИТНОЕ) ФАНТАЗИРОВАНИЕпогружение в фантазии и мечты, благодаря которым смягчаются переживания, связанные с неудовлетворенностью тех или иных потребностей.
КОМПЕНСАЦИЯ– психологические механизмы, помогающие преодолеть неблагоприятные особенности собственной психики. В частности, существуют различные механизмы компенсации повышенной тревожности. Они помогают эффективному принятию решений, несмотря на те трудности, которые порождает тревожность.
КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ– ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями из-за этих недостатков.
КОМПЛЕКС ВИНЫ– необоснованное, слишком сильно выраженное у человека чувство вины, которое он переживает за себя и за других людей без должного на то основания.
КОМПЛЕКС ВРАЖДЕБНОСТИ– психологическое состояние, установка человека, при которой он необоснованно считает, что имеет право на враждебное отношение к другим людям.
КОМПЛЕКС ЗАЩИТЫ– психологическая установка, настрой человека на то, что окружающие люди представляют для него угрозу, враждебно к нему относятся, и поэтому он вынужден постоянно защищаться от их нападок.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ– необоснованное убеждение человека в том, что он якобы в чем-то не-
полноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательное и неуважительное отношение к себе.
КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА– не вполне обоснованная уверенность, установка человека на то, что он превосходит окружающих людей и что это якобы дает ему право пользоваться среди них особыми привилегиями.
КОМПЛИМЕНТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА– такое поведение человека, при котором его действия, включая жесты, мимику, а также паралингвистические компоненты речи, соответствуют тем словам, которые он в это время произносит, высказывая комплименты в свой собственный адрес.
КОНСТРУКТИВНЫЙ ОТВЕТ ЧЕЛОВЕКА– такой ответ человека на действия или высказывания другого человека, который в самом себе содержит полезные предложения о том, как решить проблему, волнующую другого человека.
КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА– стремление психолога - консультанта не столько избавить клиента от переживаний по поводу проблемы, с которой клиент столкнулся, сколько, сохранив или умножив энергию клиента, направить ее на решение данной проблемы (в конструктивное русло).
КОНСУЛЬТАНТ–ПСИХОЛОГ– профессионально подготовленный практический психолог, занимающийся психологическим консультированием.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ– текущее управление групповой деятельностью людей, предполагающее ее периодическое оценивание и коррекцию, если в этом будет возникать необходимость.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ– пятый, завершающий этап пси-
хологического консультирования, во время которого психолог-консультант и клиент договариваются о том, как будет в дальнейшем происходить оценивание результатов выполнения клиентом практических рекомендаций по решению его проблемы, полученных во время консультации. Здесь же, если в этом есть необходимость, договариваются о том, где и когда будут проходить их дополнительные встречи друг с другом.
КОНФЛИКТ МОТИВОВ ЧЕЛОВЕКА– внутреннее, психологическое состояние человека, характеризующееся несовместимостью его мотивов, потребностей, побуждений, стремлений, порождающее у него повышенную эмоциональную напряженность и противоречивые действия.
КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА– психологическая особенность человека, проявляющаяся в том, что он выступает как реальный или потенциальный источник межличностных конфликтов. К. ч. практически обнаруживается в том, что там, где он появляется, по его вине часто возникают конфликты между людьми, и он сам своим поведением провоцирует людей на конфликты.
КОНФОРМНОСТЬ– тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих.
КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ– согласование действий людей в какой-либо группе при выполнении совместной, коллективной деятельности.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА (КОРРЕКЦИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИЯ)– профессиональная деятельность психолога, рассчитанная на практическое решение психологических проблем, с которыми в своей жизни столкнулся клиент.
КОРРЕКЦИЯ ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ– исправление, изменение какого-либо, уже принятого решения или
процедуры его выполнения после того, как решение принято.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ– основания, показатели, по которым можно судить об успешности проведения психологического консультирования и решения психологических проблем клиента.
ЛАБОРАНТ – ПОМОЩНИК ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА– работник из состава вспомогательного персонала психологической консультации, в чьи обязанности входит оказание практической помощи психологу-консультанту во время проведения психологической консультации.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА– совокупность общих и специальных качеств личности, которыми обладает или должен обладать как профессионал психолог-консультант для того, чтобы успешно справляться со своими обязанностями.
