Раздел 2. психологическая характеристика основныхэтапов возрастного развития человека

Тема 4. Психологические особенности новорожденности, младенчества и период раннего детства

Цель занятия: закрепить и расширить представления о психологических особенностях новорожденности, младенчества, раннего возраста.

Семинарское занятие – 2 часа

Практическое занятие – 6 часов

План

1. Кризис новорожденности. Особенности развития познавательных процессов и аффективной сферы в младенческом возрасте.

2. Кризис одного года.

3. Особенности развития познавательных процессов и аффективной сферы в раннем возрасте.

4. Особенности общения ребенка в период раннего детства. Особенности протекания кризиса трех лет.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса рассмотреть кризис новорожденности. Проанализировать развитие когнитивной сферы (восприятия, памяти, мышления, речи, внимания, особенности овладения речью). Обратить внимание на возникновение потребности как первоисточника психической активности ребенка. Дать характеристику основным потребностям (аффилиативной, в безопасности, в новых впечатлениях). Рассмотреть особенности эмоциональной сферы ребенка (характеристика основных эмоций младенца, причины возникновения отклонений в эмоциональной сфере ребенка). Развитие взаимодействия ребенка с физической средой. Комплекс оживления.

При подготовке второго вопроса охарактеризовать непосредственно-эмоциональное общение с взрослым как ведущую деятельность (развитие социального поведения, подражание как источник развития ребенка, особенности общения ребенка с различными категориями взрослых людей). Обратить внимание на развитие эмпатии. Проанализировать кризис первого года жизни, охарактеризовать основные противоречия.

При подготовке третьего вопроса проанализировать особенности развития когнитивной сферы ребенка в период раннего детства (развитие памяти, понятие амнезии детства, этапы развития речи, язык как средство организации произвольных действий). Мотивационная сфера ребенка в период раннего детства (значение ролевой игры для развития мотивационной сферы, гендерные особенности мотивации, влияние родителей на мотивы поведения ребенка). Особенности эмоциональной сферы ребенка в период раннего детства (характеристика эмоциональных нарушений, психологическая поддержка и коррекция переживаний и поведения детей, испытывающих страхи).

При подготовке четвертого вопроса охарактеризовать особенности общения ребенка в период раннего детства (развитие социального поведения, особенности общения ребенка со сверстниками). Рассмотреть развитие игровой деятельности, психологическую характеристику игр и игрушек.

Кризис трех лет: характеристика основных противоречий; негативные проявления кризиса трех лет; психолого-педагогические рекомендации элиминирования (устранения) негативных способов поведения ребенка в период кризиса; психическое новообразование кризиса трех лет.

Темы рефератов

1. Проблема ранней депривации и ее последствия для психического развития ребенка.

2. Характеристика непосредственно-эмоционального общения как ведущего типа деятельности младенческого возраста.

3. Особенности развития познавательных процессов в младенческом возрасте.

4. Психологическая характеристика мира эмоций младенца.

5. Особенности развития познавательных процессов ребенка в период раннего детства.

6. Формирование социальных эмоций и эмоциональные нарушения в раннем детстве.

7. Особенности Я-концепции в период раннего детства

8. Игра и ее влияние на процесс психического развития в период раннего детства.

Цели проведения практического занятия: рассмотреть на практических примерах особенности развития познавательных процессов и аффективной сферы в младенческом возрасте.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная: к психическим новообразованиям периода новорожденности и младенчества следует отнести: индивидуальная психическая жизнь новорожденного; комплекс оживления; потребность в общении; акты хватания и подражания; психическая общность с матерью как первоначальное сознание психической общности; кризис 1 года (возникновение аффективно заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребенка вопреки воздействиям внешней среды).

В этот период принято выделять несколько микропериодов:

1) Период новорожденности;

2) С 1 месяца до 2,5 – 3 месяцев. Ведущий симптом начала этого микропериода - появление улыбки в ответ на человеческий голос, те.впервые появляется специфически человеческая реакция ребенка.

3) От 2,5 – 3 месяцев до 5,5 – 6 месяцев. Симптом этого микропериода – появление у младенца реакции ощупывания своих рук, реакции постоянной и четкой, наиболее важным моментом является появление и развитие акта хватания – главного приобретения этого микропериода. Это важно потому, что хватание – это предтеча предметно-манипулятивной деятельности ребенка.

