Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)
Процедура обследования
Респондентам предлагается тот же список из 21 качества личности (см. табл. 4), включающий поровну деловые (Д), моральные (М) и эмоциональные (Э) качества, расположенные в случайном порядке. Из предложенного списка необходимо выбрать 5 качеств, наиболее важных для характеристики индивида как члена группы.
Обработка результатов
1) подсчитать:
а) общее число выборов, сделанных испытуемым (N);
б) количество выборов, приходящихся на каждое качество;
в) количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (n);
г) количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (n1).
2) Вычислить коэффициент ценностно-ориентационного единства (C) по формуле:
С = | n – n1 | * 100% |
N |
Интерпретация результатов:
а) С ≥ 50%, ЦОЕ высокое (оценка 3 балла);
б) 30% < С < 50%, среднее (2 балла);
в) в остальных случаях – ЦОЕ низкое (1 балл).
Приложение 6
Бланк методики
Шифр группы ___________
Дата заполнения __________________
Фамилия _____________ Имя _____________ Отчество ______________
Инструкция
Выберите из предложенного списка 5 качеств, которые Вы считаете наиболее важными для человека как члена группы, отметив их галочкой в соответствующей строке.
ТРУДОЛЮБИЕ | ДЕЛОВИТОСТЬ | ||
ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ | СКРОМНОСТЬ | ||
ВЕСЕЛОСТЬ | ДРУЖЕЛЮБИЕ | ||
АККУРАТНОСТЬ | СДЕРЖАННОСТЬ | ||
ЧЕСТНОСТЬ | СПРАВЕДЛИВОСТЬ | ||
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ | ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ | ||
ПОРЯДОЧНОСТЬ | АКТИВНОСТЬ | ||
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ | ИСКРЕННОСТЬ | ||
ОТЗЫВЧИВОСТЬ | НАСТОЙЧИВОСТЬ | ||
ПРИВЕТЛИВОСТЬ | ОБАЯТЕЛЬНОСТЬ | ||
ПРАВДИВОСТЬ |
БЛАГОДАРИМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
Изучение психологического климата группы
Данная методика позволяет определить психологический климат группы посредством изучения отношения членов группы к учебной деятельности, их кооперативную зависимость.
Процедура обследования
Участникам опроса предлагаются три вопроса, направленные на описание отношения членов группы к учебе. Ответы на вопросы дифференцированы в соответствии с 5-балльной шкалой.
Обработка результатов
Для подсчета показателя психологического климата ответы оцениваются следующим образом:
всегда волнует – 5 баллов;
чаще волнует – 4 балла;
волнует в половине случаев – 3 балла;
чаще не волнует – 2 балла;
совсем не волнует – 1 балл.
Затем вычисляется средний балл по группе:
X = (а + б + в) / 3N
где а, б, в – балльные оценки по вопросам;
N – число испытуемых.
Интерпретация результатов
Если X ≥ 4,5 баллов – показатель психологического климата высокий (оценка 3 балла); если 3,5 < Х < 4,5 – средний (2 балла);
в остальных случаях низкий (1 балл).
Приложение 7
Бланк методики
Шифр группы ___________
Дата заполнения __________________
Фамилия _____________ Имя _____________ Отчество ______________
Инструкция
Вам предложены три вопроса, характеризующие отношение членов Вашей группы к учебе. По каждому вопросу оцените свою группу, выбрав один из предложенных ответов.
Вопросы | Ответы | ||||
Всегда волнует | Чаще волнует | Волнует в половине случаев | Чаще не волнует | Совсем не волнует | |
Всегда ли членов Вашей группы волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе? | |||||
Всегда ли вы оказываете помощь друг другу в учебе? | |||||
Все ли ответственно относятся к учебе? |
БЛАГОДАРИМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
Интегральная оценка групповой сплоченности и уровня развития коллектива
Вычислить сумму баллов по всем трем параметрам:
И = К + С + Х, где К – количество баллов, характеризующих сплоченность группы,
С – количество баллов, характеризующих ценностно-ориентационное единство группы,
Х – количество баллов, характеризующих психологический климат группы.
Интерпретация результатов: если И ≥ 8 – уровень групповой сплоченности и развития коллектива высокие; если И = 6, 7 – средние; в остальных случаях – низкие.
Задание 4. Изучение мотивации обучения в вузе
Для выполнения этого задания студенту необходимо провести обследование группы с помощью двух методик – методики Т.И.Ильиной и методики Т.Д.Дубовицкой.
Мотивация – совокупность разнородных побуждений (мотивы, потребности, интересы и т.д.), детерминирующих поведение и деятельность человека. Исследование мотивации означает поиск ответов на вопрос, какие движущие силы, тенденции, потребности и замыслы стимулируют деятельность индивида.