Родительская любовь как единство любви матери и отца

Материнская и отцовская любовь являются составными частями (проявлениями) целостного феномена родительской любви; они на­ходятся в единстве, определяя родительскую любовь как некоторую целостность.

В процессе культурно-исторического развития человека, его ант-ропосоциогенеза, наиболее важные духовные связи, в том числе и любовь к детям, осваиваются при доминирующей роли матери. Лю­бовь матери — первая и наиболее значимая для ребенка сторона ро­дительской любви. Материнская любовь приобретает исключитель­ное значение для ребенка особенно на начальном этапе его жизни, так как этот период является наиболее сензитивным для формирова­ния базовых основ личности и отношения к миру.

Материнская любовь обеспечивает идентификацию как механизм развития личности. В данном случае под идентификацией мы понима­ем «механизм присвоения отдельным человеком всесторонней челове­ческой сущности» (от позднелат. identificatio — отождествление). В пси­хологии термином «идентификация» называют процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образом. В. С. Мухина (1998) различает два вида идентификации:

а) интериоризационная идентификация — обеспечивает само «при­своение» и «вчувствование» в другого;

б) экстрариоризационная идентификация — обеспечивает перенос своих чувств и мотивов на другого.

В. С. Мухина отмечает, что имеется идентификация отношения между матерью и младенцем. «Новорожденный ребенок современно­го человека сохранил этологические признаки лица, которые обус­ловливают возникновение защитных форм поведения у его матери. Кроме того, у младенца очень быстро вырабатывается паралингвис-тическая знаковая система (мимика, особенно улыбки, жесты, вос­клицания и т. д.)» (1986, с. 86). Такие образования формируются на врожденной основе через присвоение ребенком идентифицирующе­го поведения взрослого. Так, уже в первые недели жизни ребенок спо­собен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют. С первых недель жизни ребенка учат эмоционально-выразительному отождествлению с другим человеком.

В свою очередь, та элементарная знаковая система, которой ов­ладевает ребенок, стимулирует определенные реакции у матери. Очень часто мать начинает пользоваться детской мимикой и жестами для общения с ребенком. На этом уровне они отождествляют средства общения и достигают определенной степени идентификации. Ребе­нок сам начинает побуждать мать улыбаться и воспроизводить его жесты. Здесь мы наблюдаем отношения развивающейся взаимной идентификации, которая обеспечивает формирование у ребенка чувства доверия сначала к матери, а позднее и к человеку вообще.

Кроме того, В. С. Мухина считает, что идентификационные от­ношения взрослого могут быть двух видов: непосредственные и спе­циально отработанные - представляющие собой техники воздействия на ребенка с воспитательными целями.

Таким образом, общаясь с ребенком, мать с помощью своей люб­ви выступает в качестве посредника, соединяющего ребенка с окру­жающим миром, именно она подготавливает предпосылки для эмо­циональной связи с ним. Материнская любовь способствует возник­новению доверия к миру, что необходимо для нормального психического развития ребенка и является основой для формирования его отношения к людям.

А. Адлер (1999) считает, что мать способствует развитию «соци­ального интереса» у ребенка. Мать, контакт с которой является пер­вым в жизни ребенка, оказывает на него наибольшее влияние, при­лагает огромные усилия к развитию социального интереса, который возникает в отношениях матери и ребенка. Задача матери состоит в воспитании у ребенка чувства сотрудничества, стремления устанав­ливать взаимосвязи и товарищеские отношения. В идеале истинная материнская любовь — это любовь, сосредоточенная на благополу­чии ребенка, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здо­ровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает воз­можность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психологического здоровья человека.

Согласно Э. Фромму (2001), специфика материнской любви зак­лючается в ее безусловном характере. Каждый человек испытывает потребность в безусловной материнской любви. Мать любит своего ребенка здорового и больного, успешного и неудачливого, красивого и некрасивого, талантливого и бесталанного. Мать всегда поймет его страдания. Она любит своего ребенка не потому, что он выполнил социальное условие или оправдал надежды, а потому, что это ее дитя. Заслуженная любовь вызывает сомнения и страх, что она может ис­чезнуть; она оставляет ощущение, что тебя любят не таким, какой ты есть, а только за то, что ты угождаешь.