4) От 6 месяцев до 10 – 12 месяцев. Симптом – похлопывание ручкой по предмету. Для этого периода характерны три вида принципиально новых реакций ребенка – повторные, цепные и реакции подражания. Все это составляет основу для развития более сложных движений и главное для развития предметно-манипулятивной деятельности. На седьмом месяце у большинства детей появилось чувство доверия и формируется привязанность к человеку. Единственной формой связи ребенка с взрослым в этот период развития становится непосредственно эмоциональное общение. В связи с этим эмоциональное развитие ребенка становится одним из центральных моментов его психического развития. Динамика эмоциональной жизни окрашивает и познавательную активность ребенка и двигательную активность, обусловливает личностное становление. Из всех познавательных процессов ведущим в психическом развитии младенца является восприятие, в контексте которого развиваются и действуют все другие психические функции. Кризис 1 года является центральным личностным новообразованием первого года жизни (возникновение аффективно заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребенка вопреки воздействиям внешней среды).

В ходе практического занятия обучающиеся просматривают и анализируют видеосюжеты, посвященные психологическим особенностям новорожденности, младенчества. Результаты наблюдения оформляются в виде практической работы.

Сюжет № 1 – пронаблюдать комплекс оживления; потребность в общении; акты хватания и подражания; эмоции младенца.

Сюжет № 2 – пронаблюдать развитие реакций повторных, цепных и подражания.

Цели проведения практического занятия: рассмотреть на практических примерах особенности развития познавательных процессов и аффективной сферы в раннем возрасте.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная:Для этого периода развития характерно:

· развитие предметно-манипулятивной деятельности (освоение ходьбы, предметные действия и условия их развития, освоение речи);

· развитие речи: (первый период речевого развития, от 1 года до 2 лет характеризуется слабым развитием грамматических структур; второй период от 2 до 3 лет представляет собой интенсивное формирование грамматической структуры предложения).

К концу раннего детства складывается мыслительная деятельность (способность к обобщениям, к переносу приобретенного первоначального опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые, умение устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач). Основную роль в совершенствовании этих способностей в раннем детстве играет восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления и движений. На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами.

Появляется стремление к самостоятельности, которое способствует позитивным изменениям в физическом и умственном развитии детей, в усвоении ими речевых навыков.

В общении с окружающими людьми у детей появляется широкий спектр эмоций – от любви до ярости.

Симптомы кризиса трех лет выступают как бунт, как протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем детстве.

Развитие детей этого периода завершается формированием такого центрального психологического новообразования личности, как система «Я», в которую входят не только обобщенные знания о себе, но и отношение к себе в виде самооценки.

В ходе практического занятия обучающиеся просматривают и анализируют видеосюжеты, посвященные психологическим особенностям раннего возраста. Результаты наблюдения оформляются в виде практической работы.

Сюжет № 3 – пронаблюдать.

Сюжет № 4 – пронаблюдать.

Цели проведения практического занятия: закрепить теоретические и практические знания о особенностях развития познавательных процессов и аффективной сферы в младенческом и раннем возрасте.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная: заключительное, итоговое занятие по теме.

В ходе практического занятия обучающиеся заслушивают и кратко конспектируют подготовленные доклады.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 16, 17, 19, 22, 27, 37, 48, 49, 50].

Тема 5. Психологическое развитие ребенка в период среднего и старшего дошкольного детства

Цель занятия: закрепить представления об особенностях психологического развития детей в период среднего и старшего дошкольного возраста.

Семинарское занятие – 2 часа

Практическое занятие – 4 часа

План

1. Психологические особенности познавательных процессов дошкольника.

2. Эмоционально-волевая сфера личности дошкольника.

3. Особенности общения ребенка в период дошкольного детства.

4. Готовность ребенка к обучению в школе.

5. Психологическое сопровождение матери и ребенка в УИС в период среднего и старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса проанализировать особенности развития когнитивной сферы ребенка в период среднего и старшего дошкольного возраста (рассматривается возникновение внутренней речи, завершение формирования речи как средства общения, использование речи как средства мышления, возникновение символического внутреннего плана действий).

