Замедленность темпа и реакций человека

– динамическая характеристика деятельности человека, а также процесса его общения с людьми, проявляю­щаяся в том, что человек все делает очень медленно и с явным запозданием реагирует на происходящее вокруг него. З. т. и р. ч. зависит от природных свойств его тем­перамента, от физического и психологического состоя­ния в данный момент времени.

ЗАМЕЩЕНИЕ– один из механизмов перевода бессозна­тельных, неприемлемых для Я (сверх-Я) желаний в приемлемые формы. Результатом замещения являются, например, ошибочные действия, невротические сим­птомы, остроты, определенные характеристики снови­дения и др.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ– понятие, введенное Фрей­дом для обозначения приемов, которые обычно исполь­зуются человеком, чтобы снизить тревогу и чувство вины. В результате их действия определенные мысли, желания или чувства исключаются из сознания.

ЗЕРКАЛИЗАЦИЯ– один из приемов проведения психоло­гического консультирования, используемый чаще всего на стадии исповеди. Прием состоит в сознательном по­вторении психологом–консультантом движений клиен­та, его высказываний вместе с той интонацией, с кото­рой они произносятся самим клиентом, а также его по­зы, жестов и мимики.

ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ– нарушение зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориенти-

ровки, зрительно-моторной координации и бинокуляр­ного зрения.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ– понятие, введенное Л.С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происхо­дит посредством присвоения человеческого опыта в со­трудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же за­дания – самостоятельное выполнение и выполнение в сотрудничестве со взрослым. Уровень первого выпол­нения называется актуальным, второй уровень, более высокий, представляет собой З. б. р. – область несо­зревших, но созревающих процессов. Для определения перспективы развития необходимо знать «завтрашний день развития», который определяется именно измере­нием З. б. р.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ– бессознательный процесс, благода­ря которому индивид (например, ребенок) ведет себя, думает и чувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует (например, отец или мать). Отождествление, как правило, неосознанное, се­бя со значимым другим человеком (реальным или вы­мышленным) или группой как образцом. С помощью этого механизма у ребенка формируются личностные черты и поведенческие стереотипы, а также появляется возможность освободиться от собственной тревоги и ослабить внутренние конфликты. Играет важную роль в формировании личности.

ИЗМЕНЧИВОСТЬ НАСТРОЕНИЯ– непредсказуемость, трудная объяснимость изменений в настроении клиен­та.

ИЗОЛЯЦИЯ– защитный механизм, при котором эмоции изолируются от содержания болезненных воспомина­ний или импульсов; чувство социальной опустошенно-

сти и болезненности, возникающее в результате неспо­собности достичь интимности.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА– психодиагности­ческое обследование психологом–консультантом кли­ента как личности с целью выяснения тех индивиду­альных его особенностей, которые желательно знать для более глубокого понимания проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию. И. л. к. необходимо также для того, чтобы довести до соз­нания клиента суть его проблемы и найти наиболее эффективные пути ее решения при активном участии самого клиента.

ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ– научное, со­циально-психологическое понятие, обозначающее дос­таточно устойчивое, сложившееся в индивидуальном опыте жизни данного человека его личное представле­ние о том, как в типичных случаях сочетаются друг с другом внешние данные, психология и поведение лю­дей.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ– склонность человека к слишком быстрым, недостаточно продуманным, чрезмерно эмо­циональным реакциям на происходящее. И. часто вы­ступает как черта характера человека.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ– теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каж­дого индивидуума и тех процессов, с помощью кото­рых люди преодолевают свои недостатки и стремятся к достижению жизненных целей.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ– область прак­тической психологии и психотерапии; система психо­терапевтических (психокоррекционных) методов, рас­считанных на индивидуальную работу психолога (пси­хотерапевта) с каждым клиентом.




ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ– формирование внутренних струк­тур психики человека путем усвоения структур внеш­ней социальной деятельности.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА– анализ психологом–консультантом совместно с клиентом его рассказа-исповеди для выяснения психологической су­ти проблемы клиента и причин ее возникновения, а также для выработки эффективных предложений по практическому решению этой проблемы.

