Шкала оценки психологической атмосферы в группе по Ф.Фидлеру

Измерить психологическую атмосферу в группе, т.е. динамическую составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов.

Организация обследования

Обследование можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной формах. Для проведения обследования необходимо подготовить бланки методик (приложение 3), на которых в левой стороне листа описаны качества, характеризующие благоприятную психологическую атмосферу в группе, в правой – качества, характерные для группы с явно неблагоприятной атмосферой. Степень выраженности тех или иных качеств предлагается определить с помощью 8-балльной шкалы, помещенной в центре листа (от 1 до 8).

Процедура обследования

Работу начинают с разбора инструкции. Особое внимание обследуемых надо обратить на шкалу оценок, используемую в методике. При ответах обследуемых на предложенные утверждения следует обеспечить самостоятельность работы каждого участника обследования.

Обработка результатов

Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов, т.е. количество баллов определяется зачеркнутой цифрой.

Интерпретация результатов

Чем ниже балл, тем лучше психологическая атмосфера в группе. Итоговый показатель может колебаться от 10 (самая благоприятная социально-психологическая атмосфера) до 80 (самая неблагоприятная социально-психологическая атмосфера).

Приложение 3

Бланк методики

Шифр группы ___________

Дата заполнения __________________

Фамилия _____________ Имя _____________ Отчество ______________

Инструкция

Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых Вы можете описать атмосферу в Вашей группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поместите знак «Х» (зачеркните соответствующую цифру), тем более выражен признак в Вашей группе. Итак, для атмосферы в Вашей группе характерны (см. табл. 3).

Таблица 3

№ п/п Качества Разряд качеств Качества
Дружелюбие Враждебность
Согласие Несогласие  
Удовлетворен ность Неудовлетворенность
Увлеченность Равнодушие
Продуктивность Непродуктивность
Теплота Холодность
Сотрудничество Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка Недоброжелательность
Занимательность Скука
Успешность Неуспешность

БЛАГОДАРИМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!

Определение индекса групповой сплоченности М.Сишора

Привлекательность группы для индивида может быть оценена с помощью индекса групповой сплоченности М.Сишора. Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Организация обследования

Обследование можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Для проведения обследования необходимо подготовить бланки методик (приложение 4), на которых представлены 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Обследуемый должен выбрать один из предложенных вариантов ответов.

Процедура обследования

Работу начинают с разбора инструкции. При ответах обследуемых на предложенные утверждения следует обеспечить самостоятельность работы каждого участника обследования.

Обработка результатов

Ответы на вопросы оцениваются в баллах согласно приведенным значениям в скобках. В ходе опроса баллы указывать не нужно. Для определения показателя групповой сплоченности подсчитывается сумма баллов по всем вопросам.

Ниже приведены количественные значения ответов на вопросы (ключ к обработке данных).

1. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1) чувствую себя членом группы, частью коллектива (5);

2) участвую в большинстве видов деятельности (4);

3) участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3);

4) не чувствую, что являюсь членом группы (2);

5) живу и существую отдельно от нее (1);

6) не знаю, затрудняюсь ответить (1).

2. Перешли бы Вы заниматься в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1) да, очень хотел бы перейти (1);

2) скорее перешел бы, чем остался (2);

3) не вижу никакой разницы (3);

4) скорее всего, остался бы в своей группе (4);

5) очень хотел бы остаться в своей группе (5);

6) не знаю, трудно сказать (1).

3. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

1) лучше, чем в большинстве групп (3);

2) примерно такие же, как в большинстве групп (2);

3) хуже, чем в большинстве групп (1);

4) не знаю, трудно сказать (1).

4. Каковы взаимоотношения членов Вашей группы с руководством?

1) лучше, чем в большинстве групп (3);

2) примерно такие же, как в большинстве групп (2);

3) хуже, чем в большинстве групп (1);

4) не знаю (1).

5. Каково отношение в группе к учебе?

1) лучше, чем в большинстве групп (3);

2) примерно такие же, как в других группах (2);

3) хуже, чем в большинстве групп (1);

4) не знаю (1).

Интерпретация результатов

Полученный показатель может колебаться от 19 до 5 баллов. Чем выше балл, тем выше привлекательность группы для респондента, и наоборот, чем ниже балл, тем менее привлекательна группа.

Приложение 4

Бланк методики

Шифр группы ___________

Дата заполнения __________________

Фамилия _____________ Имя _____________ Отчество ______________

Инструкция

Наши рекомендации