Теоретические подходы к пониманию психологической сущности феномена родительства
Характерная черта целостности любой системы — способность к самосохранению в процессе постоянного движения, изменения и развития. Все это в полной мере можно отнести и к родительству как комплексному образованию, представляющему собой систему.
Рассматривая феномен родительства, необходимо прояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары еще и ребенка или детей. Семья является исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а также малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. С этой точки зрения можно включить родительство как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования.
Системный подход предполагает признание семьи как единого целого, единого психологического и биологического организма, признание всеобщих семейных взаимосвязей (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1999). Поэтому, рассматривая феномен родительства с точки зрения системного подхода, мы будем описывать его в тесной взаимосвязи с семейной системой.
На ранних стадиях развития человеческого общества индивидуальное родительство было не институализировано, уходом за детьми и их воспитанием занималась вся община (И. С. Кон, 2001). Позже, в среде феодализировавшейся и раннефеодальной знати широко распространился институт «воспитательства» — обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи. Нормативные предписания и реальное родительское поведение никогда и нигде не совпадали полностью. Родительское поведение различалось не только от сословия к сословию, но и от семьи к семье.
В XV — XVI вв. внимание к детям заметно возрастает, однако прежде всего это было связано с повышением требовательности и строгости. Теологи того времени говорят исключительно об обязанностях детей по отношению к родителям и ни слова — о родительских обязанностях. Вплоть до середины XVIII в. родительские чувства занимают незначительный объем в личной переписке и дневниках. Лишь к концу XVIII — началу XIX вв. детоцентрическая ориентация прочно утвердилась в общественном сознании, сделав любовь родителей одной из главных нравственных ценностей (И. С. Кон, 2002).
Б. Ф. Ломов (1991) исходил из того, что психические явления органически вписаны во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира, являются системными и выражают органическое единство уникальных свойств.
Используя принципы системного подхода, применительно к феномену родительства можно констатировать следующее.
1. Феномен родительства системно детерминирован, то есть представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
2. Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать на двух уровнях: и как сложную комплексную структуру индивида, и как надындивидуальное целое. Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.
3. Феномен родительства одновременно предстает в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации. Анализ и описание родительства должны охватывать все планы презентации феномена. Прежде всего это план индивидуально-личностных особенностей женщины либо мужчины, влияющих на родительство. Следующий план охватывает обоих супругов в единстве их ценностных ориентации, родительских позиций, чувств и т. д., то есть анализируется родительство по отношению к семейной системе. Третий план фиксирует родительство во взаимосвязи с родительскими семьями. Наконец, четвертый план раскрывает родительство по отношению к системе общества.
4. Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макроуровень — уровень общества, мезоуровень — уровень родительской семьи, микроуровень — уровень собственной семьи и, наконец, уровень конкретной личности. Нами будут рассмотрены первые три уровня. 5. Феномен родительства — явление динамическое, включающее процесс становления и развития.
Для осмысления родительства как особого психологического явления нами был использован феноменологический подход. Он представляет собой интуитивное раскрытие сущности явления (предмета), которое идентично его данности, то есть является достоверным. Причем при «схватывании» сущности явления само сознание человека являет себя как особый феномен (Э. Гуссерль, 1994).
Феномен в психологии — общее понятие, относящееся к предметам и явлениям объективной или субъективной реальности, познаваемой и познанной (К. К. Платонов, 1981).
Феноменологический подход использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии, в отличие от ортодоксального и некоторых других подходов. В этом случае явление рассматривается многомерно, а не толкуется однозначно.
Феноменологическая практика базируется на четырех основных принципах (В. Д. Менделевич, 2001): понимания, «эпохе», беспристрастности и точности. Применительно к феномену родительства принципы можно трактовать следующим образом.
1. Принцип понимания, как уже было сказано выше, противопоставляется принципу объяснения. Он требует учитывать влияние субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека, и на основе этого понимания делать общие выводы. Этот принцип предполагает лишь глубокое проникновение в суть феномена, рассуждение, а не однозначное объяснение наблюдаемых явлений.
2. Принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждений. Суть его заключается в том, чтобы во время феноменологического исследования абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаться приписать наблюдаемые проявления феномена определенным стандартам, а стараться лишь вчувствоваться. То есть, исследуя феномен родительства, мы можем предполагать многовариантность того или иного явления, проявления феномена, а не выводить категоричные суждения.
3. Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияние субъективного опыта исследователя, морально-нравственных установок и прочих оценочных категорий. Точность описания требует тщательности в подборе слов и терминов для передачи смысла наблюдаемого феномена родительства.
4. Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен роди-тельства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя. Кроме того, необходимо принимать во внимание историческо-культуральную контекстуальность. Как сложный психологический феномен родительство имеет определенную структуру. Компонентная структура является одной из ведущих характеристик в контексте системного анализа. Принципиальным связующим компонентом между свойствами целого объекта и свойствами его частей, как компонентов системы, выступает комплексное взаимодействие компонентов (В. И. Степанский, А. К. Осницкий, 1977). Авторы считают, что употребление термина «комплексное» подразумевает наличие определенной структуры взаимодействия, причем под структурой здесь понимается совокупность межкомпонентных функциональных связей, которые объединяют компоненты в единое целое.
Таким образом, родительство как психологическое явление является сложной структурой, которая может быть рассмотрена с точки зрения системного, комплексного и феноменологического подходов.