Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее верно отражающих Ваше мнение.

1. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1) чувствую себя членом группы, частью коллектива;

2) участвую в большинстве видов деятельности;

3) участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;

4) не чувствую, что являюсь членом группы;

5) живу и существую отдельно от нее;

6) не знаю, затрудняюсь ответить.

2. Перешли бы Вы заниматься в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1) да, очень хотел бы перейти;

2) скорее перешел бы, чем остался;

3) не вижу никакой разницы;

4) скорее всего, остался бы в своей группе;

5) очень хотел бы остаться в своей группе;

6) не знаю, трудно сказать.

3. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

1) лучше, чем в большинстве групп;

2) примерно такие же, как в большинстве групп;

3) хуже, чем в большинстве групп;

4) не знаю, трудно сказать.

4. Каковы взаимоотношения членов Вашей группы с руководством?

1) лучше, чем в большинстве групп;

2) примерно такие же, как в большинстве групп;

3) хуже, чем в большинстве групп;

4) не знаю.

5. Каково отношение в группе к учебе?

1) лучше, чем в большинстве групп;

2) примерно такое же, как в других группах;

3) хуже, чем в большинстве групп;

4) не знаю.

БЛАГОДАРИМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!

Задание 3. Изучение сплоченности группы

Групповая сплоченность – одна из характеристик группы, иллюстрирующая степень приверженности к группе ее членов. В качестве ее конкретных показателей рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях – чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов – чем больше число удовлетворенных своим пребыванием в группе, тем выше сила ее притяжения, тем выше ее сплоченность.

Исследование проводится в два этапа. На первом измеряются следующие параметры:

а) опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности;

б) ценностно-ориентационное единство;

в) психологический климат группы.

На втором этапе определяется обобщенный показатель, характеризующий групповую сплоченность и уровень развития группы.

Данные методики предложены В.С.Ивашкиным.

Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности

Сплоченность группы рассматривается как психологическая характеристика единства членов группы, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и других компонентах психики, а также в единстве практической деятельности.

Процедура обследования

Респондентам предлагается список из 21 качества личности, включающий поровну деловые (Д), моральные (М) и эмоциональные (Э) качества, расположенные в случайном порядке. Из предложенного списка необходимо выбрать 5 качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы.

Отнесенность качества к определенной группе представлена в табл. 2.

Таблица 4

Отнесенность качества к группе деловых, моральных или эмоциональных качеств

Качества Разряд качест ва Качества Разряд качест ва
ТРУДОЛЮБИЕ Д ДЕЛОВИТОСТЬ Д
ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ М СКРОМНОСТЬ М
ВЕСЕЛОСТЬ Э ДРУЖЕЛЮБИЕ М
АККУРАТНОСТЬ Д СДЕРЖАННОСТЬ Э
ЧЕСТНОСТЬ М СПРАВЕДЛИВОСТЬ М
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ Д ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ Э
ПОРЯДОЧНОСТЬ М АКТИВНОСТЬ Д
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ Д ИСКРЕННОСТЬ Э

Продолжение таблицы 4

Качества Разряд качест ва Качества Разряд качест ва
ОТЗЫВЧИВОСТЬ Э НАСТОЙЧИВОСТЬ Д
ПРИВЕТЛИВОСТЬ Э ОБАЯТЕЛЬНОСТЬ Э
    ПРАВДИВОСТЬ М

Обработка результатов

1. Подсчитать:

а) общее количество выбранных качеств (умножение числа обследуемых на 5);

б) количество выборов, приходящихся на каждую группу качеств.

2. Вычислить процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качества:

Км =(М/5N) ×100%;

Kд = (Д/5N) ×100%;

Кэ = (Э/5N) ×100%,

где М, Д, Э – числа выборов по каждой группе качеств; N – количество членов группы.

Интерпретация результатов

Если Кэ ≥ 55% или Кд + Км ≥ 60%, то групповая сплоченность высокая (оценка 3 балла); если Км ≥ 55% – сплоченность средняя (оценка 2 балла);

в остальных случаях низкая сплоченность группы (класса) оценивается в 1 балл.

Приложение 5

Бланк методики

Шифр группы ___________

Дата заполнения __________________

Фамилия _____________ Имя _____________ Отчество ______________

Инструкция: Выберите из предложенного списка 5 качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы, отметив их галочкой в соответствующей строке.

ТРУДОЛЮБИЕ   ДЕЛОВИТОСТЬ  
ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ   СКРОМНОСТЬ  
ВЕСЕЛОСТЬ   ДРУЖЕЛЮБИЕ  
АККУРАТНОСТЬ   СДЕРЖАННОСТЬ  
ЧЕСТНОСТЬ   СПРАВЕДЛИВОСТЬ  
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ   ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ  
ПОРЯДОЧНОСТЬ   АКТИВНОСТЬ  
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ   ИСКРЕННОСТЬ  
ОТЗЫВЧИВОСТЬ   НАСТОЙЧИВОСТЬ  
ПРИВЕТЛИВОСТЬ   ОБАЯТЕЛЬНОСТЬ  
    ПРАВДИВОСТЬ  

БЛАГОДАРИМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!

Наши рекомендации