РАЗДЕЛ 7. Мотивационно-потребностная сфера личности

Тема 7.1 Потребности

Понятие «потребности».

Классификация потребностей и их виды: витальные и социальные. Потребности как источник активности личности. Иерархическая пирамида потребностей по А. Маслоу: физиологические; потребности в безопасности; привязанностях, любви, принадлежности к группе; одобрении, уважении; самореализации. Познавательные и эстетические потребности.

Трансформация потребностей. Механизм удовлетворения потребностей: стадия напряжения, стадия оценки, стадия насыщения. Реализация потребностей: конкретизация, ментализация, социализация.

Тема 7.2 Мотивация

Мотивация как психическое образование, побуждающее человека к деятельности. Мотивы – синтез внутренних и внешних причин, побуждающих и направляющих поступки, поведение и деятельность человека. Мотив и мотивация. Мотив – интегративное выражение побудительных сил человека в конкретном, актуальном действии (осознанный, неосознанный) реализуемая часть латентной мотивации. Функции мотивации: приспособительная, побудительная, активизирующая, стимулирующая, направляющая, регулирующая.

Эволюционные линии развития мотивации через: 1) развитие витальных, социальных, идеальных потребностей; 2) эмоционально-оценочное отражение; 3) субъективную систему отношений; 4) предметно-практическую деятельность; 5) систему ценностных ориентации; 6) образ жизни; 7) социальное взаимодействие; 8) культуру и искусство. Индивидуальные линии развития мотивации через: 1) биогенетику рефлексов, инстинктов и паттернов поведения; 2) подражание; 3) воспитание и обучение; 4) игры, общение, познание, труд; 5) семью и другие первичные общности.

Концепции мотивации. Понятие валентности. Критерии валентности. Отрицательная валентность.

Основные проблемы психологии мотивации. Когнитивный диссонанс. Агрессия. Просоциальное поведение. Асоциальное поведение. Мотивация и успешность деятельности. Развитие и изменение мотивов. Иерархия мотивов. Взаимодействие мотивов. Полимотивированность.

Тема 7.3 Направленность

Направленность – ядро личности.

Компоненты направленности. Влечение – эмоциональное проявление потребностей и начальный момент мотивационного процесса. Неосознанность влечений. Эмоциональная напряженность влечений. Внутренняя детерминированность влечений и внешняя направленность их разрядки. Желания – осознанные влечения к реализации потребностей. Рационализация потребностей в желаниях. Соотнесение желаний с возможностями их реализации. Интересы как форма проявления познавательных потребностей человека. Интересы как категория социальных потребностей. Интересы как характеристика общественных отношений. Склонности – направленность человека на определенную деятельность. Склонности и стремления к целям. Эмоциональный и волевой компоненты в реализации склонностей и стремлений. Намерения – сознательное стремление к завершению поставленных задач, целей (актуализация потребностей в организованной деятельности). Намерение как целеполагание. Установки – состояние психологической готовности человека реагировать определенным образом на внешние воздействия. Психологические и социальные установки. Установки и опережающее отражение (антиципация). Убеждения – представления, идеи, позиции человека, определяющие его понимание действительности, выражающие его отношения к ней. Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем. Картина мира и смысл жизни как интегративные установки личности. Обыденное, религиозное и научное мировоззрение. Рациональное и иррациональное понимание мира и сущности человека.

Виды направленности.

ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Курсовая работа выполняется в 4/5 семестре. В соответствии с учебным планом на написание курсовой работы выделяется 40 часов.

Целью написанию курсовой работы является формирование исследовательских умений у студентов, развитие умений теоретического анализа, обобщения, усвоение специфики проведения эмпирического социально-психологического исследования, развитие умений количественной и качественной обработки полученных результатов и их интерпретации.

Написание курсовой работы способствует расширению и углублению полученных студентами теоретических социально-психологических знаний.

Курсовая работа должна включать теоретический анализ литературы по проблеме и описание проведенного эмпирического исследования с полученными выводами.

Объем курсовой работы 30 страниц (без приложений).



Наши рекомендации