Раздел 1. психологическая характеристика учащегося
Введение
Психологическая характеристика учащегося – один из способов получения, обобщения и систематизации данных об индивидуальных особенностях личности. Она часто используется в системе образования. Такая характеристика может включать в себя не только личностные качества учащихся в процессе их учебной деятельности, но и особенности общения со сверстниками и взрослыми, своеобразие функционирования психических процессов. Сбор сведений о каждом учащемся может осуществляться путем наблюдения за его поведением в условиях учебной и внеучебной деятельности, его общения со сверстниками и значимыми взрослыми. Кроме того, при составлении характеристики возможно использование как информации, полученной от классного руководителя и педагогов-предметников, так и результатов психодиагностики.
Качественно составленная характеристика помогает педагогу наладить контакт с учеником, обобщить и систематизировать результаты познания его личности, построить план дальнейшей педагогической работы и создать оптимальные условия для развития школьника.
В современной психолого-педагогической литературе представлены различные варианты психологических характеристик учащегося [9;10].
Структура психологической характеристики традиционно задается через перечень таких категорий психических явлений, как психические процессы и психологические свойства. Однако в предлагаемых вариантах психологических характеристик наблюдаются различия в широте охвата диагностируемых и описываемых свойств. Типичным недостатком приведенных в литературе характеристик учащегося является неудовлетворительное обоснование выбора анализируемых свойств и малочисленные данные об их внешних признаках, доступных наблюдению и проявляющихся в деятельности, поведении и общении учащегося.
Психологическая характеристика учащегося как одно из заданий по педагогической практике позволяет развивать навыки анализа личностных качеств учащегося, его психических процессов и особенностей их поведенческих проявлений. В процессе работы над психологической характеристикой студент приобретает умение интерпретировать данные наблюдений и разрабатывать психолого-педагогические рекомендации субъектам педагогического процесса.
Приведем основные требования, которым должна отвечать психологическая характеристика учащегося:
отображать индивидуально-психологические особенности учащегося, проявляемые им в процессе учебной деятельности, поведении и общении;
составляться по схеме, рекомендуемой в данном методическом пособии;
быть легко "читаемой" и понятной для субъектов педагогического процесса;
составляться на основе нижеперечисленных принципов, поскольку ребенок является специфическим объектом исследования, а его психика находится в становлении и развитии:
· принцип гуманизма, который выливается в требование 'Не навреди!';
· принцип объективности и научности, который предполагает, что индивидуально-психологические особенности должны быть раскрыты в понятиях возрастной психологии;
· принцип детерминизма, который означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, оно вызывается целым комплексом причин: важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей;
· принципы развития психики и единства сознания и деятельности, которые предполагают, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная деятельность (при этом деятельность - не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения);
· принцип индивидуального и личностного подхода, который означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
Кроме того, сохраняют свое значение и требования к составлению психологической характеристики, выделенные А.Ф.Лазурским: полнота, теоретическая проработанность исследуемого материала и объективность в его обработке. А.Ф. Лазурский делает важное замечание в отношении процедуры составления психологической характеристики: «Для того чтобы эти характеристики не представляли собою беспорядочной груды сырого материала (ценность которого в таких случаях была бы более чем сомнительной), необходимо соблюдать одно очень важное условие: каждая характеристика должна быть подвергнута детальному психологическому анализу, с целью определить преобладающие наклонности данного человека и способ их сочетания, показать, каким образом комбинации преобладающих основных наклонностей образуют ряд сложных проявлений, свойственных этому человеку, одним словом – выяснить психологическую конструкцию данной личности... Придавая такое важное значение психологическому анализу полученных результатов, мы в то же время все наши усилия направили на то, чтобы избежать другой ошибки, благодаря которой даже подробные характеристики теряют нередко половину своего значения. Ошибка эта заключается в том, что наблюдатель, отмечая у характеризуемого лица какое-нибудь качество, делает это в общих выражениях, не приводя ни внешних, конкретных проявлений этого качества, ни таких фактов, на основании которых он пришел к своему выводу. Отметивши, например, что наблюдаемый мальчик аккуратен, или настойчив, или рассеян и невнимателен, нередко ограничиваются этим и не считают нужным пускаться в дальнейшие пояснения» [4].
