Оценка речи как высшей психической функции

Речь является предметом изучения многих наук и с по­зиций каждой предстает в виде: сложного и слаженного физио­логического механизма; совокупности акустических преобра­зований; системы лингвистических конструкций; процесса при­нятия, хранения, передачи и производства информации.

Она занимает ключевое место в системе высших психичес­ких функций и представляет собой исторически сложившуюся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форму общения, опосредованную языком. Речь и язык связаны сложными диалектическими взаимоотношениями: речь осуще­ствляется по правилам языка и в то же время под влиянием ряда факторов (требования общественной практики, развитие науки и т. п.) изменяет и совершенствует язык. Она является основ­ным механизмом мышления, сознательной деятельности чело­века. Вне речи невозможно формирование личности. Из ска­занного следует, что сама речь — не только высшая психичес­кая функция, но и способствует переходу в эту категорию других психических функций.

Согласно современным представлениям высшие психичес­кие функции — это сложные системные психические процессы (сознательные формы психической деятельности), формирую­щиеся в процессе развития человека под влиянием общества, связанные с употреблением знаков, обеспечивающие пластич­ность и адаптивность поведения. Заслуга такого понимания принадлежит Л.С. Выготскому, который считал, что элемен­тарные психические функции, возникающие в филогенезе, это продукт биологической эволюции, а высшие специфически че­ловеческие функции — результат исторического развития. Он­тогенез последних имеет свою, особую социальную историю. Для первых характерны непосредственные реакции на внешние и внутренние воздействия, для вторых — опосредованность реакций употреблением стимулов-средств (знаков). Специфи­ка высших по сравнению с элементарными функций заключа­ется в организованном приспособлении к ситуации с предва­рительным овладением собственным поведением.

Речь с помощью процессов порождения и восприятия со­общений служит средством общения, регуляции и контроля собственной деятельности. Она занимает ведущее место в си­стеме высших психических функций, поскольку, перестраивая внимание, память, мышление, эмоции и другие функции, при­дает им большую пластичность, способствует более тонкому

ГЛАВА 2

Классификация речевых расстройств



оценка речи как высшей психической функции - student2.ru оценка речи как высшей психической функции - student2.ru оценка речи как высшей психической функции - student2.ru оценка речи как высшей психической функции - student2.ru проявлению. Наиболее значимы те ее особенности, которые отражают структуру интегральных психических характерис­тик — деятельности, интеллекта и личности. Последние про­являются в речи как знаковой системе в виде праксиологии, гносеологии и аксиологии [Чертов Л.Ф., 1993].

В процессе индивидуального развития (в онтогенезе) путем интериоризации формируется внутренняя речь в виде прогова-ривания («речь про себя») как средство мышления и способ внут­реннего программирования, т. е. формирования и закрепления в специфических единицах замысла (программы) речевого выска­зывания, целого текста и его содержательных частей.

Важный этап психического развития — возникновение у ре­бенка эгоцентрической речи, обращенной к самому себе, регу­лирующей и контролирующей его практическую деятельность, а затем и деятельность взрослого. Генетически она восходит к внешней (коммуникативной) речи и представляет собой про­дукт ее частичной интериоризации. Она является как бы пере­ходной от внешней к внутренней речи. Вначале только коммен­тируя свое поведение, ребенок постепенно переходит к плани­рованию своего поведения с помощью речи.

Л.С. Выготский показал механизмы формирования речи ре­бенка под влиянием окружающих его взрослых людей, кото­рые дают ему речевое указание («возьми ложку» и т. п.). Ребе­нок взглядом находит нужный предмет и затем выполняет ука­зание. Только с овладением речью ребенок сам начинает давать себе команды, речевые приказы (сначала развернутые — вслух, затем свернутые — «про себя») и подчинять им свое поведение, т. е. функция, ранее разделенная между ребенком и взрослым, становится способом организации высших форм психической деятельности индивида, в чем и состоит закон развития высших психических функций. С возникновением речи (по И.П. Пав­лову — второй сигнальной системы, по Л.С. Выготскому — си­стемы знаков) высшая нервная деятельность приобретает ха­рактер новой системы, способствующей не только лучшему вза­имодействию со средой, но и самоуправлению. И.П. Павлов писал: «Но наша система в высочайшей степени саморегулиру-




ющаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, по­правляющая и даже совершенствующая» (1951).

Речь не только делает поведение человека более совершен­ным, но и является основой специфически человеческого выс­шего вида мышления — абстрактно-логического, возникающе­го в процессе усвоения заимствуемых у социума средств, кото­рые путем интериоризации превращаются в умственные действия. «Мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видо­изменяется. Мысль не выражается, но совершается в слове», — писал Л.С. Выготский (1982. С. 307). Он подробно изложил свои представления по этому вопросу в работе «Мышление и речь» (1934). Дальнейшее развитие они получили в исследованиях П.Я. Гальперина (1959).

Своеобразным итогом работ Л .С. Выготского, посвященных значению речи как высшей психической функции, после раскры­тия ее роли в организации поведения и мышления человека яв­ляется представление о связи речи и личности. К разработке этого раздела психологии Л.С. Выготский пришел после вывода о том, что слово обладает не только значением, но и смыслом. Он пи­сал: «Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивиру­ющей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влече­ние и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффек­ты и эмоции» [Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. 19826. С. 357]. Значение передает в индивидуальном сознании образ мира, смысл — переживание личностью своего отношения к этому миру в связи с целями, которые он преследует, и задачами, которые ставит перед собой. Смысл поступка человека определяется толь­ко через понимание его ценностей и мотивов. Личность ребенка предстает с позиций истории его переживаний.

Системными представлял Л.С. Выготский и внутрипсихичес-кие отношения — в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем значению как «клеточке», из ко­торой разрастается ткань человеческой психики в отличие от психики животных.

ГЛАВА 2

Классификация речевых расстройств



оценка речи как высшей психической функции - student2.ru оценка речи как высшей психической функции - student2.ru Речевые нарушения протекают по общим законам, которые, согласно Л.С. Выготскому, заключаются в следующем: «При распаде высших психических функций, при болезненных процес­сах в первую очередь уничтожается связь символических и нату­ральных функций, вследствие чего происходит отщепление ряда натуральных процессов, которые начинают действовать по при­митивным законам, как более или менее самостоятельные пси­хологические структуры. Таким образом, распады высших пси­хических функций представляют собой процесс, с качественной стороны обратный их построению» [Выготский Л .С, 1999. С. 445]. Самой яркой иллюстрацией этого положения Л.С. Выготский считает распад высших психических функций при афазии. На­блюдаются не только выпадения отдельных знаковых операций, но и общие глубочайшие нарушения всех высших психических систем. Человек, страдающий афазией, из-за снижения способ­ности владения высшими знаковыми операциями в практичес­ких действиях целиком подчинен элементарным законам опти­ческого поля. Он теряет способность задерживать свои действия, манипулировать образами, откладывать замыслы, отвлекаться в своих рассуждения и действиях от конкретной ситуации; для него становится характерным примитивная форма реакции на внешние воздействия — подражание, i

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ

Наши рекомендации