Программное обеспечение курса «Психология развития»

«Психология развития» как отрасль психологической науки теснейшим образом связана с такими дисциплинами психологического цикла как «Общая психология», «Психолого-педагогический практикум», «Психологическая диагностика», «Психологическая служба в образовании».

1. Автоматизированная база данных психологической службы и логопункта «ПСИХЕЯ». - М.: Когито-Центр, 2010.

2. Пси-Профиль. Пакет школьного психолога. - М.: Когито-Центр, 2010.

3. Методика Л.А. Ясюковой (часть 3). Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. - СПб.: Иматон, 2010.

4. Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал». - СПб.: НПФ Амалтея, 2009.

5. Овчарова Р.В. Диагностика родительства. - СПб.: НПФ Амалтея, 2010.

6. Программа «Экватор» по обучению снятию напряжения. - СПб.: НПФ Амалтея, 2010.

7. Программа «Волна» направлена на обучение навыкам саморегуляции. - СПб.: НПФ Амалтея, 2010.

8. Программа «Комфорт». Универсальная полифункциональная методика коррекции и развития адаптационных возможностей человека на основе обучения навыкам саморегуляции. - СПб.: НПФ Амалтея, 2010.

9. Психодиагностическая система «ТЕСТМЕЙКЕР». Предназначена для сбора и анализа данных, создания собственных методик, оценки их надежности, валидности и репрезентативности.

10. Система «StimMaker». Программа-конструктор психологических экспериментов.


Словарь терминов

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая специфику развития личности и психики человека от рождения до смерти.

Предмет психологии развития– особенности онтогенетического развития человека (формирование его когнитивной и личностной сферы).

Объект возрастной психологии – человек.

Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.

Филогенез – процесс становления психологических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретического и практического знания.

Метод –научный способ организации и осуществления исследования.

Наблюдение – метод психологического исследования, состоящий в фиксации чувственно воспринимаемой информации.

Эксперимент – метод психологического исследования, характеризующийся созданием искусственной ситуации, посредством которой осуществляется актуализации интересующих исследователя индивидуальных особенностей испытуемых.

Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации исследователя с испытуемым и установления между ними доверительных отношений.

Опрос - метод психологического исследования, состоящий в устном или письменном изучении респондентов при помощи вопросов, представляемых их вниманию в устной или письменной форме.

Близнецовый метод – метод психологического исследования, заключающийся в исследовании особенностей развития монозиготных и дизиготных близнецов.

Изучение продуктов деятельности - метод психологического исследования, характеризующийся выявлением результатов деятельности с последующим их сопоставлением с нормативными показателями и установлением их соответствия (несоответствия).

Тест– метод психологического исследования, система специальных стандартизированных заданий посредством которых выявляются психологические качества и свойства человека.

Стратегия возрастных срезов – стратегия исследования, состоящий в изучении динамики психологических и физиологических характеристик за определенный период времени через одномоментоное обследование лиц, принадлежащих к разным возрастным группам.

Стратегия поперечных срезов – стратегия исследования, характеризующийся изучением разных групп испытуемых с последующим сопоставлением данных, полученных на этих группах.

Стратегия продольных срезов (лонгитюд, длинник) – стратегия исследования, заключающаяся в изучении одной и той же группы испытуемых в течении длительного промежутка времени по одним и тем же параметрам с последующим сопоставлением данных, полученных в разных замерах.

Тема 2. Теории психического развития: биологический подход

Импринтинг (запечатление) –1)глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, попавшему в поле зрения животного после его появления на свет; 2) специфическая форма научения у животных, при которой фиксируются отдельные признаки объектов, отличительные особенности родителей как носителей признаков вида.

Рекапитуляция – краткое, сжатое во времени повторение в онтогенезе признаков филогенетических форм.

Тема 3. Теории психического развития: поведенческий подход

Габитуация –понижение чувствительности нервной системы к действию постороннего раздражителя.

Сенсибилизация –повышение чувствительности нервной системы к действию постороннего раздражителя.

Полевое поведение – совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды.

Тема 4. Теории психического развития: психодинамический подход

Амбивалентность влечений – противоречивость потребностей человека.

Аутоэротичность (нарциссизм) – влечение к самому себе, предпочтение собственного тела в качнстве сексуального объекта.

Психологическая защита – механизм искажения травмирующей человека информации с целью конструктивной последующей адаптации к ней.

Идентичность – 1) (по Э. Эриксону) чувство самотождественности, чувство обретения, адекватности, стабильного владения личностью собственным Я независимо от его изменений и ситуации; 2) эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.