Таким образом, составленная студентом психологическая характеристика учащегося должна представлять собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывать их внутреннюю связь и связь с окружением и занятиями ребенка, и подтверждаться результатами наблюдений, примерами из жизни. Это должно быть описание живого ребенка, а не абстрактного индивида, и вместе с тем это должно быть точное, научное описание на психологическом языке.
Студенту-практиканту рекомендуется организовать свою работу в три этапа.
1.Актуализировать научно-теоретические знания по курсу «Психология». В этом могут помочь следующие учебники и учебные пособия.
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2006.
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 608 с.
Социальная психология: ключевые идеи/Р. Бэрон, Д.Бирн, Б. Джонсон. СПб., 2003. 512 с.
2. Выбрать объект изучения (конкретного ученика) и организовать сбор фактических данных с помощью применения метода наблюдения и предложенной в данном пособии схемы психологической характеристики.
3. Осмыслить, интерпретировать и изложить материал в форме психологической характеристики учащегося.
На основании ситуационного подхода к определению предмета современной зарубежной социальной психологии (Л. Росс, Р. Нисбетт, М.Аргайл, А.Фернам, Д.Магнуссон и Б.Экехаммар, Н.Кантор) [2] и анализа ситуационно-специфического поведения учащихся в контекстемониторинга образовательной среды (И.М. Кондаков, 2002) [6] нами были выделены основные разделы, которые составили содержание психологической характеристики учащегося.
Студенту-практиканту предлагается составить психологическую характеристику учащегося на основе табл. 1, в которой перечислены основные разделы характеристики, приводится детализация психологической природы этих разделов, указываются поведенческие проявления психологических и социально-психологических явлений и свойств и способы сбора эмпирической информации о данных свойствах.
В основе характеристики лежит представление о проявлениях индивидуально-психологических свойств в школьном поведении и учебной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми.
Структура предлагаемой психологической характеристики соотносится с традиционной структурой курса «Психология», преподаваемого на факультетах Пермского государственного университета, следующим образом. Для того чтобы содержательно провести анализ разделов характеристики, необходимо знать содержание следующих учебных тем:
1) психология как наука;
2) предмет и методы психологии;
3) психика и деятельность;
4) общение как деятельность;
5) развитие психики в онтогенезе;
6) познавательные процессы:
a) речь,
b) мышление,
c) память,
d) внимание;
7) личность;
8) темперамент;
9) характер;
10)способности;
11)мотивация;
12)эмоции и чувства;
13)воля.
Таблица 1
Примерный план психологической характеристики учащегося [*]
Разделы характеристики | Детализация раздела (психические и социально-психологические явления и свойства) | Поведенческие проявления психических и социально-психологических явлений и свойств (ПРИМЕРЫ) | Источник (способ сбора) эмпирической информации о данном свойстве |
Индивидные характеристики (пол, возраст, состояние здоровья) | Пол: - мужской - женский Возраст: - младший школьный - подростковый - ранняя юность Состояние здоровья: - отличное здоровье - здоровье не беспокоит - редкие, быстро проходящие заболевания - хронические, мало отражающиеся на работоспособности заболевания, - хронические заболевания, заметно отражающиеся на работоспособности | Беседа (с учеником, учителем, школьным врачом); изучение школьной документации; наблюдение |
Продолжение таблицы 1
Разделы характеристики | Детализация раздела (психические и социально-психологические явления и свойства) | Поведенческие проявления психических и социально-психологических явлений и свойств (ПРИМЕРЫ) | Источник (способ сбора) эмпирической информации о данном свойстве |
Социальная ситуация развития | Состав семьи, образование и род профессиональной деятельности родителей Особенности детско-родительских отношений: -стиль родительского воспитания - роли и позиции ребенка в семье Связь родителей со школой: - участие в делах школы - посещение родительских собраний - членство в родительском комитете - внешкольная активность ребенка -посещение кружков, студий, секций - участие в других формах дополнительного образования | - | Изучение школьной документации; беседа с учащимися; учителями-предметниками, классным руководителем, родителями; наблюдение |