Отсутствие материнской любви либо ее депривация вызывает негативные последствия для личностного развития ребенка, наруша­ется его умственное, физическое, эмоциональное и социокультурное развитие. Детей, лишенных материнской любви, отличает эмоцио­нальная холодность и неспособность испытывать любовь и привя­занность (Р. Берне, 1986; Дж. Боулби, 1991; 3. Фрейд, 1989; Э. Эрик-сон, 1996 и др.).

Интерес к материнской любви в рамках психологических иссле­дований возник в русле двух направлений:

1. При изучении роли матери в развитии личности ребенка (Дж. Бо­улби, 1991; 3. Фрейд, 1989; К. Хорни, 1967; Э. Эриксон, 1996 и др.).

2. В исследованиях, связанных с нарушением психического раз­вития ребенка (Д. Винникотт, 1998, А. Фрейд, 1993 и др.).

В отечественной психологии в рамках второго направления изуча­лись детско-родительские взаимодействия и материнское отношение к ребенку (А. С. Спиваковская, 2000; Э. Г. Эйдемиллер, 1999 и др.).

Вторая составляющая родительской любви - это любовь отца. Еще не появившийся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу возможность почувствовать наличие «отцовского инстинкта», ощутить себя защитником, продемонстрировать родительскую лю­бовь и привязанность. Любви отца принадлежит значительная роль в развитии личности ребенка независимо от его пола и возраста.

Так, психологические исследования показывают, что при срав­нении детей, выросших с отцами и без них, обнаружено, что дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невро­тические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Дети «холодных» отцов чаще бывают застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напро­тив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с ма­терями, и детей из полных семей. Мальчики, которые жили с отца­ми, проявляли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуаци­ях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матеря­ми (И. С. Кон, 1987; В. А. Рамих, 1997; Л. Б. Шнейдер, 2000).

Таким образом, личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обес­печить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как мужчина может проявлять любовь к детям, к жене и к окружающим.

В материнской и отцовской любви, как в родительской любви в целом, мы выделяем биологическую, психологическую и социальную составляющие.

1. Биологическая составляющая материнской и отцовской любви (инстинктивный компонент). Здесь основное различие в любви отца и матери кроется в так называемом «материнском» и «отцовском» инстинктах.

Существует точка зрения, что материнская любовь — это «мате­ринский инстинкт», то есть она во многом подчинена тем же врож­денным механизмам, которые роднят человека и животных (Дж. Бо­улби, 1991; Д. В. Винникотт, 1998; К. Лоренц, 1986 и др.).

М. Мид (1989) отмечает, что материнская любовь к ребенку на­столько глубоко заложена в реальных биологических условиях зача­тия и вынашивания, родов и кормления, что только сложные соци­альные установки могут полностью их подавить. Общество должно сильно исказить самосознание матери, врожденные закономерности развития, совершить целый ряд надругательств над ней при воспита­нии, чтобы она перестала заботиться о своем ребенке.

Наличие биологической составляющей материнской любви объясняется тем, что генетическая функция самки заключается в обес­печении рождения ребенка и в сохранении потомства, так как вскар­мливание и уход за маленькими детьми повсеместно входит в функ­ции женщины (И. С. Кон, 1987).

А. И. Захаров (цит. по Л. Б. Шнейдеру, 2000) выделяет факторы, способствующие созреванию и проявлению материнского инстинк­та в виде последующей заботы о детях и любви к ним:

1. Праобраз материнства. Важность инстинкта материнства и от­цовства у прародителей и родителей.

2. Желание иметь детей, установка на них. При нежелательности ребенка ни один из факторов не может «сработать», то есть материн­ский инстинкт может не проявиться.

3. Положительный отклик на беременность. Заранее планируе­мый день зачатия, ожидаемая задержка месячных, что получает адек­ватный положительный эмоциональный отклик.

4. Нежность к зарождающейся жизни. Первое шевеление плода создает волнующее ощущение сопричастности, желания быть с ре­бенком.

5. Чувство жалости и сострадания к ребенку. Первый крик ново­рожденного вызывает у матери чувство огромной радости, как у творца новой жизни, вместе с чувством облегчения и удовлетворения от за­вершения родов.