При подготовке второго вопроса охарактеризовать эмоционально-мотивационную регуляцию поведения дошкольника (развитие мотивов общения детей в дошкольном возрасте, включение в процесс общения мотивов, связанных с учением и трудом: стремление ребенка к самоутверждению, ориентация на мнение окружающих людей, одобрение, похвалу, становление нравственной регуляции своих поступков).

При подготовке третьего вопроса рассмотреть особенности общения ребенка в период среднего и старшего дошкольного возраста (особенности общения ребенка с различными категориями взрослых и сверстниками). Анализируется влияние основных социальных институтов на воспитание дошкольника, в частности, особенности семейного воспитания дошкольника.

При подготовке четвертого вопроса охарактеризовать понятие о готовности к обучению в школе (виды готовности, пути развития готовности ребенка к обучению в школе). Кризис семи лет (характерные признаки кризиса семи лет, основные противоречия кризиса семи лет, характеристика психологического новообразования кризиса семи лет).

При подготовке пятого вопроса проанализировать особенности психологического сопровождения матери и ребенка в период среднего дошкольного возраста (3 – 4 года) в условиях уголовно-исполнительной системы.

Темы рефератов

1. Эмоциональные нарушения дошкольника: основные причины и коррекция

2. Специфика формирования навыков учебной деятельности в дошкольном возрасте

3. Психологические особенности самооценки дошкольника

4. Развитие социального поведения дошкольника

5. Особенности проявления детской агрессии в дошкольном возрасте

Цели проведения практического занятия: на практических примерах закрепить знания полученные в ходе лекционного и семинарских занятий о особенностях психического развития среднего и старшего дошкольного возраста.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная:В дошкольном возрасте происходит дальнейшее бурное развитие всех познавательных психических процессов.

Развитие произвольной памяти протекает в этом возрасте на фоне феномена амнезии детства, который свидетельствует о том, что на рубеже 3-4 лет происходит переход от младенческой к взрослой организации памяти.

Речь – к концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка, их активный словарь составляет 2-3 тысячи слов.

Развивается наглядно-действенное мышление. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную.

Основным фактором развития всех психических познавательных процессов в этом возрасте является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой.

Усложняется содержание эмоциональной сферы. Развитие мотивационной сферы идет в направлении структуризации мотивов и формирования новых потребностей и установок. Зарождается потребность в автономии, признании и уважении.

В развитии Я-концепции дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия.

Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля.

Развитие поведения ребенка в этом возрасте можно разделить на два этапа. Приблизительно до 4 лет это преимущественно предметная деятельность ребенка, содержанием которой является познание физических свойств предметного мира и совершенствование своей моторики. После 4 лет ведущей деятельностью ребенка постепенно становится сюжетно-ролевая игра, в процессе которой дети осваивают основные конвенциональные роли.

Овладение языком позволяет ребенку не только эффективно общаться с окружающими, но и произвольно управлять своим поведением. Общение детей в этом возрасте постепенно качественно изменяется: если до 3 лет дети преимущественно общаются со взрослыми и игнорируют других детей, то после 3 лет количество контактов с детьми быстро возрастает и к 5-6 годам эти контакты завершаются образованием групп – детских игровых объединений с непостоянным, преимущественно однополым составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия. Следует отметить, что ведущими факторами развития ребенка являются: общение со взрослыми и со сверстниками; игра как специфический вид деятельности для данного возраста.

В ходе практических занятий обучающиеся просматривают и анализируют видеосюжеты, посвященные особенностям психического развития среднего и старшего дошкольного возраста. Результаты наблюдения оформляются в виде практической работы.

1. Сюжет № 5.

2. Сюжет № 6.

Цели проведения практического занятия: закрепить теоретические и практические знания об особенностях развития познавательных процессов и аффективной сферы в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная: итоговое занятие по теме.

В ходе практического занятия обучающиеся заслушивают и кратко конспектируют подготовленные доклады.

Используемая литература: [1, 3, 4, 5, 6, 7, 15, 20, 31, 40, 42, 48, 49, 50].

Наши рекомендации