Тема 10. Профилактика и коррекция основных видов отклоняющегося поведения человека

Цель занятия: изучить современное понимание профилактики и коррекции основных видов отклоняющегося поведения человека. Проанализировать основные принципы профилактики и коррекции основных видов отклоняющегося поведения. Рассмотреть методы коррекции девиантного поведения.

Семинарское занятие – 2 часа

Практическое занятие – 2 часа

План

1. Основные этапы профилактической и коррекционной работы с отклоняющимся поведением.

2. Основные принципы организации и осуществления психокоррекционной работы.

3. Характеристика основных целей и задач социальной и психологической адаптации девиантов.

4. Характеристика основных методов коррекции девиантного поведения.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо рассмотреть роль и место психопрофилактических мероприятий в предотвращении случаев девиантного, делинквентного (криминального) поведения, основные виды и формы психопрофилактической деятельности практического психолога по проблемам девиантного поведения.

При подготовке второго вопроса провести анализ психологических особенностей взаимодействия с девиантными подростками (основные фазы установления контакта: расположение к общению, поиск общего интереса, выяснение предполагаемых положительных для общения качеств, выяснения опасных для общения качеств, адаптивное поведение партнеров, установление оптимальных отношений).

При подготовке третьего вопроса рассмотреть основы успешности работы по профилактике отклонений в развитии личности: успешность в учебной деятельности, эмоционально положительное взаимоотношение, психологическая защищенность.

Темы рефератов

1.Педагогические и психотерапевтические методы коррекции девиантного поведения.

2.Основные функции перевоспитания.

3.Организация диагностической исследовательской работы по определению уровней и видов девиаций.

4.Основные принципы построения коррекционной деятельности.

Цели проведения практического занятия: рассмотреть на практических примерах особенности девиантного поведения. Проанализировать особенности построения коррекционной деятельности.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная:

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе).

Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение – это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.

К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.

В ходе практического занятия обучающиеся, в процессе решения задач и ситуаций, обсуждения докладов, формируют умения анализа основных видов девиантного и деликвентного поведения.

Рассматривают практические примеры основных видов девиантного и деликвентного поведения.Заслушивают и обсуждают доклады по теме

Цели проведения практического занятия: проанализировать основные принципы профилактики и коррекции основных видов отклоняющегося поведения. Рассмотреть методы коррекции девиантного поведения.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная:

В настоящее время в нашей стране выделяется несколько направлений, по которым возможно осуществление профилактических функций. Это реализация нормативных актов, направленных непосредственно на профилактику девиантного поведения несовершеннолетних, акты в сфере образования, социальной защиты, оказания медицинской и психологической помощи, трудоустройства, общесоциальное предупредительное воздействие оказывают нормы уголовного права. В своей совокупности профилактическая работа складывается из нескольких элементов:

Комиссии по делам несовершеннолетних, образуемые органами местного самоуправления.

· органы социальной защиты – это территориальные центры социальной помощи, психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи (телефоны доверия).

· специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (а) социально-реабилитационные центры, б) социальные приюты, обеспечивающие временное проживание детей, в) центры помощи детям, оставшиеся без попечения родителей).

· учреждения образования и органы управления образованием (детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения; специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов).

· органы и учреждения по делам молодежи, учреждения культуры, спорта, туризма, молодежные объединения, другие общественные организации и движения.

· органы управления и учреждений здравоохранения.

· органы и учреждения внутренних дел, среди которых ведущими являются подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей).

· органы опеки и попечительства и органы служб занятости.

Существуют различные формы психопрофилактической работы.

- организация социальной среды.

- информирование.

- активное социальное обучение социально-важным навыкам.

- организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.

- организация здорового образа жизни.

- активизация личностных ресурсов.

- минимализация негативных последствий девиантного поведения.

Наиболее приемлемым выходом из создавшейся ситуации разобщенности и разрозненности существующих форм и методов профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, на наш взгляд, было бы создание Единого Реабилитационного Пространства (ЕРП) муниципального образования. То есть такую систему взаимодействия, координации и совместной деятельности органов местного самоуправления и других властных органов, включая суды, с профильными неправительственными некоммерческими организациями, направленная на обеспечение прав и законных интересов ребёнка и его семьи путём оказания услуг в области социальной, психологической, медико-психологической, реабилитационной помощи, а также в образовательной и воспитательной работе с детьми и их семьями.

В ходе практического занятия обучающиеся, в процессе рассмотрения подготовленных самостоятельно коррекционных программ основных видов девиантного поведения, формируют умение конструирования коррекционных программ способствующих профилактике и коррекции основных видов девиантного и деликвентного поведения.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 28, 29, 35, 36, 48, 49, 50].