6. Чувство близости с ребенком. Первое прикладывание к груди означает первый опыт соучастия в жизни ребенка, близость чувств и непосредственность ощущений.

7. Эмоциональная отзывчивость матери. Первая улыбка в ответ на симпатию, доброжелательное, любящее отношение взрослых со­здает эмоциональный контакт между матерью и ребенком.

По сравнению с отцом мать физиологически более тесно связана с ребенком. Их контакт начинается с момента зачатия и укрепляется в дальнейшем. Физиологическая связь, обусловленная перинаталь­ным периодом развития ребенка, впоследствии является основой для возникновения и установления эмоционально-чувственной связи. Мать и ребенок взаимосвязаны в телесных ощущениях. Посредством физиологического взаимодействия она передает ребенку как осозна­ваемые, так и неосознаваемые психические состояния. Функции со­стояний заключаются в их специфическом влиянии на формирование психических свойств и протекание психических процессов, а так­же во влиянии на организацию структуры личности ребенка в целом (А. О. Прохоров, 1996). Мать может транслировать ребенку как «по­зитивные» состояния (хорошее настроение, радость, спокойствие, вдохновение), так и «негативные» (утомление, раздражительность, гнев, досада и др.), свою собственную любовь, а также любовь отца.

Что же касается любви отца, то заметим, что «инстинкт отцов­ства» впервые возник с появлением моногамной семьи. Инстинкт от­цовства менее устойчив, более сексуально детерминирован и направ­лен преимущественно на защиту матери и детей. В большинстве слу­чаев у мужчин инстинкт отцовства как биологическая составляющая родительской любви проявляется менее сильно, чем материнский инстинкт у женщин. Это обусловлено тем, что физиологический кон­такт ребенка с отцом, особенно на начальном этапе развития малы­ша, минимален. Мужчина-отец, не имея опыта вынашивания ребен­ка, родов, кормления грудью, оказывается дальше от тонкого эмоци­онально-чувственного мира ребенка.

2. Психологическая составляющая материнской и отцовской любви (эмоционально-чувственный и когнитивный компоненты). Согласно исследованиям И. С. Кона (1987), женщины эмоционально более чувствительны и отзывчивы по сравнению с мужчинами. Именно по этой причине большинство матерей легче налаживают эмоциональ­ные взаимоотношения с ребенком по сравнению с большинством отцов. Как правило, матери превосходят отцов в способности к эмпатии и самораскрытию (И. С. Кон, 1987). Вследствие этого матери лучше ориентируются в переживаниях своего ребенка, в его внутрен­нем мире и более четко и адекватно реагируют на его потребности.

Кроме того, матери более эмоционально и явно проявляют свою любовь к ребенку, что выражается в действиях (объятия, поцелуи, по­глаживания и др.) и ласковых словах, — по сравнению с отцами, ко­торые в этом отношении более «холодны» и «сухи». В то время как внутреннее переживание по своей силе может не отличаться. В ре­зультате нередко создается впечатление, что мама «больше любит сво­его ребенка».

В когнитивных репрезентациях матери, формирующихся в про­цессе жизни, представлена картина того, какой должна быть любя­щая мать и каким образом она должна проявлять свою любовь к ре­бенку. Как правило, в женщине поощряются заботливость, нежность, мягкость, так как это качества, способствующие вынашиванию и выращиванию потомства. Избыток агрессивности сокращает коли­чество беременностей (И. С. Кон, 1981, Л. Б. Шнейдер, 2001).

На содержание когнитивных репрезентаций непосредственное влияние оказывает социальная составляющая материнской, любви. В зависимости от этого «портрет» матери вообще и любящей матери в частности у каждой женщины формируется индивидуальный.

И. С. Кон (1981) указывает на то, что отцы отличаются более стро­гим разделением эмоциональной и когнитивной реактивности по сравнению с матерями, кроме того, отцы менее чувствительны в эмо­циональном плане.

В мужчине (как в самце — представителе животного мира) поощря­ются качества, помогающие защитить семейство в то время, когда бере­менная самка становится уязвимой и нуждается в защите. Самец дол­жен быть физически сильным, готовым к бою. Таким образом, в самце поощряется агрессивность. Излишняя нежность отрицательно сказы­вается на способности драться в нужный момент (Л. Б. Шнейдер, 2001).

