Программа социальных и организационных изменений в домах ребенка

Итак, результаты проведенного наблюдения показали, что по­ведение персонала дома ребенка характеризуется минимальной ини­циацией взаимодействия с младенцами, редкими ответами на сигна­лы и инициации детей, ограничением контактов режимными про­цедурами, которые также выполняются отстраненно и часто молча. В течение наиболее долгого и интенсивного взаимодействия в ситуа­ции кормления наблюдаются не только малое число инициатив и вза­имообусловленных ответов, рассогласованность и нарушение под-страивания поведения персонала и младенцев, но и явное насилие наддетьми. Состояние сотрудниц дома ребенка характеризуется по­вышенной депрессивностью и тревожностью. Дети чувствительно ре­агируют как на состояние, так и на психологические особенности уха-живающих за ними женщин и подстраиваются под них. Нарушения

в эмоциональной сфере и не способствующие установлению поло­жительных социальных контактов параметры личности сотрудниц отрицательно сказываются на их поведении взаимодействия по от­ношению к младенцам и, в свою очередь, на поведении взаимодей­ствия со стороны младенцев.

Исследование показало, что наблюдающееся в последние годы в домах ребенка введение в группы педагогов-дефектологов и лого­педов не вносит кардинальных изменений в социально-эмоциональ­ное состояние детей конца первого и начала второго года жизни. В лабораторной незнакомой ситуции поведение привязанности детей по отношению к женщине, с которой они встречаются на педагоги­ческих занятиях 5 раз в неделю индивидуально или в группе, харак­теризуется в основном малым стремлением к близости и контакту, избеганием, малой исследовательской активностью.

Результаты опроса свидетельствуют, что большая часть персо­нала осознает необходимость для детей общения и наличия всегда доступного ребенку человека. Сотрудницы дома ребенка не считают, что общение не входит в их обязанности, однако среди причин недо­статочного общения выделяют прежде всего занятость основной ра­ботой. Такая противоречивость ответов может свидетельствовать о проявлениях механизмов защиты от отрицательного состояния, воз­никающего при эмоциональной близости с оставшимися без семьи младенцами, многие из которых к тому же имеют медицинские или генетические нарушения. Более трети сотрудниц прямо связывают недостаточность общения с нежеланием формирования привязан­ности с ребенком.

Положительное эмоциональное взаимодействие и формирова­ние безопасной привязанности требует не только новой организа­ции работы в группе и обучения персонала, но и создания условий для проявления социальной инициативности, эмоциональной дос­тупности и отзывчивости персонала. Последнее включает возмож­ность анализировать сложные, часто эмоционально негативные пси­хологические процессы, возникающие при установлении отношений с детьми в доме ребенка, и психологическую поддержку персонала.

Опыт участия в семинарах для сотрудников дома ребенка, об­суждение и прослеживание их результатов показали, что знакомство с современными данными о развитии детей первых месяцев и лет жизни и с новыми междисциплинарными программами ранней по­мощи значительно влияет на позицию персонала и тем самым на си-





программа социальных и организационных изменений в домах ребенка - student2.ru туацию в домах ребенка. Однако организация обучения сотрудников может рассматриваться лишь как начальный этап на пути измене­ния положения детей в домах ребенка. Часто случается, что рутина и привычный тип отношений не оставляют места для нововведений, старая система продолжает диктовать свои собственные правила сег­регации и пренебрежения к психическому здоровью младенцев. Тре­буется не только продолжение общения с сотрудниками, но и совме­стная разработка и реализация программы изменений в доме ребен­ка. Среди основных могут быть выделены мероприятия, связанные с изменением организационной структуры дома ребенка, отношения персонала к детям и работы персонала.

Мероприятия, связанные с изменением структуры дома ребенка

Мы поддерживаем позицию о реорганизации домов интернат­ного типа с соблюдением таких соответствующих психологическим потребностям детей требований, как постоянство места проживания (вплоть до совершеннолетия), стабильность круга близкихлюдей, уменьшение количества детей на одного взрослого до 3—5 и создание разновозрастных групп, свобода контактов с окружающим миром, привлечение к воспитанию детей мужчин, психологический отбор и повышение уровня квалификации персонала (Галигузоваидр., 1990). С нашей точки зрения, основной линией преобразований является переход от работы по принципу «все сотрудницы не каждый день для всех детей» к работе по принципу «один или несколько близкихлю­дей каждый день для небольшой группы одних и тех же детей», что­бы у ребенка в младенческом и раннем возрасте был опыт непреры­вающегося общения со своим, наиболее близким и эмоционально доступным человеком. Понимая сложность практического осуществ­ления структурных преобразований в доме ребенка, выделим наибо­лее важные и возможные в существующих условиях мероприятия:

—прекращение переводадетей изодной группы вдругую, от од­них людей кдругим;

—организация жизни детей небольшой группой с постоянным проживанием в одних и тех же помещениях;

—выделение нескольких наиболее подходящих сотрудниковдля выполнения в группе родительских функций, роли наиболее близ­ких детям взрослых;

—изменение расписания работы наиболее близких детям взрос­лых с вахтовой (сутки через трое) на ежедневную сменную по сколь­зящему графику;

—создание условий для совместного проживания в группе де­тей разного возраста, детей с медицинским и генетическим риском отставания в развитии и медицински благополучных детей;

—удовлетворение потребности свободного общения с детьми и взрослыми внутри и за пределами дома ребенка;

—удовлетворение и поддержание стремления родителей и род­ственников навещать и общаться с детьми.

Наши рекомендации