Литература

Базовый учебник

1. Психология человека от рождения до смерти / под общ.ред. А.А. Реана. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК. 2005.

2. Обухова Л.Ф.Возрастная психология: учеб.для вузов. М.: Высш. образование: МГППУ, 2007, 2010.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб.пособие для вузов. 4-е изд. М.: Акад. Проект, 2003.

Основная литература

4. Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность: хрестоматия: учеб пособие для студентов по пед. спец. / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. 5-е изд., испр. М.: Академия, 2005.

5. Психология развития и возрастная психология: хрестоматия: учеб.-метод. пособие для курсантов, слушателей и студентов психологического факультета и ФПСВО. Ч. 1: Психология дошкольника / сост.: И.И. Купцов, Г.И. Аксенова, Т.А. Симакова; Акад. ФСИН России. Рязань, 2005.

6. Психология развития и возрастная психология: хрестоматия: учеб.-метод. пособие для курсантов, слушателей и студентов психологического факультета и ФПСВО. Ч. 2: Психология школьника / сост.: И.И. Купцов, Г.И. Аксенова, Т.А. Симакова; Акад. ФСИН России. Рязань, 2006.

7. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб.для студ., обуч. по пед. спец., 11-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2007.

8. Ермолаева М.В. Психология развития: учеб.пособие / М.В. Ермалаева; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. 3 изд., стер. М.: МПСИ. 2006.

9. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учеб.пособие. М.: Питер, 2007.

Дополнительная литература:

10. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни: хрестоматия по психологии развития и возрастной психологии. Рязань, 2008.

11. Аксенова Г.И. Психология и педагогика становление субъекта: хрестоматия по психологии развития и возрастной психологии. Рязань, 2008.

12. Эльконин Д.Б.Психология развития: учеб.пособие для вузов. М.: Академия, 2001.

13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности в онтогенезе: хрестоматия по психологии развития и возрастной психологии. Психология дошкольника. Рязань, 2005.

14. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. № 5.

15. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

16. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. № 3.

17. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо. М., 2008.

18. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: хрестоматия по психологии развития и возрастной психологии. Психология дошкольника. Рязань, 2005.

19. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982-1984.

20. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982-1984. Т. 6.

21. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

22. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1981. № 12.

23. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики; Развитие восприятия и деятельность // Избр. психол. труды: в 2 т. М., 1986. Т.1.

24. Ильин А.И. Поющее сердце: хрестоматия по психологии развития и возрастной психологии. Рязань, 2008.

25. Ковалев О.Г., Харина Н.А. Волевая саморегуляция несовершеннолетних осужденных женского пола: хрестоматия по психологии развития и возрастной психологии. Рязань, 2008.

26. Кон И.С. Психология ранней юности: хрестоматия по психологии развития и возрастной психологии. Психология школьника. Рязань, 2006.

27. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

28. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

29. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. Л., 1983.

30. Лунев В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980.

31. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.

32. Мухина В.С., Венгер Л.А. Психология: хрестоматия по психологии развития и возрастной психологии. Психология дошкольника. Рязань, 2005.

33. Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. М., 2006.

34. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 1.

35. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

36. Русинов Г.Б. Мотивация насильственных преступлений несовершеннолетних. Казань, 1993.

37. Савардунова В.Н.Ресоциализация несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы, (организационный, правовой и психолого-педагогический аспекты). // Хрестоматия по психологии развития и возрастной психологии. Рязань, 2008.

38. Уотсон Дж. Психологический уход за ребенком. М., 1930.

39. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток // Хрестоматия по психологии развития и возрастной психологии. Психология школьника. Рязань, 2006.

40. Фельдштейн Д.И. Уровни развития личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология. М.: Воронеж, 2002.

41. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.

42. Эльконин Д.Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по психологии развития и возрастной психологии. Психология школьника. Рязань, 2006.

43. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

Периодические издания

44. Новое в психолого-педагогических исследованиях. Научно-практический журнал: изд-во Московский психолого-социальный институт.

45. Вестник практической психологии и образования. Издатель: МГППУ, Вестник Московского университета. Серия Психология. Москва: изд-во Московского университета.

Интернет-ресурсы:

46. Психология он-лайн-нет (материалы по психологии) http://www.psychology-online.net/sitemap.php

47. Российская государственная библиотека // http: // www.rsl.ru//

Нормативно-правовые акты:

48. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1772-р от 14 октября 2010 г.

49. Об утверждении инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 12 декабря 2005 г. № 238.

50. Методические рекомендации о порядке психологического изучения граждан при поступлении на службу в уголовно-исполнительную систему и перемещении сотрудников уголовно-исполнительной системы по службе 21 марта 2008 г. № 10/1 – 841.

Наши рекомендации