Раздел 3. основные социальные деформации психического развития личности

Тема 9. Характеристика основных видов девиантного и делинквентного поведения

Цель занятия: закрепить и расширить, полученные в ходе лекционного занятия знания о основных видах девиантного и деликвентного поведения.

Семинарское занятие – 2 часа

Практическое занятие – 4 часа

План

1.Общая характеристика отклоняющегося поведения.

2.Характеристика основных критериев отклоняющегося поведения.

3.Основные виды девиантного поведения.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса дать общую характеристику развития личности в условиях депривации и особенных условиях (современные подходы к определению факторов отклоняющегося поведения, классификация основных видов отклоняющегося поведения, девиантное поведение как система поступков отклоняющихся от общепринятой нормы (психологическое здоровье, право, культура, мораль)). Рассмотреть основные формы девиантного поведения: психологическое поведение, антисоциальное поведение. Охарактеризовать особенности делинквентного поведения; особенности криминального поведения.

При подготовке второго вопроса рассмотреть влияние семьи на возникновение и закрепление отклоняющегося поведения, роль школы и других общественных организаций. Основные причины отклоняющегося поведения: особенности протекания психогормональных процессов в период возрастных кризисов, перестройка Я-концепции, неопределенность социального положения, перестройка механизмов социального контроля.

При подготовке третьего вопроса проанализировать основные виды девиантного поведения:

- алкоголизация (злоупотребление алкоголем) как широко распространенная форма девиации, основные фазы алкоголизации, закономерности, определяющие злоупотребление алкоголя, гендерные различия мотивов злоупотребления алкоголем);

- наркотизм и наркомания (уровни наркотизации, признаки, определяющие употребление наркотиков, стереотипы поведения жаргон наркоманов, особенности криминальной субкультуры наркоманов);

- агрессивное поведение (агрессия как следствие озлобленности и пониженного самоуважения, агрессия как способ самоутверждения и самопроверки);

- суицидальное поведение (возрастные особенности суицидальных мотивов, специфика подросткового суицидального поведения);

- особенности противоправного поведения.

Темы рефератов

1. Роль биологических и социальных факторов в природе отклоняющегося поведения.

2. Социальные и психологические нормы: генезис, сущность, классификация.

3. Позитивные и негативные формы влияния современных институтов социализации на процесс становления личности

4. Основные подходы к проблеме девиантного поведения: история и современность.

5. Модели девиантного поведения.

6. Психологические особенности девиантнойвиктимности подростка.

7. Характеристика основных уровней девиантного поведения.

8. Наркотизм и алкоголизм.

9. Бродяжничество.

10. Сексуальные девиации.

11. Пищевые девиации.

12. Агрессия.

13. Суицид.

14. Вандализм.

15. Участие в предкриминальных группах.

Цели проведения практического занятия: закрепить и расширить знания, полученные в процессе лекционных и семинарских занятий об основных видах девиантного и деликвентного поведения.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная:

Различные формы девиантного поведения взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени, как уже указывалось, совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Что же касается; Девиантное поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.

К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. Основные виды отклоняющегося поведения личности: агрессивное поведение, делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение, зависимое поведение, суицидальное поведение.

В ходе практического занятия обучающиеся, в процессе решения задач и ситуаций, обсуждения докладов, формируют умения анализа основных видах девиантного и деликвентного поведения.

Рассматривают практические примеры основных видов девиантного и деликвентного поведения.Заслушивают и обсуждают доклады по теме «Характеристика основных видов девиантного и делинквентного поведения».

Используемая литература: [1, 2, 5, 6, 7, 8, 28, 29, 35, 36, 48, 49, 50].

Наши рекомендации