Комплекс Электры – (по К.Г. Юнгу) бессознательное эротическое влечение дочери к отцу и связанные с этим негативные установки к матери.

Либидо – (по З.Фрейду) специфическая психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений человека.

Нарциссизм – (по З. Фрейду) состояние и направленность либидо на Я.

Вторичный нарциссизм – (по З. Фрейду) явление повторного нарциссизма, возникающее вследствие направления либидо из Оно в Я.

Оно (Ид) – один из компонентов структуры личности по З. Фрейду, включающий в себя бессознательные желания и влечения.

Регрессия – форма психологической защиты от травмирующей человека информации и действительности, при которой осуществляется возврат на более раннюю стадию развития, к более примитивным формам поведения и мышления.

Сверх – Я – один из компонентов структуры личности по З. Фрейду, состоящий из моральных норм, табу, совести, контролирующий стремление человека руководствоваться в жизни своими влечениями, подчиняющий их моральным нормам общества.

Эдипов комплекс – бессознательное эротическое влечение сына к матери и связанные с этим негативные установки к отцу.

Тема 5. Теории психического развития: когнитивно-генетический подход

Ассимиляция – процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий, не изменяя их.

Аккомодация – процесс изменения ранее усвоенной информации под влиянием новых сведений, в ходе которого перестраиваются старые схемы действий и вырабатываются новые.

Эгоцентризм – характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции.

Эгоцентрическая речь – одно из проявлений эгоцентризма, состоит в то, что ребенок занимаясь той или иной деятельностью, сопровождает свои действия речью, вне зависимости от присутствия собеседника. Согласно Ж. Пиаже эгоцентрическая речь это: 1) речь в отсутствии собеседника; 2) речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника.

Тема 6. Предпосылки, условия и закономерности психического развития

Психическое развитие – 1) это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека; 2) закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Рост– процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Созревание – проявление в онтогенезе унаследованных особенностей.

Высшие психические функции –сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К ним относятся речь, произвольное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и пр.

Низшие психические функции –психические процессы наличествующие как у человека, так и у животных.

Источником психического развития человека является среда.

Среда – окружающие человека общественные, духовные и материальные условия его существования.

Предпосылками психического развития человека являются наследственность и врожденность.

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Врожденность – индивидуальные особенности человека, сформировавшиеся в процессе пренатального или перинатального развития.

Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

Условиями психического развития являются обучение, воспитание, общение, деятельность.

Движущие силы – противоречия, определяющие ход психического и личностного развития человека в онтогенезе.

Закономерность -способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Закономерности развития: неравномерность, гетерохронность, сенситивность, кумулятивность, дивиргентность-конвергентность, дифференциации и интеграции, неустойчивость развития, компенсаторный характер психики.

Социогенез – развитие высших психических функций, личности обусловленное особенностями социализации.

Эпигенез – развитие, происхождение благодаря появлению новообразований и дифференциации частей целого.

Инволюция – необратимое ослабление или распад психических функций.

Синкретизм – нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка.

Тема 7. Роль деятельности, общения, воспитания и обучения в психическом развитии

Деятельность – активность, направленная на реализацию значимых для человека потребностей и преобразование окружающей среды.

Ведущая деятельность – это активность, в процессе которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы и личностные характеристики.

Ведущая деятельность – деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновении и развитие у человека основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Зона ближайшего развития– область еще не созревших, но созревающих психических процессов.

Общение –взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Обучение –процесс целенаправленной передачи ребенку общественно-исторического опыта.

Тема 8. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии

Возраст– конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей.

Периодизация психического развития –последовательность стадий (периодов) психического развития, выделенных в целостном жизненном цикле человека.

Психологический возраст –определенная, качественно своеобразная ступень онтогенетического развития, обуславливаемая закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющая конкретно-историческое происхождение.

Социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) – совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной; социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта с социальной действительностью, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Новообразования –это качественные преобразования личности и психики человека, возникающие в процессе реализации ведущей деятельности возрастного периода, являющиеся одновременно продуктом возрастного развития и предпосылкой дальнейшего развития. Возрастные новообразования (по Л.С. Выготскому) – новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.

Сензитивный период– 1) оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов, свойств; 2) период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведении я и знаний.

Стабильный периодхарактеризуется постепенным развитием.

Кризис – особый, относительно непродолжительный по времени период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями.

Наши рекомендации