3. Социальная составляющая материнской любви (поведенческий компонент, семейные нормы и правила). Любовь отца обусловлена пре­имущественно социальными причинами (культурные особенности, социальные нормы, существующие в данном обществе, и др.)

Э. Фромм (2001) считает, что из-за менее глубокой укорененнос­ти в природе отец вынужден развивать свой разум, формировать ис­кусственный мир идей, принципов и рукотворных вещей, который заменяет природу в качестве основы для существования и безопас­ности. Подчинение матери и фиксация на ней есть подчинение при­родной связи, фиксации на природе. Подчинение отцу — созданное человеком, искусственное, основанное на власти и законе и, следо­вательно, менее непреодолимое и сильное, чем связь с матерью.

Таким образом, значение любви матери и любви отца для ребен­ка различно. Особенно ярко это проявляется на ранних этапах онто­генеза, так как взаимоотношения ребенка с отцом не столь интен­сивны, как с матерью, и отец не играет той всеохраняющей, всеза-щищающей и вселюбящей роли, которая принадлежит матери. В тра­диционных патриархальных обществах отношения между отцом и ребенком — это, с одной стороны, отношения подчинения, а с дру­гой - отношения бунта и содержат в себе элемент разрыва. Отец воп­лощает условную любовь, то есть отец любит ребенка больше всего, потому что тот живет в соответствии с его ожиданиями. Отец вопло­щает абстракцию - совесть, долг, закон.

Э. Фромм (2001) считает, что любовь отца можно заслужить. Ре­бенок может постараться что-то сделать для того, чтобы добиться ее, то есть может управлять любовью отца. При невыполнении опреде­ленных условий любовь отца можно легко потерять.

Специфика любви отца и матери определяется тендерной асим­метрией и более поздним возникновением института отцовства по сравнению с институтом материнства.

Различия в физиологических и психологических особенностях женщин и мужчин обусловливают различия в их поведенческих про­явлениях.

Тендер — понятие, характеризующее социальные представления о мужчине и женщине. Содержанием тендера являются полоролевые стереотипы, которые состоят из представлений о ролях и нормах в поведении мужчины и женщины, о психологических особенностях представлений того и другого пола. Категория тендера является не­постоянной, так как изменяется исторически и культурно. Социоло­ги рассматривают тендер как социальный конструкт, в основе кото­рого лежат три группы характеристик:

1) биологический пол;

2) полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином об­ществе;

3) «тендерный дисплей» — многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского дей­ствия и взаимодействия (Л. Б. Шнейдер, 2001).

Мужская программа закладывается в зародыше через несколько недель после начала беременности с первым выбросом мужского гор­мона — тестостерона. Именно этот гормон делает мужчин агрессив­ными и заставляет побеждать любой ценой. Каждый мальчик разви­вается по-своему, три основных момента наблюдаются у всех: склон­ность к доминированию, сильное импульсивное желание рисковать, повторяющиеся кратковременные периоды напряжения и расслаб­ления. Тестостерон начинает работать, обеспечивая превращение мальчика в мужчину (Л. Попова, 2001).

Полоролевые стереотипы. Как правило, в обыденном сознании отец представлен строгим, грозным, как активное культурное нача­ло. Для него характерны самообладание, доминантность, самоконт­роль, сдерживание чувств. Мать представлена мягкой, нежной.

Э. Фромм (2001) выделяет качества мужского характера (проник­новение, руководство, активность, дисциплина, склонность к рис­ку) и качества женского характера (защита, созидающая восприим­чивость, реализм, выносливость, материнство).

И в мужчине, и в женщине данные качества могут сочетаться. В тех случаях, когда ребенка воспитывает один родитель (мать или отец), воз­можна компенсация недостающих мужских качеств у матери или жен­ских качеств у отца, но преобладают типичные. Традиционная модель половой дифференциации подчеркивает имманентную «инструмен-тальность» мужского и экспрессивность женского поведения. В резуль­тате появляется разделение материнской и отцовской любви.