ИНТИМНО-ЛИЧНОСТНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ– психологическое консуль­тирование, проводимое в связи с возникновением у клиента проблем интимно-личностного характера, та­ких, о которых он предпочитает говорить только с дос­таточно близкими людьми в доверительных отношени­ях с ними.

ИНТРОЕКЦИЯ– процесс, посредством которого объекты внешнего мира, образы, взгляды, мотивы и установки других людей включаются индивидом в свой внутрен­ний мир; отношения с объектом «вовне» заменяются отношениями с воображаемым объектом «внутри себя». Интроекция связана с идентификацией.

ИНФАНТИЛИЗМ– сохранение в психике и поведении подростков, юноши или девушки особенностей, прису­щих детскому возрасту. Индивид, которому свойствен инфантилизм, отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности принятия решений и действий, пониженной критично­сти по отношению к себе, чувстве незащищенности, по­вышенной требовательности к заботе других о себе, слабоволии, нежелании брать на себя ответственность, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщае-мости и других, в разнообразных компенсаторных ре­акциях (фантазирование, эгоцентризм и др.)

ИНФОРМАТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕС­ТА– количество и качество психологической инфор­мации о человеке, которую можно получить в резуль­тате применения данного теста.

ИСПОВЕДЬ КЛИЕНТА– подробный анализ клиента пси­хологу–консультанту о своей проблеме, включая его ответы на вопросы, задаваемые в ходе исповеди психо­логом–консультантом.

ИСТЕРИЧНОСТЬ– акцентуированная черта характера че­ловека, проявляющаяся в чрезмерно выраженной его любви к самому себе, жажде внимания со стороны, склонности приукрашивать свою особу, тенденции к позерству, театральности поведения, отсутствии глубо­ких чувств, претензиях на исключительное положение среди людей.

ИСТЕРОИДНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ– сочетание высокого уровня демонстративности и склонности к вытеснению травмирующих переживаний.

КАРТОТЕКА КЛИЕНТОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ– специальная картотека, созда­ваемая для служебного пользования в психологической консультации. В нее заносятся следующие сведения о клиентах: кто, когда, по какому поводу обратился в консультацию, кто проводил консультирование, какой оказалась проблема клиента, какие рекомендации по ее решению были предложены клиенту, какой оказалась эффективность выполнения клиентом соответствую­щих практических рекомендаций и другие данные.

КАТАРСИС– разрядка и высвобождение эмоций в ходе разговора о своих проблемах.

КОГНИТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕ­НИЮ В ШКОЛЕ– уровень развития когнитивных (познавательных) процессов у ребенка шести - семи­летнего возраста, включая восприятие, внимание, па­мять, воображение, мышление, речь, достаточный для

успешного освоения учебной программ в начальных классах школы. КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ- подход к терапии, в котором акцент делается в равной мере на необходимость изменения как усвоенных моделей по­ведения, так и нереалистического и неадаптивного мышления.

КОГНИТИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬ­ТИРОВАНИЕ- психологическое консультирование, проводимое по вопросам формирования и развития по­знавательных процессов у клиента.

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ- познавательные процес­сы человека, включая его ощущения, восприятие, вни­мание, воображение, память, мышление, речь.

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПРАКТИ­ЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА- свод основных законов, положений, правил, которые практический психолог должен неукоснительно соблюдать, работая с людьми. К. п. э. п. п. принимается профессиональным сообщест­вом психологов и действует в рамках данного сообще­ства.

КОЛИЧЕСТВО ВСТРЕЧ ПИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАН-ТА С КЛИЕНТОМ- общее количество встреч психо­лога-консультанта и клиента в течение определенного времени: недели, месяца или года, необходимых психо­логу-консультанту и клиенту для того, чтобы полно­стью решить проблему клиента.

КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ- уровень развития умений и навыков об­щения с людьми ребенка шести - семилетнего возрас­та, достаточный для начала успешного обучения ребен­ка в школе.

Наши рекомендации