Коммуникативные способности человека

- способности человека, которые проявляются в его общении с людьми. К. с. ч. включают в себя умение

слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаи­моотношения.

КОМПЕНСАТОРНОЕ (ЗАЩИТНОЕ) ФАНТАЗИРОВА­НИЕпогружение в фантазии и мечты, благодаря кото­рым смягчаются переживания, связанные с неудовле­творенностью тех или иных потребностей.

КОМПЕНСАЦИЯ– психологические механизмы, помо­гающие преодолеть неблагоприятные особенности соб­ственной психики. В частности, существуют различные механизмы компенсации повышенной тревожности. Они помогают эффективному принятию решений, не­смотря на те трудности, которые порождает тревож­ность.

КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ– ошибочное пред­ставление человека о своих физических или психоло­гических недостатках, их преувеличение, сопровож­дающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями из-за этих недос­татков.

КОМПЛЕКС ВИНЫ– необоснованное, слишком сильно выраженное у человека чувство вины, которое он пе­реживает за себя и за других людей без должного на то основания.

КОМПЛЕКС ВРАЖДЕБНОСТИ– психологическое со­стояние, установка человека, при которой он необосно­ванно считает, что имеет право на враждебное отноше­ние к другим людям.

КОМПЛЕКС ЗАЩИТЫ– психологическая установка, на­строй человека на то, что окружающие люди представ­ляют для него угрозу, враждебно к нему относятся, и поэтому он вынужден постоянно защищаться от их на­падок.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ– необоснованное убеждение человека в том, что он якобы в чем-то не-

полноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательное и неуважи­тельное отношение к себе.

КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА– не вполне обоснован­ная уверенность, установка человека на то, что он пре­восходит окружающих людей и что это якобы дает ему право пользоваться среди них особыми привилегиями.

КОМПЛИМЕНТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА– такое поведение человека, при котором его действия, включая жесты, мимику, а также паралингвистические компоненты речи, соответствуют тем словам, которые он в это время произносит, высказывая комплименты в свой собственный адрес.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ОТВЕТ ЧЕЛОВЕКА– такой ответ человека на действия или высказывания другого чело­века, который в самом себе содержит полезные пред­ложения о том, как решить проблему, волнующую дру­гого человека.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРО­БЛЕМЫ КЛИЕНТА– стремление психолога - кон­сультанта не столько избавить клиента от переживаний по поводу проблемы, с которой клиент столкнулся, сколько, сохранив или умножив энергию клиента, на­править ее на решение данной проблемы (в конструк­тивное русло).

КОНСУЛЬТАНТ–ПСИХОЛОГ– профессионально подго­товленный практический психолог, занимающийся пси­хологическим консультированием.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ– текущее управление групповой деятельно­стью людей, предполагающее ее периодическое оцени­вание и коррекцию, если в этом будет возникать необ­ходимость.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОН­СУЛЬТИРОВАНИЯ– пятый, завершающий этап пси-

хологического консультирования, во время которого психолог-консультант и клиент договариваются о том, как будет в дальнейшем происходить оценивание ре­зультатов выполнения клиентом практических реко­мендаций по решению его проблемы, полученных во время консультации. Здесь же, если в этом есть необ­ходимость, договариваются о том, где и когда будут проходить их дополнительные встречи друг с другом.

КОНФЛИКТ МОТИВОВ ЧЕЛОВЕКА– внутреннее, пси­хологическое состояние человека, характеризующееся несовместимостью его мотивов, потребностей, побуж­дений, стремлений, порождающее у него повышенную эмоциональную напряженность и противоречивые дей­ствия.

КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА– психологиче­ская особенность человека, проявляющаяся в том, что он выступает как реальный или потенциальный источ­ник межличностных конфликтов. К. ч. практически об­наруживается в том, что там, где он появляется, по его вине часто возникают конфликты между людьми, и он сам своим поведением провоцирует людей на конфлик­ты.

КОНФОРМНОСТЬ– тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих.

КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ– согласование действий людей в какой-либо группе при выполнении совместной, коллективной деятельности.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА (КОРРЕКЦИЯ, ПСИХО­КОРРЕКЦИЯ)– профессиональная деятельность пси­холога, рассчитанная на практическое решение психо­логических проблем, с которыми в своей жизни столк­нулся клиент.

КОРРЕКЦИЯ ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ– исправление, изменение какого-либо, уже принятого решения или

процедуры его выполнения после того, как решение принято.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИ­ЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ– основания, показатели, по которым можно судить об успешности проведения психологического консультирования и ре­шения психологических проблем клиента.

ЛАБОРАНТ – ПОМОЩНИК ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬ­ТАНТА– работник из состава вспомогательного пер­сонала психологической консультации, в чьи обязанно­сти входит оказание практической помощи психологу-консультанту во время проведения психологической консультации.

