Нормально развивающиеся Дети


Дети с ЗПР:

Нормально развивающиеся дети:

высокий уровень — нет; высокий уровень — 3 чел. (15 %);

средний уровень — 14 чел. (70 %); средний уровень— 16 чел. (80%); низкий уровень — 5 чел.(25 %). низкий уровень — 1 чел. (5 %).

Уровни развития нравственной сферы в экспериментальной и контрольной группах детей распределились таким образом:

Дети с ЗПР:

Нормально развивающиеся дети:

высокий уровень — 1 чел. (5 %); высокий уровень —- 7 чел. (35 %); средний уровень — 14 чел. (70 %); средний уровень — 12 чел. (60 %); низкий уровень — 5 чел. (25 %). низкий уровень — 1 чел. (5 %).

Для изучения структуры взаимосвязей показателей, харак­теризующих развитие эмоционально-нравственной сферы де­тей, был использован корреляционный анализ.

Для наглядности полученные корреляционные взаимосвязи представлены в виде плеяд (рис. 15).

Условные обозначения, использованные в рисунках: I — восприятие экспрессивных признаков эмоций по схе­ме (пиктограмма);

Ц — идентификация эмоций По полномуизображению (фотография);



 
65%
 

80%

Я низкий D средний

D высокий В низкий □ средний

Рис. 14. Распределение детей в группы по степени сформированности эмоциональной сферы

ч

_jj Рис. 15. Структура факторного отображения взаимосвязей показателей развития эмоционально-нравственной сферы детей с ЗПР





ГЛАВА 8

in — IV — v VI —

понимание содержания эмоций в эмоциональных ситуациях;

когнитивный компонент нравственной сферы;
эмоциональный компонент нравственной сферы;
поведенческий компонент нравственной сферы;
= — положительная корреляционная связь 1-процентно-
fK...! го уровня значимости;

м, - — положительная корреляционная связь 5-процентно­го уровня значимости.

Из рис. 15 видно, что системообразующим признаком явля- а ется показатель IV (когнитивный компонент), имеющий три I взаимосвязи. Показатель /^имеет положительную корреляци- | онную связь 1-процентного уровня значимости с показателем / (восприятие экспрессивных признаков) и показателем //(иден­тификация эмоций по полному изображению). Это говорит о _ том, что такие важные составляющие эмоционального разви- ] тия, как восприятие и понимание эмоций у дошкольников с ЗПР зависят от общего когнитивного развития. Показатель /Гтак- . же имеет корреляционную связь 5-процентного уровня значи- | мости с показателем VI (поведенческий компонент).

Положительная взаимосвязь показателей //(идентификация эмоций по полному изображению) и V (эмоциональный ком­понент нравственного развития) показывает, что чем лучше дети идентифицируют (воспринимают и осознают) эмоции, тем лучше они сопоставляют наблюдаемые явления с обобщенным » эмоциональным эталоном, сформированным посредством эмо- | ционального опыта.

Эмоциональный компонент нравственной сферы (V) имеет положительную корреляционную связь с показателем /// (по­нимание содержания эмоций в эмоциональных ситуациях), ко­торый также зависит от полученного эмоционального опыта. Факторный анализ дает возможность по «факторным весам» определить наиболее значимый для коррекционной работы фактор воздействия. Соответственно, чем больше вес, тем зна­чимее фактор.

______________ Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы

Для группы детей с задержкой психического развития вы­явлены два фактора:

• социальная включенность: // — идентификация эмоций по
полному изображению (0,906); III— понимание эмоций в эмо­
циональных ситуациях (0,833); V— эмоциональный компонент
нравственной сферы (0,875);

• педагогическое воздействие: / — восприятие экспрессив­
ных признаков по схеме (0,739); VI — поведенческий компо­
нент нравственной сферы (0,891).

Для наглядности можно представить структуру факторного
отображения следующей схемой: yi

Контрольные вопросы ......... " \; ;

1. Для чего необходима математико-статистическая обра­
ботка экспериментальных данных?

2. Классификация методов математической статистики и их

назначение.

3. Как вычисляются среднее значение и дисперсия?

4. Что такое интервал и с какой целью совокупность выбо­
рочных данных разделяют на интервалы?

5. Методы вторичной статистической обработки экспери­
ментальных данных.

6. Что такое критерий Стъюдента и в каких случаях он при­
меняется?

7. Что такое критерий Фишера?

8. Что такое критерий х2?

ГЛАВА 8

9. Понятие о корреляции.

10. Коэффициент линейной корреляции.

11. Коэффициент ранговой корреляции.

12. Понятие о факторном анализе и его назначение.

13. Общее представление о регрессионном исчислении.

14. Способы графического представления эксперименталь­
ных данных.

15.Способы табличного представления экспериментальных данных.

Список литературы

1. Андреев Н.Д. Статистико-комбинаторные методы в теоретическом
и прикладном языкознании. Л.: Наука, 1967. 403 с.

2. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и
диссертационные работы. М.: Ось-89, 2002. 111с.

3. Брунер Дж. Психология познания / Пер. с англ. М.: Прогресс,
1977. С. 13-130.

4. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Серия
«50 способов». Ростов н/Д: Феникс, 2001. 126 с.

5. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и
психологии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.

6. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.:
МГУ, 1982.463 с.

7. Дельгадо X. Мозг и сознание. М.: Мир, 1971. 264 с.

8. ЗаксЛ. Статистическое оценивание. М.: Статистика, 1976. 598 с.

9. Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых
и дипломных работ. Минск: Сэр-Вит, 2000. 252 с.

10. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.:
Медицина, 1984.216 с.

11. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего
профессионального педагогического образования (по специаль­
ности 031800— логопедия): Метод, рек. к вып. дипл. раб. / Авт.-
сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. СПб.: Изд-
во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 139 с.

12. Немчин Т.А. Изучение состояний тревоги у больных неврозами
при помощи опросника // Вопр. совр. психоневрологии. Л.: Ме­
дицина, 1966. С. 235-246.

______________ Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы

13. Павлов И.П. Ответ физиолога психологам // Поли. собр. соч. Т.
II. кн. 2. М.; Л.: Изд-во акад. Наук СССР, 1951. С. 187-188.

14. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова.
М.: Просвещение, 1990. 255 с.

15. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. T.I (A-O).
Т. 2. (П-Я). / Пер. с англ. М.: ACT, Вече, 2001. 592 с, 560 с.

16. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Гос. уч.-пед. изд-во
Мин. проев. РСФСР, 1953. 335 с.

17. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии.
СПб.: Речь, 2001.350 с.

18. Смирнов Е.Ф. Таксономический анализ. М.: Изд-во Моск. ун­
та, 1969. 187 с.

19. Стивене С. Мематика, измерение и психофизика // Эксперимен­
тальная психология / Под ред. С.С. Стивенса; Пер. с англ.; Под
ред. П.К. Анохина, В.А. Артемова. М.: Иностранная литерату­
ра, 1960. Т. 1. С. 19-92.

20. Урбах В.Ю. Биометрические методы (статистическая обработ­
ка опытных данных в биологии, сельском хозяйстве и медици­
не). М.: Наука, 1964.415 с.

21. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования лич­
ности: Рук-во по репертурным личностным методикам. М.:
Прогресс, 1987. 236 с.

22. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I и
II. М.: Прогресс, 1966. С. 199-231.

23. Эко У. Как написать дипломную работу: Гуманитарные науки /
.. Пер. ситал. Е.А. Костюкович. СПб.: Симпозиум, 2004. 301 с.




j

КРАТКИЕ

Наши рекомендации