Продолжение таблицы 1
Разделы характеристики | Детализация раздела (психические и социально-психологические явления и свойства) | Поведенческие проявления психических и социально-психологических явлений и свойств (ПРИМЕРЫ) | Источник (способ сбора) эмпирической информации о данном свойстве |
Психологическая характеристика проявлений личности в значимых для развития школьника видах деятельности | |||
Учебная деятельность | Мотивы учения Учебные интересы Отношение к учебе и отметкам Ориентация на учебные достижения Самоконтроль в учебной деятельности Самооценка в учебной деятельности | Причины интереса к учебе (мотивы учения): - содержание учебного предмета - характер той умственной деятельности, которую требует предмет (например, «привлекает математика, ее точность рассуждения») - способности к данному виду деятельности - связь с намеченной в будущем деятельностью, получением дополнительного образования - внешние результаты (оценки, престиж) - отсутствие интереса к учебной деятельности 2.Учебные интересы: - проявляет интерес к различным учебным предметам - избегает участия в учебной деятельности (пропускает занятия, не выполняет домашние задания, игнорирует рекомендации учителя) - стремится /не стремится к выполнению дополнительных заданий - стремится /не стремится к заданиям повышенной или пониженной трудности - обращается/не обращается к учителю за дополнительными сведениями - самостоятельно/несамостоятельно осуществляет поиск разных способов решения учебных задач - обращается/не обращается к учителю по поводу организации учебного труда Отношение к учебе и отметкам: - учебные принадлежности находятся в порядке/беспорядке на рабочем месте учащегося - дает обдуманные/необдуманные ответы на вопросы учителя | Опрос; наблюдение, беседа с учащимися, учителями-предметниками, классным руководителем, родителями |
Продолжение таблицы 1
Разделы характеристики | Детализация раздела (психические и социально-психологические явления и свойства) | Поведенческие проявления психических и социально-психологических явлений и свойств (ПРИМЕРЫ) | Источник (способ сбора) эмпирической информации о данном свойстве |
- на уроках проявляет равнодушное/не равнодушное отношение к учебному материалу (отвлекается/не отвлекается на посторонние занятия, манипулирует/не манипулирует сотовым телефоном, смотрит в окно, не отвлекается) - на поставленную перед учеником задачу демонстрирует/не демонстрирует стремление основательно разобраться в ней - готов/не готов прикладывать усилия для получения желаемой отметки - эмоционально реагирует/не реагирует на отметку (плачет, смеется) Ориентация на учебные достижения: - предпочитает/не предпочитает решать задачи повышенной трудности - отказывается / охотно принимает подсказки в процессе решения учебных задач, теряет/не теряет интерес к учебной задаче - столкнувшись с трудностями, при наличии свободного времени старается / не стремится повторить пройденный учебный материал - старается/не старается выполнить учебное задание хорошо или правильно Самоконтроль в учебной деятельности - демонстрирует стремление уточнять неясности до выполнения учебного задания - добросовестно/не добросовестно выполняет учебные задания - проверяет/не проверяет правильность выполнения учебных заданий - исправляет/не исправляет ошибки при выполнении учебных заданий - совершает реальные действия по самообразованию (ходит в библиотеку, активно использует интернет, участвует в олимпиадах) - перед выполнением учебного задания уточняет/не уточняет инструкцию - нуждается/не нуждается в дисциплинирующих указаниях |
Продолжение таблицы 1
Разделы характеристики | Детализация раздела (психические и социально-психологические явления и свойства) | Поведенческие проявления психических и социально-психологических явлений и свойств (ПРИМЕРЫ) | Источник (способ сбора) эмпирической информации о данном свойстве |
6. Самооценка в учебной деятельности: - отказывается/ не отказывается от выполнения учебных заданий при наличии трудностей (не верит в свои силы – не теряет веры в успех) - отношение к неудачами в учебной деятельности (при неудачах перестает учиться, плачет – при неудачах еще больше мобилизуется, не разочаровывается) - высоко - низко оценивает свои знания, умения и навыки по конкретному учебному предмету | |||