И. С. Кон (1981) отмечает, что наблюдения за поведением роди­телей по отношению к новорожденному в естественной ситуации показывают, что психофизиологические реакции мужчины и женщи­ны на младенцев сходны, а поведенческие реакции различны: жен­щина стремится приласкать ребенка, тянется к нему; мужчина от­страняется и часто испытывает эмоциональный дискомфорт при тес­ном контакте с ребенком. Подобные различия наблюдаются даже в тех семьях, в которых отцы полностью разделяют все заботы по уходу за ребенком. Матери, успокаивая ребенка, используют невербальный канал общения (тактильное взаимодействие: берут на руки, гладят и др.). Отцы используют вербальный канал (успокаивают словами).

М. Лэм (1979), наблюдая за тем, как играют и контактируют роди­тели с 7-13-месячными младенцами, выявил, что мать больше ласкает ребенка, играет в привычные для него игры, развлекает игрушками. Отец чаще вовлекает его в силовые игры, а также игры необычные и стихийно возникающие. Различаются и мотивы, по которым родите­ли берут ребенка на руки. Мать чаще делает это, ухаживая за ним, ста­раясь успокоить, ограничить активность, тогда как отец берет младен­ца для игры или потому что ребенок сам просит взять его на руки.

Различия в стереотипах поведения женщины и мужчины способ­ствуют половой идентификации ребенка. Она осуществляется на ос­нове генотипических предпосылок и социальных условий развития и бытия человека. Половые роли усваиваются через подражание пред­ставителям своего пола, через идентификацию с ними и обособле­ние от противоположного пола в определенные возрастные периоды. В онтогенезе к концу раннего возраста ребенок устанавливает для себя свою половую принадлежность, а на протяжении первых семи лет интенсивно присваивает поведенческие формы, интересы, ценности своего пола. Таким образом, стереотипы мужского и женского пове­дения входят в самосознание ребенка через подражание представи­телям своего пола и в первую очередь матери и отца.

Девочка наблюдает за тем, как ведут себя женщины, находящиеся в ее окружении, а мальчик наблюдает за поведением мужчин. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола: душевность, чув­ствительность, эмоциональность присущи женщине; смелость, реши­тельность, самообладание - признак мужского пола (В. С. Мухина, 2000). Модели родительской любви заложены в игре. В. А. Рамих (1997) отмечает, что женщина обычно более подготовлена к появлению ребенка и проявлению родительской любви вследствие того, что в дет­стве девочки играют в игры, моделирующие материнское поведение. У мальчиков значительно меньше ролевых игр, схожих с ролевыми играми девочек.

Таким образом, девочка имеет более широкий спектр возможно­стей «проиграть» материнскую любовь, чего нет у мальчиков. В роле­вых играх мальчиков, как правило, «проигрываются» иные качества мужчины (смелость, ловкость, сила и др.). Следовательно, у ребенка появляются образцы-модели проявления родительской любви муж­чины и женщины.

Материнское и отцовское поведение существенно зависит от гор­мональной регуляции. В экспериментах на животных было доказа­но, что гормональная стимуляция соответствующих центров мозга способна усиливать или ослаблять «материнское» поведение живот­ных, порождая потребность ухаживать, ласкать и т. д. Самки значи­тельно восприимчивее самцов к подобным воздействиям. Некоторые элементы материнского поведения, например, лактация, также име­ют гормональные компоненты, благодаря которым кормящая мать может испытывать удовольствие, похожее на сексуальное.

Э. Бадинтер (1999), занимая крайнюю социоцентристскую пози­цию в отношении проблемы материнской любви, считает, что пове­дение и чувства матери чрезвычайно изменчивы в зависимости от влияния культуры и амбиций женщины. Женщина играет три глав­ные социальные роли, которые являются взаимосвязанными: 1) мать; 2) жена; 3) свободно реализующаяся женщина. В разное историчес­кое время та или иная роль становится доминирующей. В зависимо­сти от того, ценится ли материнская любовь к ребенку или обесцени­вается в ту или иную эпоху, женщина становится любящей или «хо­лодной» матерью.

