Замедленность темпа и реакций человека
– динамическая характеристика деятельности человека, а также процесса его общения с людьми, проявляющаяся в том, что человек все делает очень медленно и с явным запозданием реагирует на происходящее вокруг него. З. т. и р. ч. зависит от природных свойств его темперамента, от физического и психологического состояния в данный момент времени.
ЗАМЕЩЕНИЕ– один из механизмов перевода бессознательных, неприемлемых для Я (сверх-Я) желаний в приемлемые формы. Результатом замещения являются, например, ошибочные действия, невротические симптомы, остроты, определенные характеристики сновидения и др.
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ– понятие, введенное Фрейдом для обозначения приемов, которые обычно используются человеком, чтобы снизить тревогу и чувство вины. В результате их действия определенные мысли, желания или чувства исключаются из сознания.
ЗЕРКАЛИЗАЦИЯ– один из приемов проведения психологического консультирования, используемый чаще всего на стадии исповеди. Прием состоит в сознательном повторении психологом–консультантом движений клиента, его высказываний вместе с той интонацией, с которой они произносятся самим клиентом, а также его позы, жестов и мимики.
ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ– нарушение зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориенти-
ровки, зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ– понятие, введенное Л.С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания – самостоятельное выполнение и выполнение в сотрудничестве со взрослым. Уровень первого выполнения называется актуальным, второй уровень, более высокий, представляет собой З. б. р. – область несозревших, но созревающих процессов. Для определения перспективы развития необходимо знать «завтрашний день развития», который определяется именно измерением З. б. р.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ– бессознательный процесс, благодаря которому индивид (например, ребенок) ведет себя, думает и чувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует (например, отец или мать). Отождествление, как правило, неосознанное, себя со значимым другим человеком (реальным или вымышленным) или группой как образцом. С помощью этого механизма у ребенка формируются личностные черты и поведенческие стереотипы, а также появляется возможность освободиться от собственной тревоги и ослабить внутренние конфликты. Играет важную роль в формировании личности.
ИЗМЕНЧИВОСТЬ НАСТРОЕНИЯ– непредсказуемость, трудная объяснимость изменений в настроении клиента.
ИЗОЛЯЦИЯ– защитный механизм, при котором эмоции изолируются от содержания болезненных воспоминаний или импульсов; чувство социальной опустошенно-
сти и болезненности, возникающее в результате неспособности достичь интимности.
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА– психодиагностическое обследование психологом–консультантом клиента как личности с целью выяснения тех индивидуальных его особенностей, которые желательно знать для более глубокого понимания проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию. И. л. к. необходимо также для того, чтобы довести до сознания клиента суть его проблемы и найти наиболее эффективные пути ее решения при активном участии самого клиента.
ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ– научное, социально-психологическое понятие, обозначающее достаточно устойчивое, сложившееся в индивидуальном опыте жизни данного человека его личное представление о том, как в типичных случаях сочетаются друг с другом внешние данные, психология и поведение людей.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ– склонность человека к слишком быстрым, недостаточно продуманным, чрезмерно эмоциональным реакциям на происходящее. И. часто выступает как черта характера человека.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ– теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки и стремятся к достижению жизненных целей.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ– область практической психологии и психотерапии; система психотерапевтических (психокоррекционных) методов, рассчитанных на индивидуальную работу психолога (психотерапевта) с каждым клиентом.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ– формирование внутренних структур психики человека путем усвоения структур внешней социальной деятельности.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА– анализ психологом–консультантом совместно с клиентом его рассказа-исповеди для выяснения психологической сути проблемы клиента и причин ее возникновения, а также для выработки эффективных предложений по практическому решению этой проблемы.
ИНТИМНО-ЛИЧНОСТНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ– психологическое консультирование, проводимое в связи с возникновением у клиента проблем интимно-личностного характера, таких, о которых он предпочитает говорить только с достаточно близкими людьми в доверительных отношениях с ними.
ИНТРОЕКЦИЯ– процесс, посредством которого объекты внешнего мира, образы, взгляды, мотивы и установки других людей включаются индивидом в свой внутренний мир; отношения с объектом «вовне» заменяются отношениями с воображаемым объектом «внутри себя». Интроекция связана с идентификацией.
ИНФАНТИЛИЗМ– сохранение в психике и поведении подростков, юноши или девушки особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойствен инфантилизм, отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности принятия решений и действий, пониженной критичности по отношению к себе, чувстве незащищенности, повышенной требовательности к заботе других о себе, слабоволии, нежелании брать на себя ответственность, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщае-мости и других, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, эгоцентризм и др.)
ИНФОРМАТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТА– количество и качество психологической информации о человеке, которую можно получить в результате применения данного теста.
ИСПОВЕДЬ КЛИЕНТА– подробный анализ клиента психологу–консультанту о своей проблеме, включая его ответы на вопросы, задаваемые в ходе исповеди психологом–консультантом.
ИСТЕРИЧНОСТЬ– акцентуированная черта характера человека, проявляющаяся в чрезмерно выраженной его любви к самому себе, жажде внимания со стороны, склонности приукрашивать свою особу, тенденции к позерству, театральности поведения, отсутствии глубоких чувств, претензиях на исключительное положение среди людей.
ИСТЕРОИДНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ– сочетание высокого уровня демонстративности и склонности к вытеснению травмирующих переживаний.
КАРТОТЕКА КЛИЕНТОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ– специальная картотека, создаваемая для служебного пользования в психологической консультации. В нее заносятся следующие сведения о клиентах: кто, когда, по какому поводу обратился в консультацию, кто проводил консультирование, какой оказалась проблема клиента, какие рекомендации по ее решению были предложены клиенту, какой оказалась эффективность выполнения клиентом соответствующих практических рекомендаций и другие данные.
КАТАРСИС– разрядка и высвобождение эмоций в ходе разговора о своих проблемах.
КОГНИТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ– уровень развития когнитивных (познавательных) процессов у ребенка шести - семилетнего возраста, включая восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, достаточный для
успешного освоения учебной программ в начальных классах школы. КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ- подход к терапии, в котором акцент делается в равной мере на необходимость изменения как усвоенных моделей поведения, так и нереалистического и неадаптивного мышления.
КОГНИТИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ- психологическое консультирование, проводимое по вопросам формирования и развития познавательных процессов у клиента.
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ- познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.
КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА- свод основных законов, положений, правил, которые практический психолог должен неукоснительно соблюдать, работая с людьми. К. п. э. п. п. принимается профессиональным сообществом психологов и действует в рамках данного сообщества.
КОЛИЧЕСТВО ВСТРЕЧ ПИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАН-ТА С КЛИЕНТОМ- общее количество встреч психолога-консультанта и клиента в течение определенного времени: недели, месяца или года, необходимых психологу-консультанту и клиенту для того, чтобы полностью решить проблему клиента.
КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ- уровень развития умений и навыков общения с людьми ребенка шести - семилетнего возраста, достаточный для начала успешного обучения ребенка в школе.