Нормально развивающиеся Дети
Дети с ЗПР: |
Нормально развивающиеся дети:
высокий уровень — нет; высокий уровень — 3 чел. (15 %);
средний уровень — 14 чел. (70 %); средний уровень— 16 чел. (80%); низкий уровень — 5 чел.(25 %). низкий уровень — 1 чел. (5 %).
Уровни развития нравственной сферы в экспериментальной и контрольной группах детей распределились таким образом:
Дети с ЗПР: |
Нормально развивающиеся дети:
высокий уровень — 1 чел. (5 %); высокий уровень —- 7 чел. (35 %); средний уровень — 14 чел. (70 %); средний уровень — 12 чел. (60 %); низкий уровень — 5 чел. (25 %). низкий уровень — 1 чел. (5 %).
Для изучения структуры взаимосвязей показателей, характеризующих развитие эмоционально-нравственной сферы детей, был использован корреляционный анализ.
Для наглядности полученные корреляционные взаимосвязи представлены в виде плеяд (рис. 15).
Условные обозначения, использованные в рисунках: I — восприятие экспрессивных признаков эмоций по схеме (пиктограмма);
Ц — идентификация эмоций По полномуизображению (фотография);
65% |
80%
Я низкий D средний |
D высокий В низкий □ средний
Рис. 14. Распределение детей в группы по степени сформированности эмоциональной сферы
ч
_jj Рис. 15. Структура факторного отображения взаимосвязей показателей развития эмоционально-нравственной сферы детей с ЗПР
ГЛАВА 8 |
in — IV — v VI — |
понимание содержания эмоций в эмоциональных ситуациях;
когнитивный компонент нравственной сферы;
эмоциональный компонент нравственной сферы;
поведенческий компонент нравственной сферы;
= — положительная корреляционная связь 1-процентно-
fK...! го уровня значимости;
м, - — положительная корреляционная связь 5-процентного уровня значимости.
Из рис. 15 видно, что системообразующим признаком явля- а ется показатель IV (когнитивный компонент), имеющий три I взаимосвязи. Показатель /^имеет положительную корреляци- | онную связь 1-процентного уровня значимости с показателем / (восприятие экспрессивных признаков) и показателем //(идентификация эмоций по полному изображению). Это говорит о _ том, что такие важные составляющие эмоционального разви- ] тия, как восприятие и понимание эмоций у дошкольников с ЗПР зависят от общего когнитивного развития. Показатель /Гтак- . же имеет корреляционную связь 5-процентного уровня значи- | мости с показателем VI (поведенческий компонент).
Положительная взаимосвязь показателей //(идентификация эмоций по полному изображению) и V (эмоциональный компонент нравственного развития) показывает, что чем лучше дети идентифицируют (воспринимают и осознают) эмоции, тем лучше они сопоставляют наблюдаемые явления с обобщенным » эмоциональным эталоном, сформированным посредством эмо- | ционального опыта.
Эмоциональный компонент нравственной сферы (V) имеет положительную корреляционную связь с показателем /// (понимание содержания эмоций в эмоциональных ситуациях), который также зависит от полученного эмоционального опыта. Факторный анализ дает возможность по «факторным весам» определить наиболее значимый для коррекционной работы фактор воздействия. Соответственно, чем больше вес, тем значимее фактор.
______________ Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы
Для группы детей с задержкой психического развития выявлены два фактора:
• социальная включенность: // — идентификация эмоций по
полному изображению (0,906); III— понимание эмоций в эмо
циональных ситуациях (0,833); V— эмоциональный компонент
нравственной сферы (0,875);
• педагогическое воздействие: / — восприятие экспрессив
ных признаков по схеме (0,739); VI — поведенческий компо
нент нравственной сферы (0,891).
Для наглядности можно представить структуру факторного
отображения следующей схемой: yi
Контрольные вопросы ......... " \; ;
1. Для чего необходима математико-статистическая обра
ботка экспериментальных данных?
2. Классификация методов математической статистики и их
назначение.
3. Как вычисляются среднее значение и дисперсия?
4. Что такое интервал и с какой целью совокупность выбо
рочных данных разделяют на интервалы?
5. Методы вторичной статистической обработки экспери
ментальных данных.
6. Что такое критерий Стъюдента и в каких случаях он при
меняется?
7. Что такое критерий Фишера?
8. Что такое критерий х2?
ГЛАВА 8
9. Понятие о корреляции.
10. Коэффициент линейной корреляции.
11. Коэффициент ранговой корреляции.
12. Понятие о факторном анализе и его назначение.
13. Общее представление о регрессионном исчислении.
14. Способы графического представления эксперименталь
ных данных.
15.Способы табличного представления экспериментальных данных.
Список литературы
1. Андреев Н.Д. Статистико-комбинаторные методы в теоретическом
и прикладном языкознании. Л.: Наука, 1967. 403 с.
2. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и
диссертационные работы. М.: Ось-89, 2002. 111с.
3. Брунер Дж. Психология познания / Пер. с англ. М.: Прогресс,
1977. С. 13-130.
4. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Серия
«50 способов». Ростов н/Д: Феникс, 2001. 126 с.
5. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и
психологии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.
6. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.:
МГУ, 1982.463 с.
7. Дельгадо X. Мозг и сознание. М.: Мир, 1971. 264 с.
8. ЗаксЛ. Статистическое оценивание. М.: Статистика, 1976. 598 с.
9. Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых
и дипломных работ. Минск: Сэр-Вит, 2000. 252 с.
10. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.:
Медицина, 1984.216 с.
11. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего
профессионального педагогического образования (по специаль
ности 031800— логопедия): Метод, рек. к вып. дипл. раб. / Авт.-
сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. СПб.: Изд-
во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 139 с.
12. Немчин Т.А. Изучение состояний тревоги у больных неврозами
при помощи опросника // Вопр. совр. психоневрологии. Л.: Ме
дицина, 1966. С. 235-246.
______________ Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы
13. Павлов И.П. Ответ физиолога психологам // Поли. собр. соч. Т.
II. кн. 2. М.; Л.: Изд-во акад. Наук СССР, 1951. С. 187-188.
14. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова.
М.: Просвещение, 1990. 255 с.
15. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. T.I (A-O).
Т. 2. (П-Я). / Пер. с англ. М.: ACT, Вече, 2001. 592 с, 560 с.
16. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Гос. уч.-пед. изд-во
Мин. проев. РСФСР, 1953. 335 с.
17. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии.
СПб.: Речь, 2001.350 с.
18. Смирнов Е.Ф. Таксономический анализ. М.: Изд-во Моск. ун
та, 1969. 187 с.
19. Стивене С. Мематика, измерение и психофизика // Эксперимен
тальная психология / Под ред. С.С. Стивенса; Пер. с англ.; Под
ред. П.К. Анохина, В.А. Артемова. М.: Иностранная литерату
ра, 1960. Т. 1. С. 19-92.
20. Урбах В.Ю. Биометрические методы (статистическая обработ
ка опытных данных в биологии, сельском хозяйстве и медици
не). М.: Наука, 1964.415 с.
21. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования лич
ности: Рук-во по репертурным личностным методикам. М.:
Прогресс, 1987. 236 с.
22. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I и
II. М.: Прогресс, 1966. С. 199-231.
23. Эко У. Как написать дипломную работу: Гуманитарные науки /
.. Пер. ситал. Е.А. Костюкович. СПб.: Симпозиум, 2004. 301 с.
j
КРАТКИЕ