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ– персональная ценность чего-либо или кого-либо для данного человека как личности, в частности – для удовлетворения его наиболее важных, актуальных потребностей.
МАКСИМАЛИЗМ КЛИЕНТА– желание, стремление клиента добиться наиболее благоприятных для себя результатов психологического консультирования, сделать себя почти идеальным человеком, избавиться почти от всех имеющихся недостатков, при минимальных затратах усилий и времени.
МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ– возникает при недостаточной привязанности матери к ребенку, при длительной разлуке, при отсутствии материнского воспитания с младенчества или утрате матери в более позднем возрасте у социальных сирот.
МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА– квалифицированный медицинский и одновременно психо-
логический анализ какого-либо случая специалистами – медиками и психологами (обычно, работающими в составе единых, медико-психологических комиссий) – для принятия научно обоснованных решений о том, связан или не связан данный случай с каким-либо заболеванием или не вполне нормальным состоянием человека, по психологии и поведению которого ставится диагноз.
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ– область психологических исследований и знаний, связанных с диагностикой, профилактикой и лечением различных заболеваний, а также с научным описанием психологических и поведенческих нарушений, возникающих у человека при различных заболеваниях.
МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА– неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают правое и левое полушарие мозга в каждую психическую функцию.
МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ– особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДИНАМИКИ ЗАПОМИНАНИЯ– психодиагностические методики, при помощи которых можно определить динамические характеристики памяти человека, в частности установить, насколько быстро он запоминает и воспроизводит информацию.
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА– психодиагностические методики, с помощью которых оценивается память человека, рассчитанная на сохранение информации в течение 20-30 с после ее восприятия. По этим методикам, в частности, определяется объем кратковременной памяти человека.
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА– психодиагностические методики, при помощи которых можно определить свойства памяти человека, рассчитанной на сохранение информации в течение периода времени, необходимого для решения какой-либо задачи.
МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ– небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА– психологические проблемы, связанные с функционированием памяти человека.
МНЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА– способности человека, проявляющиеся в различных видах и процессах его памяти, в частности в скорости их протекания, продуктивности, точности запоминания и воспроизведения материала.
МНИТЕЛЬНОСТЬ– подверженность человека разного рода страхам, опасениям и переживаниям по поводу состояния его здоровья, благополучия, а также здоровья и благополучия близких для него людей.
МНОГОКАНАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ– вид психологического консультирования, при котором согласованные, направленные на решение одной и той же проблемы практические рекомендации получает не только непосредственно обратившийся в психологическую консультацию клиент, но также и другие люди, в общении с которыми у него возникают проблемы.
МОДАЛЬНОСТЬ– ведущий канал восприятия (аудиаль-ный, визуальный, кинестетический).
МОДЕЛИРОВАНИЕ– понятие, введенное А.Бандурой для обозначения процесса воспроизводства действий, ус-
ваиваемых в результате наблюдения за другими людьми. МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО– толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ– наличие у ребенка, поступающего в школу, системы мотивов, обеспечивающих высокий интерес к обучению в школе.
МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЧЕЛОВЕКА– побуждения к деятельности, исходящие из потребностей, интересов и мотивов данного человека.
МОТИВАЦИЯ КЛИЕНТА– то, ради чего клиент обращается в психологическую консультацию; совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении.
НАДЕЖНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ– качество психодиагностической методики, выражающееся в способности данной методики давать надежные и устойчивые результаты независимо от того, кто, где и когда данную методику применяет.
НАДСТРОЕЧНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ– второй из этапов проведения психологического консультирования, во время которого психолог-консультант и клиент лично встречаются друг с другом и готовятся к началу совместной работы; клиент при этом настраивается на исповедь, а психолог-консультант – на внимательное, эмпатиче-ское слушание клиента.
НАУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ– понятие, введенное А.Бандурой для обозначения процесса, посредством которого люди в результате простого наблюдения усваивают формы поведении других людей.
НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА– формы поведения чело-
века, отклоняющиеся от установившихся норм, препятствующие нормальному общению данного человека с людьми, порождающие проблемы в сфере межличностных отношений.
НЕАДЕКВАТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА– поведение подростка, которое нарушает принятые среди взрослых людей социальные нормы, например грубость, небрежность, необязательность, безответственность, отказ от выполнения своих прямых обязанностей.
НЕАДЕКВАТНОСТЬ ВЫРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ЭМОЦИЙ– несоответствие между эмоциями, которые возникают и которые реально, в данный момент времени переживает человек, и их внешним выражением в его поведении.
НЕВРОЗ– нервно-психическое заболевание, характеризующееся функциональными (временными, обратимыми) расстройствами психики и поведения человека, вызванными неблагоприятными условиями его жизни в данный момент времени.
НЕВРОЗ АКТУАЛЬНЫЙ– невроз, причина которого связана с настоящим, а не с детскими конфликтами; симптомы – прямое следствие отсутствия или недостаточности сексуального удовлетворения, сдерживания либидо.
НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВОСТИ– характеризуется наличием навязчивых состояний-воспоминаний, воспроизводящих психогенно-травматическую ситуацию, мыслей, страхов, действий, ощущаемых человеком как чуждые и принудительно повторяющиеся.
НЕВРОТИЗМ –состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением.
НЕВРОТИК– человек, страдающий неврозом.
НЕВРОТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА– эмоциональный ответ в виде страха, испытываемого индивидуумом, когда эго находится под угрозой неподвластных контролю инстинктивных желаний (боязнь, что импульсы, идущие от ид, причинят эго неприятности).
НЕГАТИВИЗМ– немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, противоположных требованиям и ожиданиям других, сопротивление, стремление сделать наоборот. Негативизм обусловлен потребностью ребенка в самоутверждении, в защите своего Я, а также является следствием эгоизма и отчуждения от нужд и интересов других людей. В поведении ребенка различают два вида негативизма: 1) пассивный - упрямство, нежелание выполнять то, что предлагает взрослый; 2) активный – выполнение ребенком действия, противоположного требуемому.
НЕДОСТАТКИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА– недостаточное развитие у человека знаний, умений и навыков, относящихся к сфере его общения с людьми, в частности умения слушать, убеждать людей, устанавливать с ними нормальные личные и деловые взаимоотношения, оказывать на них нужное влияние.
НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА– такие черты характера, которые у данного человека реально существуют, определенно влияют на его поведение, но им самим, как свойственные ему, актуально не осознаются.
НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ– неумение человека вести себя в точном соответствии со своими психологическими особенностями, настроением, желаниями, его неумение открыто проявлять свои чувства.
НЕСТАНДАРТНЫЕ ДЕТИ– такие дети, которые и психологически и своим поведением существенно отличают-
ся от большинства других детей, требуют к себе особого подхода. ОБОБЩЕНИЕ– краткое повторение психологом-консультантом в обобщенной форме того, что в своем монологе рассказал ему клиент во время исповеди.
ОБОБЩЕННЫЕ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНЫЕ РЕАКЦИИ– рефлекторные реакции, возникшие в результате одновременного воздействия на организм некоторой целостной ситуации, включающей в себя множество разнообразных стимулов, каждый из которых может служить условным сигналом, порождающим независимо от других стимулов соответствующую реакцию.
ОБРАЗ «Я»-КЛИЕНТА– представление клиента о самом себе, о своих психологических особенностях.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА КЛИЕНТА– общение психолога-консультанта с клиентом после завершения психологической консультации, в процессе выполнения клиентом рекомендаций, полученных в ходе консультации. Такая обратная связь обеспечивает психолога-консультанта ценной информацией о том, как действуют его рекомендации на клиента. Она также позволяет клиенту корректировать свое поведение, связанное с решением его проблемы.
ОБСТАНОВКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ– условия, в которых организуется и проводится психологическое консультирование, включая место, время, приемы и средства проведения консультирования, стиль общения психолога-консультанта с клиентом и многое другое.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ– основная отрасль психологической науки, содержащая в себе базовые психологические знания, понятия и законы.
ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА– уровень умственного развития че-
ловека, оцениваемый по степени сформированности его общих способностей.