Вопрос 10. Беседа и интервью, как мет психол-пед диагн-ки.
Беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к психологу за консультативной помощью. Цель беседы — обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы психолог намечает пути дальнейшего обследования ребенка. При проведении беседы психолог должен соблюдать следующие требования:
- беседа должна побуждать и поддерживать у родителей (педагогов) интерес;
- важно продумать организацию пространства и выбор времени для проведения беседы;
- эффективность беседы зависит от активности родителей (педагогов), поэтому между ее участниками необходимо создать доверительные отношения;
психолог не должен открыто критиковать воспитательные действия родителей (педагогов);
- важно предупредить возникновение у родителей (педагогов) ожидания немедленных результатов по итогам беседы;
- желательно участие в беседе обоих родителей;
- нужно стремиться к выработке у родителей (педагогов) реальных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях;
- во время беседы необходимо спланировать следующие встречи и определить их задачу.
Беседа
Это метод психодиагностич исслед, предусматривая прямое/ косвенное получен сведений об изучаемом, путём вербального общения с ним.
Основания для класс-ии Виды беседы
* В зависим от услов проведения
*По цели
*По форме общения *индивидуальная
*групповая
*диагностическая
*клиническая
*свободный
*стандартизир
*частично стандартиз
Требования к вопросам:
*недолжно быть вопросов, предполагающих ответ да, нет (они не информированы)
*недолж быть двойных вопросов
*недолж быть альтернатив вопросов
*беседа обязат должна содержать вопросы на установлен причинно- следствен связей
*вопросы на установлен времен отношен должны формиров так, чтобы выяснить поним реб эти отношен, а не только знает их.
Разновидности бесед при обследовании:1. Предворительно проводится в нач. обследован. с целью знакомства получения биографич сведений, продолжит не бол 2-х мин.Беседа не обязат, и не рекоменд проводить с тревожн детьми, с детьми с синдр РДА, с заик детьми, с дет с Уи ТИН,с выраж наруш речи. 2. Диагностическая- проводиться с целью выяснения запаса жизнен представлен реб-ка и его ориентир в окруж мире.
Традицион разделы:* знания о себе и о своих близких,* живая природа,*нежив природа,* времен и пространст отношен,* транспорт,* времена года. 3. Итоговая- проводится в конце обследования с целью получ доп. инф.о хобби реб, о его интересах, об отношен реб к обследованию. Нерекоменд проводить бол. 2-х мин. Примерное сод-ние беседы:
с реб-ом: 1. Сведен реб о себе и окружении. 2. Ориентир в пространстве и времени. 3. Интересы и увлечения. 4. Хар-р взаимоотношен реб в семье, в детс кол-х.
со взросл и пед-ми: 1. Восприятие взрослым реб-ка , сложившейся ситуац, жалобы 2.Типичн поведенч проявлен реб и реакции на них окруж. 3. Сбор анамнестич данных.
Метод беседы
Беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к психологу за консультативной помощью. Цель беседы — обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы психолог намечает пути дальнейшего обследования ребенка. При проведении беседы психолог должен соблюдать следующие требования:
- беседа должна побуждать и поддерживать у родителей (педагогов) интерес;
- важно продумать организацию пространства и выбор времени для проведения беседы;
- эффективность беседы зависит от активности родителей (педагогов), поэтому между ее участниками необходимо создать доверительные отношения;
- психолог не должен открыто критиковать воспитательные действия родителей (педагогов);
- важно предупредить возникновение у родителей (педагогов) ожидания немедленных результатов по итогам беседы;
- желательно участие в беседе обоих родителей;
- нужно стремиться к выработке у родителей (педагогов) реальных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях;
- во время беседы необходимо спланировать следующие встречи и определить их задачу.
Интервью называют целенаправленным опросом. Интервью определяется как "псевдобеседа": интервьюер все время должен помнить, что он - исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.
Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывает последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно наполовину. Это обстоятельство резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов (Ядов В.А., 1995; аннотация).
Педагогов и психологов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников, учителей, родителей, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.
• Сейчас в психолого-педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет:
o открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа;
o закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов;
o именные, требующие указывать фамилии испытуемого;
o анонимные, обходящиеся без нее и др.
• При составлении анкеты учитываются:
o содержание вопросов;
o форма вопросов - открытые или закрытые;
o формулировка вопросов (ясность, без подсказки ответов и т.д.);
o количество и порядок следования вопросов. В психолого-педагогической практике количество вопросов обычно соотносится не более, чем с 30-40 мин работы методом анкетирования; порядок вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел.
Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае должно отвечать двум требованиям - репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.