Возникновение и развитие материнской любви также происхо­дит на основе детского опыта взаимодействия с собственной мате­рью, на основе связей, которые устанавливаются между матерью и ребенком после родов в результате ее заботы и его ответной реакции, на основе игры в детстве, во взаимодействии с реальными или вооб­ражаемыми маленькими детьми (Д. В. Винникотт, 1998, Ж. Годфруа, 1992, В. А. Рамих, 1997, Г. Г. Филиппова, 1999).

Кроме того, на возникновение и развитие материнской любви в социальном плане значительное влияние оказывают взаимоотноше­ния, существовавшие между всеми членами родительской семьи, а не только отношения между ребенком и матерью. При патогенной ситуации (В. Н. Мясищев, 1960) в семье могут наблюдаться глобальная семейная неудовлетворенноеть, семейная тревога, семейно обус­ловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряже­ние, состояние вины, связанное с семьей, а также психологическое и физическое насилие. Все это обусловливает наличие двух полярных типов отношения потенциальной матери к своему ребенку:

1. «Отсутствие любви». Женщина остается эмоционально холод­ной по отношению к своему ребенку.

2. «Избыток любви». Женщина компенсирует отсутствие любви со стороны своей матери избытком навязчивой родительской любви по отношению к собственному ребенку.

Кроме того, различия в материнской и отцовской любви обус­ловлены более поздним возникновением «института отцовства». Ис­торически сложилось так, что на ранних этапах развития человека духовно-воспигательное влияние мужчин в определенном смысле было вторичным. Оно проистекало из первоначального влияния ма­терей. Женщины-матери имели определяющее значение для форми­рования духовного облика человека, так как мужчины еще не уча­ствовали в индивидуальном воспитании детей, то есть не выполняли функции отцов. В традиционной патриархальной семье отец высту­пает в следующих ролях: кормилец, воплощение власти и высший авторитет, пример для подражания и основной наставник детей в их дальнейшей семейной жизни и общественно-производственной дея­тельности (И. С. Кон, 1981, В. А. Рамих, 1997).

Однако во всех случаях присутствует одна общая черта: отец нахо­дится на недосягаемой высоте для ребенка, отношения строго верти­кальны: отец — прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом (Б. И. Кочубей, 2000, Л. Б. Шнейдер, 2000).

В настоящее время происходит переориентация жизненных ро­лей мужчины и женщины, изменяются социокультурные стереоти­пы маскулинности и феминности, которые задаются сменой куль­турной парадигмы в современных условиях. Современная ситуация в области отцовства такова, что переплетаются традиционные черты женственности и мужественности. Ослабевает былая поляризация половых ролей и связанных с ними социокультурных стереотипов. Социальные роли мужчины и женщины не кажутся полярными и вза­имоисключающими (И. С. Кон, 1981, В. А. Рамих, 1997).

Вследствие этого у отцов появляется более широкий спектр воз­можностей для проявления родительской любви. Учитывая то, что любовь отца - это огромная сила в воспитании и развитии ребенка, начинает формироваться новый тип проявления отцовской любви, при котором отец психологически и эмоционально принимает участие в родах, беременности, кормлении, уходе и воспитании ребенка. Отец может транслировать ребенку свою любовь не только посредством ма­тери, но и напрямую общаясь с ним, так как ребенок в зародышевом состоянии способен воспринимать звуки, и особенно хорошо — низ­кие звуковые сочетания. С момента рождения ребенок испытывает острую потребность в заботе со стороны родителей, которая подразу­мевает кормление, телесный контакт, а кроме того — потребность в эмоциональном контакте и общении. Данные потребности может удов­летворить не только мать, но и отец. Это способствует возникновению более тесной эмоциональной привязанности отца к ребенку, которая впоследствии перерастает в родительскую любовь.

Исследователи выделяют факторы, депривирующие развитие и проявление материнской и отцовской любви. К ним относятся: слу­чайность зачатия ребенка; отсутствие желания иметь ребенка; отсут­ствие любви между супругами; негативный детский опыт общения с собственной матерью; наличие у матери более сильных «конкуриру­ющих потребностей»; развод родителей, пережитый в возрасте до 9-13 лет; отсутствие заботы о ребенке с момента его рождения; наличие у матери ряда неразрешенных психологических проблем; несоответ­ствие ребенка ожидаемому родителями образу.