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬ­ТАНТА– совокупность общих и специальных качеств личности, которыми обладает или должен обладать как профессионал психолог-консультант для того, чтобы успешно справляться со своими обязанностями.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ– персональная ценность чего-либо или кого-либо для данного человека как личности, в частности – для удовлетворения его наиболее важных, актуальных потребностей.

МАКСИМАЛИЗМ КЛИЕНТА– желание, стремление кли­ента добиться наиболее благоприятных для себя ре­зультатов психологического консультирования, сделать себя почти идеальным человеком, избавиться почти от всех имеющихся недостатков, при минимальных затра­тах усилий и времени.

МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ– возникает при недос­таточной привязанности матери к ребенку, при дли­тельной разлуке, при отсутствии материнского воспи­тания с младенчества или утрате матери в более позд­нем возрасте у социальных сирот.

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА– ква­лифицированный медицинский и одновременно психо-

логический анализ какого-либо случая специалистами – медиками и психологами (обычно, работающими в составе единых, медико-психологических комиссий) – для принятия научно обоснованных решений о том, связан или не связан данный случай с каким-либо забо­леванием или не вполне нормальным состоянием чело­века, по психологии и поведению которого ставится диагноз.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ– область психологи­ческих исследований и знаний, связанных с диагности­кой, профилактикой и лечением различных заболева­ний, а также с научным описанием психологических и поведенческих нарушений, возникающих у человека при различных заболеваниях.

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА– нерав­ноценность, качественное различие того «вклада», ко­торый делают правое и левое полушарие мозга в каж­дую психическую функцию.

МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ– особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, фор­мирующийся в онтогенезе.

МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДИНАМИКИ ЗАПОМИНАНИЯ– психодиагностические методики, при помощи которых можно определить динамические характеристики памяти человека, в частности устано­вить, насколько быстро он запоминает и воспроизводит информацию.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ЗРИ­ТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА– психодиагностические методики, с помощью которых оценивается память человека, рассчитанная на сохра­нение информации в течение 20-30 с после ее воспри­ятия. По этим методикам, в частности, определяется объем кратковременной памяти человека.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ЗРИТЕЛЬ­НОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА– пси­ходиагностические методики, при помощи которых можно определить свойства памяти человека, рассчи­танной на сохранение информации в течение периода времени, необходимого для решения какой-либо зада­чи.

МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ– не­большая врожденная неравномерность развития от­дельных мозговых функций, не затрагивающая интел­лекта и умственных способностей.

МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА– психоло­гические проблемы, связанные с функционированием памяти человека.

МНЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА– спо­собности человека, проявляющиеся в различных видах и процессах его памяти, в частности в скорости их про­текания, продуктивности, точности запоминания и вос­произведения материала.

МНИТЕЛЬНОСТЬ– подверженность человека разного ро­да страхам, опасениям и переживаниям по поводу со­стояния его здоровья, благополучия, а также здоровья и благополучия близких для него людей.

МНОГОКАНАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОН­СУЛЬТИРОВАНИЕ– вид психологического консуль­тирования, при котором согласованные, направленные на решение одной и той же проблемы практические ре­комендации получает не только непосредственно обра­тившийся в психологическую консультацию клиент, но также и другие люди, в общении с которыми у него возникают проблемы.

МОДАЛЬНОСТЬ– ведущий канал восприятия (аудиаль-ный, визуальный, кинестетический).

МОДЕЛИРОВАНИЕ– понятие, введенное А.Бандурой для обозначения процесса воспроизводства действий, ус-

ваиваемых в результате наблюдения за другими людь­ми. МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО– толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целост­ность работы головного мозга.

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ– наличие у ребенка, посту­пающего в школу, системы мотивов, обеспечивающих высокий интерес к обучению в школе.

МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЧЕЛОВЕКА– по­буждения к деятельности, исходящие из потребностей, интересов и мотивов данного человека.

МОТИВАЦИЯ КЛИЕНТА– то, ради чего клиент обраща­ется в психологическую консультацию; совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к ак­тивной деятельности в определенном направлении.

НАДЕЖНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕ­ТОДИКИ– качество психодиагностической методики, выражающееся в способности данной методики давать надежные и устойчивые результаты независимо от то­го, кто, где и когда данную методику применяет.

НАДСТРОЕЧНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ– второй из этапов прове­дения психологического консультирования, во время которого психолог-консультант и клиент лично встре­чаются друг с другом и готовятся к началу совместной работы; клиент при этом настраивается на исповедь, а психолог-консультант – на внимательное, эмпатиче-ское слушание клиента.

НАУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ– понятие, введен­ное А.Бандурой для обозначения процесса, посредст­вом которого люди в результате простого наблюдения усваивают формы поведении других людей.

НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА– формы поведения чело-

века, отклоняющиеся от установившихся норм, препят­ствующие нормальному общению данного человека с людьми, порождающие проблемы в сфере межличност­ных отношений.

НЕАДЕКВАТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОД­РОСТКА– поведение подростка, которое нарушает принятые среди взрослых людей социальные нормы, например грубость, небрежность, необязательность, безответственность, отказ от выполнения своих прямых обязанностей.

НЕАДЕКВАТНОСТЬ ВЫРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ЭМОЦИЙ– несоответствие между эмоциями, которые возникают и которые реально, в данный момент време­ни переживает человек, и их внешним выражением в его поведении.

НЕВРОЗ– нервно-психическое заболевание, характеризую­щееся функциональными (временными, обратимыми) расстройствами психики и поведения человека, вызван­ными неблагоприятными условиями его жизни в дан­ный момент времени.

НЕВРОЗ АКТУАЛЬНЫЙ– невроз, причина которого свя­зана с настоящим, а не с детскими конфликтами; сим­птомы – прямое следствие отсутствия или недостаточ­ности сексуального удовлетворения, сдерживания ли­бидо.

НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВОСТИ– характеризуется наличием навязчивых состояний-воспоминаний, воспроизводя­щих психогенно-травматическую ситуацию, мыслей, страхов, действий, ощущаемых человеком как чуждые и принудительно повторяющиеся.

НЕВРОТИЗМ –состояние, характеризующееся эмоцио­нальной неустойчивостью, тревогой, низким самоува­жением.

НЕВРОТИК– человек, страдающий неврозом.

НЕВРОТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА– эмоциональный ответ в виде страха, испытываемого индивидуумом, когда эго находится под угрозой неподвластных контролю ин­стинктивных желаний (боязнь, что импульсы, идущие от ид, причинят эго неприятности).

НЕГАТИВИЗМ– немотивированное поведение, прояв­ляющееся в действиях, противоположных требованиям и ожиданиям других, сопротивление, стремление сде­лать наоборот. Негативизм обусловлен потребностью ребенка в самоутверждении, в защите своего Я, а также является следствием эгоизма и отчуждения от нужд и интересов других людей. В поведении ребенка разли­чают два вида негативизма: 1) пассивный - упрямство, нежелание выполнять то, что предлагает взрослый; 2) активный – выполнение ребенком действия, противо­положного требуемому.

НЕДОСТАТКИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА– недостаточное раз­витие у человека знаний, умений и навыков, относя­щихся к сфере его общения с людьми, в частности уме­ния слушать, убеждать людей, устанавливать с ними нормальные личные и деловые взаимоотношения, ока­зывать на них нужное влияние.

НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕ­КА– такие черты характера, которые у данного чело­века реально существуют, определенно влияют на его поведение, но им самим, как свойственные ему, акту­ально не осознаются.

НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СО­БОЙ– неумение человека вести себя в точном соот­ветствии со своими психологическими особенностями, настроением, желаниями, его неумение открыто прояв­лять свои чувства.

НЕСТАНДАРТНЫЕ ДЕТИ– такие дети, которые и психо­логически и своим поведением существенно отличают-

ся от большинства других детей, требуют к себе особо­го подхода. ОБОБЩЕНИЕ– краткое повторение психологом-консультантом в обобщенной форме того, что в своем монологе рассказал ему клиент во время исповеди.

ОБОБЩЕННЫЕ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНЫЕ РЕАК­ЦИИ– рефлекторные реакции, возникшие в результате одновременного воздействия на организм некоторой целостной ситуации, включающей в себя множество разнообразных стимулов, каждый из которых может служить условным сигналом, порождающим независи­мо от других стимулов соответствующую реакцию.

ОБРАЗ «Я»-КЛИЕНТА– представление клиента о самом себе, о своих психологических особенностях.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА КЛИЕНТА– общение психолога-консультанта с кли­ентом после завершения психологической консульта­ции, в процессе выполнения клиентом рекомендаций, полученных в ходе консультации. Такая обратная связь обеспечивает психолога-консультанта ценной инфор­мацией о том, как действуют его рекомендации на кли­ента. Она также позволяет клиенту корректировать свое поведение, связанное с решением его проблемы.

ОБСТАНОВКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬ­ТИРОВАНИЯ– условия, в которых организуется и проводится психологическое консультирование, вклю­чая место, время, приемы и средства проведения кон­сультирования, стиль общения психолога-консультанта с клиентом и многое другое.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ– основная отрасль психологиче­ской науки, содержащая в себе базовые психологиче­ские знания, понятия и законы.

ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИ­ТИЯ ЧЕЛОВЕКА– уровень умственного развития че-

ловека, оцениваемый по степени сформированности его общих способностей.

Наши рекомендации