Общение как деятельность учащегося со сверстниками и взрослыми | Потребность в общении Общительность Круг желаемого и реального общения Черты характера, проявляющиеся в общении (доминантность-подчинение, агрессивность-дружелюбие, лидерство, конформность, конфликтность) Характер общения с противоположным полом Отношение к одноклассникам Социальный самоконтроль | Потребность в общении: - стремится/не стремится расширить круг знакомств - реагирует/не реагирует на недостаток внимания со стороны окружающих - соглашается/не соглашается принимать участие в школьных мероприятиях - стремится/не стремится помочь окружающим, при наличии свободного времени стремится/не стремится к общению (непосредственному и опосредованному: Интернет, телефон, icq) Общительность: - готов/не готов к общению с окружающими в любой ситуации - готов/не готов выступить перед классам с сообщением, докладом - готов/не готов к совместной работе с другими учащимися - охотно/неохотно делится своими переживаниями и мыслями с окружающими Круг желаемого и реального общения: - имеет/не имеет друзей среди одноклассников - предпочитает индивидуальной форме работы групповую - говорит/не говорит об идеалах, героях, с которыми предпочел бы общаться Черты характера, проявляющиеся в общении: | Опрос, наблюдение, беседа с учащимися, учителями-предметниками, классным руководителем, родителями; использование психологических методик |
Продолжение таблицы 1
Разделы характеристики | Детализация раздела (психические и социально-психологические явления и свойства) | Поведенческие проявления психических и социально-психологических явлений и свойств (ПРИМЕРЫ) | Источник (способ сбора) эмпирической информации о данном свойстве |
- общение является целью/вступает в общение только в случае необходимости - в общении ищет преимущественно обмена чувств (эмоциональное общение)/ или разговоров, рассказов, сообщения новых сведений (интеллектуальное общение). демонстрирует/ не демонстрирует в общении лидерские способности - в качестве стратегий взаимодействия избирает: борьбу, соперничество, сотрудничество, компромисс; - преобладание симпатии в отношении к людям (склонность к любви и дружбе, альтруизм, самоотверженность, радушие, доверчивость, мягкость и деликатность в обращении) - преобладание антипатии в отношении к людям (груб, сварлив, неуживчив, едок, язвителен, любит споры и ссоры, склонен находить у всех недостатки, подозрителен) - активен в общении, любит командовать и влиять на других или пассивен, склонен подчиняться чужому влиянию, воспринимать чужие мысли и чувства Характер общения с противоположным полом: - проявляет интерес к противоположному полу - стремится/отказывается общаться с противоположным полом, проявляет признаки враждебного/дружелюбного отношения к противоположному полу - демонстрирует/не демонстрирует скованное и сдержанное поведение в ситуациях общения с противоположным полом |
Продолжение таблицы 1
Разделы характеристики | Детализация раздела (психические и социально-психологические явления и свойства) | Поведенческие проявления психических и социально-психологических явлений и свойств (ПРИМЕРЫ) | Источник (способ сбора) эмпирической информации о данном свойстве |
- допускает/не допускает в личностное пространство представителей противоположного пола Отношение к одноклассникам: - демонстрирует избегание контактов/активно устанавливает контакты в различных ситуациях - предлагает/избегает общения с одноклассниками - проявляет индифферентное/положительное отношение к одноклассникам - круг близких друзей состоит преимущественно из одноклассников или общается за пределами класса Социальный самоконтроль: - стремление придерживаться/не придерживаться принятых правил и норм поведения - тактичность/бестактность в общении с людьми - свободное проявление чувств в общении/скованность в общении - отсутствие/наличие опозданий - открытое и аргументированное высказывание своих мыслей в процессе общения/закрытость в общении |
Продолжение таблицы 1
Разделы характеристики | Детализация раздела (психические и социально-психологические явления и свойства) | Поведенческие проявления психических и социально-психологических явлений и свойств (ПРИМЕРЫ) | Источник (способ сбора) эмпирической информации о данном свойстве | |||
Структура личности учащегося (свойства личности, значимые для анализа поведения школьника в ситуациях учебной деятельности и общения в школе) | ||||||