• Случайность зачатия ребенка. В данном случае мужчина и жен­щина воспринимают и относятся друг к другу исключительно как к сексуальному партнеру, а не как к потенциальному родителю своего ребенка. Незапланированная беременность в этом случае является фрустрирующим фактором для обеих сторон, что отрицательно ска­зывается на отношении как матери, так и отца к беременности, а сле­довательно, и к ребенку, при этом создается большой риск для его психического и физического развития.

• Отсутствие желания иметь ребенка. Нежелание иметь ребенка, возникающее под воздействием каких-либо причин, при запланиро­ванном зачатии (испортившиеся отношения с мужем, проблемы со здоровьем, материальные трудности и т. д.).

• Отсутствие любви между супругами. При отсутствии любви и теплых отношений между супругами-родителями мать видит фруст-рирующий образ мужа в ребенке и переносит на него всю гамму нега­тивных эмоций и чувств, связанных с мужем. Это верно и в отноше­нии отцов. В случае отсутствия отца этот эффект может быть не ме­нее сильным.

• Негативный детский опыт общения с собственной матерью. Если женщина с детства приобрела негативный опыт в этом плане, то, став

матерью, она скорее всего будет сосредоточена лишь на своих пере­живаниях и проблемах, так как для нее самой характерны чувство недостатка любви и эмоциональной пустоты.

• Наличие у матери более сильных и устойчивых «конкурирующих потребностей», чем потребность в реализации родительской любви. В этом случае мать стремится удовлетворить внесемейные, социаль­но-психологические потребности (карьерный рост, общественная де­ятельность и др.), которые стимулирует и поощряет общество.

• Развод родителей, пережитый в возрасте до 9-13 лет. Л. Б. Шней-дер (2000) считает, что дети лучше приспосабливаются к повторному браку своих родителей, будучи совсем маленькими или в юношеском возрасте, чем в подростковом. В связи с разводом баланс эмоциональ­ного состояния матери нарушается, она может оказаться не способ­ной в данный момент поддержать ребенка, который также испыты­вает трудности. В результате психологическая связь, существовавшая ранее между ними, может не восстановиться. В другом случае мать начинает проявлять «гиперопеку» и отчаянную, назойливую, изво­дящую любовь по отношению к ребенку. Это является началом при­обретения негативного опыта общения с матерью.

В результате влияния данных факторов у женщины складывается отрицательное отношение к своей беременности, проявляющееся в том, что она не стремится защитить плод, негативно настроена на ожидание ребенка, не проявляет заботу о нем, оставаясь «глухой» к сигналам плода. Свою «нелюбовь» при наличии нежелательной бе­ременности женщины могут демонстрировать, согласно исследова­ниям Л. Б. Шнейдер (2000), следующим образом: пониженная чув­ствительность к шевелению плода; слабая эмоциональная реакция на факт беременности; игнорирование беременности; избегание ме­дицинской диагностики; попытки самостоятельно прервать беремен­ность; отвращение и брезгливость, направленные на ребенка; пове­дение матери совершенно не изменяется; общее психологическое напряжение; мучительные фантазии и воспоминания, связанные с ребенком; депрессия и негативный фон протекания беременности.

• Отсутствие заботы о ребенке с момента его рождения. В результате женщина может привыкнуть к мысли о том, что она не заботится о ре­бенке, перестать воспринимать его как родного и беспокоиться о нем.

Матери, не общающиеся со своим ребенком в первые недели его жизни, проявляют меньшую привязанность к нему и в дальнейшем. Наиболее сильным проявление материнской любви, при прочих рав­ных условиях, бывает в тех случаях, когда контакт матери с ребенком устанавливается в первые же часы после родов (Д. В. Винникотт, 1998, В. А. Рамих, 1997).

• Наличие у матери ряда неразрешенных психологических проблем, сопровождаемое повышенной тревожностью и неуравновешеннос­тью. Женщина пытается разрешить существующие и беспокоящие ее трудности, обрести эмоциональное благополучие путем рождения ребенка. Данный способ решения проблем оказывается неэффектив­ным, в результате женщина перекладывает на ребенка не материнс­кую любовь, а свои неразрешившиеся проблемы.