Эмоциональная сфера | Эмоциональная чувствительность Тревожность в различных ситуациях школьной жизни Удовлетворенность школой Удовлетворенность своим положением в школе и классе Сила или интенсивность эмоциональных переживаний; Легкость возникновения и продолжительность эмоциональных переживаний. Проявление эмоциональных переживаний в поведении. Влияние эмоций на познавательные процессы. | Эмоциональная чувствительность: - эмоционально реагирует/не реагирует на малейшие воздействия (намеки, шутки, обращения) - высокая/низкая чувствительность к неудачам в общении - уверенность/неуверенность в себе в ситуациях общения Тревожность в различных ситуациях школьной жизни: - демонстрирует/не демонстрирует неловкость при ответе у доски - обращается/не обращается с просьбами к одноклассникам о помощи - услышав свое имя из уст учителя демонстрирует/не демонстрирует признаки тревоги и беспокойства - стремится/не стремится отстаивать свое мнение, которое не совпадает с мнением класса Удовлетворенность школой: - проявляет/не проявляет признаки положительных эмоций в школе - удовлетворен/не удовлетворен условиями своего обучения в школе - ожидает/не ожидает окончания учебной недели | Опрос, наблюдение, беседа с учащимися, учителями-предметниками, классным руководителем, родителями; использование психологических методик | |||
Продолжение таблицы 1
Разделы характеристики | Детализация раздела (психические и социально-психологические явления и свойства) | Поведенческие проявления психических и социально-психологических явлений и свойств (ПРИМЕРЫ) | Источник (способ сбора) эмпирической информации о данном свойстве |
- демонстрирует/не демонстрирует интерес при изучении учебных предметов Удовлетворенность своим положением в школе и классе: - проявляет/не проявляет признаки положительных эмоций в общении с одноклассниками - удовлетворен/не удовлетворен отношениями с одноклассниками - демонстрирует/не демонстрирует интерес в общении с одноклассниками - проявляет/не проявляет готовность к совместным действиям и коллективному решению проблем, готовность делиться своими мыслями и переживаниями с другими - ориентируется/не ориентируется на мнение одноклассников Сила или интенсивность эмоциональных переживаний: - достигают ли эмоции и чувства такой силы и глубины, чтобы изменить хотя бы на время поведение в целом, или же эмоции и чувства слабы и поверхностны Легкость возникновения и продолжительность эмоциональных переживаний - эмоции и чувства возникают очень легко, по малейшему поводу/ требуется сильное воздействие для того, чтобы их вызвать - возникшее эмоциональное состояние проходит быстро/ эмоциональное состояние проходит не сразу, даже если причина, его вызвавшая, уже давно исчезла Проявление эмоциональных переживаний в поведении: - богатство/ бедность мимики, жестикуляции; - примеры эмоциональных действий (подпрыгивание от радости, закрывание лица руками и т.д.) |
Продолжение таблицы 1
Разделы характеристики | Детализация раздела (психические и социально-психологические явления и свойства) | Поведенческие проявления психических и социально-психологических явлений и свойств (ПРИМЕРЫ) | Источник (способ сбора) эмпирической информации о данном свойстве |
- звуковые средства выражения эмоций (смех, плач, интонация, громкость голоса) склонность говорить о своих эмоциях и чувствах/ замкнутость, молчаливость Влияние эмоций на познавательные процессы - возникающие эмоциональные переживания ухудшают/ улучшают познавательную деятельность - часто/редко/никогда не увлекается, действует под влиянием минутных желаний | |||
Темперамент | Импульсивность в принятии решений Социальная активность в школе Экстраверсия - интроверсия Социальная пластичность-ригидность Социальный темп Психический темп Пластичность/ригидность | Импульсивность в принятии решений: - демонстрирует/не демонстрирует склонность действовать по первому побуждению - легко выдвигает гипотезы и быстро принимает решения без достаточного обоснования/тщательно обдумывает варианты решений, принимает более осторожные решения - демонстрирует высокую/низкую склонность к риску - испытывает/не испытывает тревожность в отношении своих интеллектуальных результатов Социальная активность в школе: - готов/не готов участвовать в коллективных мероприятиях - готов/не готов к публичным выступлениям - уверен/не уверен в своем принятии группой или в своей ценности для группы Экстраверсия – интроверсия: - высокая зависимость от внешних впечатлений, раздражителей/сосредоточенность на своих переживаниях, воспоминаниях - широта/узость контактов с другими людьми - высокая инициативность/пассивность в общении | Опрос, наблюдение, беседа с учащимися, учителями-предметниками, классным руководителем, родителями; использование психологических методик |
Продолжение таблицы 1
Разделы характеристики | Детализация раздела (психические и социально-психологические явления и свойства) | Поведенческие проявления психических и социально-психологических явлений и свойств (ПРИМЕРЫ) | Источник (способ сбора) эмпирической информации о данном свойстве |
Социальная пластичность-ригидность: - легкость/трудность переключения в процессе общения от одного человека к другому; - легкость/трудность вступления в социальные контакты - узкий/широкий набор стратегий общения (выбор в зависимости от ситуаций оптимальных стратегий): сотрудничество компромисс приспособление соперничество уход) - стремление к поддержанию стабильных контактов/стремление к разнообразию круга общения Социальный темп: - речь замедленная/быстрая - тихий/громкий голос - быстро/медленно оформляет свои мысли в речевые высказывания Психический темп: - высокая/низкая скорость выполнения деятельности; - высокая/низкая психическая скорость при выполнении конкретных заданий - моторно-двигательная быстрота/замедленность действий Пластичность/ригидность: - легко/трудно переключается с одного вида деятельности на другой - быстро/медленно переключается при решении конкретных задач - стремится/не стремится к разнообразию форм деятельности |
Продолжение таблицы 1
Разделы характеристики | Детализация раздела (психические и социально-психологические явления и свойства) | Поведенческие проявления психических и социально-психологических явлений и свойств (ПРИМЕРЫ) | Источник (способ сбора) эмпирической информации о данном свойстве |
Общие способности | Характеристика мыслительной деятельности (в том числе творческого мышления) Характеристика внимания Характеристика памяти | Характеристика мыслительной деятельности (в том числе творческого мышления): - легко/ с трудом делает выводы, обобщения по усвоенному учебному материалу, наблюдаемым фактам - высказывает самостоятельные/репродуктивные суждения / повторяет услышанное или прочитанное ранее - легко/трудно перестраивается мыслительная деятельность, если условия изменились (объясняется новый материал, используется новый тип объяснения или опроса и т. д.) - склонен осознавать/не склонен осознавать особенности своей познавательной деятельности, свои преимущества и недостатки - может самостоятельно настроиться на рабочий лад/ требуется контроль со стороны учителя или родителей - имеется выраженная готовность к решению познавательных задач, к познанию нового, достаточно сложного материала / при длительных напряженных интеллектуальных усилиях быстро устает, начинает скучать и отвлекаться, но оживляется при переходе к изучению нового материала - способен/не способен увидеть и сформулировать вопрос или проблему, а затем их решить собственными силами Характеристика внимания: - длительное время способен удерживать внимание на учебной задаче/неспособен удерживать внимание - способен/не способен одновременно работать над решением нескольких задач - внимателен/рассеян в отношении решаемых учебных задач | Опрос, наблюдение, беседа с учащимися, учителями-предметниками, классным руководителем, родителями; использование психологических методик |
Продолжение таблицы 1
Разделы характеристики | Детализация раздела (психические и социально-психологические явления и свойства) | Поведенческие проявления психических и социально-психологических явлений и свойств (ПРИМЕРЫ) | Источник (способ сбора) эмпирической информации о данном свойстве |
Характеристика памяти: - запоминает осмысленно, воспроизводит основное содержание материала, выделяя наиболее существенное и логически связывая излагаемое / запоминает механически, воспроизводит материал фрагментарно, недостаточно осмысливая связи между отдельными фрагментами |
В процессе наблюдения студент-практикант заполняет протокол (табл. 2), в котором, опираясь на содержание табл. 1, отражает название основных разделов характеристики, название психических и социально-психологических явлений, поведенческие проявления последних, примеры наблюдаемых вербальных и невербальных реакций учащегося.
Таблица 2