• Несоответствие ребенка ожидаемому родителями образу (поло­вая принадлежность ребенка, здоровье физическое и психическое).

Кроме того, расстройство материнской любви можно наблюдать в тех случаях, когда женское представление о своей половой роли крайне искажено; беременность наказывается социальным неодобрением и на­носит оскорбление супружеским чувствам; роды скрыты наркозом, ме­шающим женщине осознать, что она родила ребенка; кормление гру­дью заменено искусственным кормлением. Расстройства материнской любви имеют социальное и личное значение (Д. В. Винникотт, 1998, И. С. Кон, 1987, М. Мид, 1989, В. А. Рамих, 1997, Г. Г. Филиппова, 1999).

Если обобщать имеющиеся направления исследований, то мож­но обнаружить, что материнская любовь как психосоциальный фе­номен рассматривается с двух основных позиций: материнская лю­бовь как обеспечение условий для развития ребенка и материнская лю­бовь как часть личностной сферы женщины.

Любовь к ребенку, несомненно, находит отражение в личности женщины. Материнская любовь характеризуется специфическими ощущениями. Мать делит с ребенком свое тело, а потом и внимание, заботы, силы, сон, отдых и материальные блага. И все это не жертвы, а обретение себя. Покой ребенка, его здоровый вид, нормальное раз­витие, каждое новое проявление его крепнущей психики наполняют мать чувством гордого и радостного удовлетворения. Наиболее есте­ственный и легкий путь к достижению удовлетворения — это мате­ринская забота и любовь к ребенку, которые придают значение и смысл ее жизни. Материнская любовь воспитывает чувство ответ­ственности. Ответственность основывается на любви, развивается из этого чувства и появляется благодаря материнской любви, которая всегда была и будет самым сильным эмоциональным чувством.

Материалы медицины, психологии и социологии позволяют пред­положить, что развитие материнской любви проходит несколько этапов:

1) Готовность любить. Данный этап может наступить в достаточ­но юном возрасте. Условием готовности к материнской любви может быть физическая и психическая зрелость. Немаловажное значение имеет и окрашенное родительской любовью детство будущей матери.

2) Любовь-ожидание. Данное чувство возникает с того момента, когда рождение ребенка становится запланированным. Этап включа­ет в себя надежды, связанные с зачатием ребенка и его образом (ожи­дания), и длится в течение практически всего срока беременности.

3) Предродовая ригидность. Снижение уровня положительной эмо­циональной окрашенности материнского чувства происходит вслед­ствие физического и психического истощения организма роженицы (схватки, нарастающее чувство беспокойства, желание приблизить момент рождения ребенка либо острая потребность его отдаления, связанная со страхом, и т. д.).

4) Лимеренция. Эмоционально-окрашенное послеродовое состо­яние «наполненности» и удовлетворения, связанное с ощущением «разрешения» (рождения ребенка) и впечатлением от первых корм­лений грудью.

5) Сформированность родительского чувства. Этап характеризуется выбором матерью специфических форм проявления родительской любви.

Данная последовательность в развитии материнской любви не претендует на однозначность, однако может быть логически оправ­дана. Последний этап не является окончательным, хотя определяет направление дальнейшего развития данного чувства.

Психологические и социологические исследования показывают большое значение роли отца в развитии и воспитании детей. Сравни­вая детей, выросших с отцами и без них, исследователи обнаружили, что «некомпетентный», часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уро­вень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречают­ся невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказыва­ется на учебе и самоуважении детей (И. С. Кон, 1979; В. А. Рамих, 1997).

Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-пси­хологического благополучия, которое не может в полной мере обес­печить одинокая женщина-мать. Участие отца в процессе развития ребенка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на ма­лыша, привнося что-то неординарное в их взаимоотношения.

Личные качества отца, в число которых входит и его любовь к ре­бенку, оказывают значительное влияние на ребенка. Психологичес­кие исследования показывают, что дети «холодных» отцов чаще бы­вают застенчивы, тревожны, их поведение нередко бывает антисо­циальным. Напротив, эмоциональная близость с отцом положитель­но отражается на ребенке.

Специфика отцовской любви заключается в том, что она учит и сына, и дочь тому, как мужчина может проявлять любовь

Наши рекомендации