Оценка речи как высшей психической функции
Речь является предметом изучения многих наук и с позиций каждой предстает в виде: сложного и слаженного физиологического механизма; совокупности акустических преобразований; системы лингвистических конструкций; процесса принятия, хранения, передачи и производства информации.
Она занимает ключевое место в системе высших психических функций и представляет собой исторически сложившуюся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форму общения, опосредованную языком. Речь и язык связаны сложными диалектическими взаимоотношениями: речь осуществляется по правилам языка и в то же время под влиянием ряда факторов (требования общественной практики, развитие науки и т. п.) изменяет и совершенствует язык. Она является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Из сказанного следует, что сама речь — не только высшая психическая функция, но и способствует переходу в эту категорию других психических функций.
Согласно современным представлениям высшие психические функции — это сложные системные психические процессы (сознательные формы психической деятельности), формирующиеся в процессе развития человека под влиянием общества, связанные с употреблением знаков, обеспечивающие пластичность и адаптивность поведения. Заслуга такого понимания принадлежит Л.С. Выготскому, который считал, что элементарные психические функции, возникающие в филогенезе, это продукт биологической эволюции, а высшие специфически человеческие функции — результат исторического развития. Онтогенез последних имеет свою, особую социальную историю. Для первых характерны непосредственные реакции на внешние и внутренние воздействия, для вторых — опосредованность реакций употреблением стимулов-средств (знаков). Специфика высших по сравнению с элементарными функций заключается в организованном приспособлении к ситуации с предварительным овладением собственным поведением.
Речь с помощью процессов порождения и восприятия сообщений служит средством общения, регуляции и контроля собственной деятельности. Она занимает ведущее место в системе высших психических функций, поскольку, перестраивая внимание, память, мышление, эмоции и другие функции, придает им большую пластичность, способствует более тонкому
ГЛАВА 2
Классификация речевых расстройств
проявлению. Наиболее значимы те ее особенности, которые отражают структуру интегральных психических характеристик — деятельности, интеллекта и личности. Последние проявляются в речи как знаковой системе в виде праксиологии, гносеологии и аксиологии [Чертов Л.Ф., 1993].
В процессе индивидуального развития (в онтогенезе) путем интериоризации формируется внутренняя речь в виде прогова-ривания («речь про себя») как средство мышления и способ внутреннего программирования, т. е. формирования и закрепления в специфических единицах замысла (программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.
Важный этап психического развития — возникновение у ребенка эгоцентрической речи, обращенной к самому себе, регулирующей и контролирующей его практическую деятельность, а затем и деятельность взрослого. Генетически она восходит к внешней (коммуникативной) речи и представляет собой продукт ее частичной интериоризации. Она является как бы переходной от внешней к внутренней речи. Вначале только комментируя свое поведение, ребенок постепенно переходит к планированию своего поведения с помощью речи.
Л.С. Выготский показал механизмы формирования речи ребенка под влиянием окружающих его взрослых людей, которые дают ему речевое указание («возьми ложку» и т. п.). Ребенок взглядом находит нужный предмет и затем выполняет указание. Только с овладением речью ребенок сам начинает давать себе команды, речевые приказы (сначала развернутые — вслух, затем свернутые — «про себя») и подчинять им свое поведение, т. е. функция, ранее разделенная между ребенком и взрослым, становится способом организации высших форм психической деятельности индивида, в чем и состоит закон развития высших психических функций. С возникновением речи (по И.П. Павлову — второй сигнальной системы, по Л.С. Выготскому — системы знаков) высшая нервная деятельность приобретает характер новой системы, способствующей не только лучшему взаимодействию со средой, но и самоуправлению. И.П. Павлов писал: «Но наша система в высочайшей степени саморегулиру-
ющаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая» (1951).
Речь не только делает поведение человека более совершенным, но и является основой специфически человеческого высшего вида мышления — абстрактно-логического, возникающего в процессе усвоения заимствуемых у социума средств, которые путем интериоризации превращаются в умственные действия. «Мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется. Мысль не выражается, но совершается в слове», — писал Л.С. Выготский (1982. С. 307). Он подробно изложил свои представления по этому вопросу в работе «Мышление и речь» (1934). Дальнейшее развитие они получили в исследованиях П.Я. Гальперина (1959).
Своеобразным итогом работ Л .С. Выготского, посвященных значению речи как высшей психической функции, после раскрытия ее роли в организации поведения и мышления человека является представление о связи речи и личности. К разработке этого раздела психологии Л.С. Выготский пришел после вывода о том, что слово обладает не только значением, но и смыслом. Он писал: «Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции» [Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. 19826. С. 357]. Значение передает в индивидуальном сознании образ мира, смысл — переживание личностью своего отношения к этому миру в связи с целями, которые он преследует, и задачами, которые ставит перед собой. Смысл поступка человека определяется только через понимание его ценностей и мотивов. Личность ребенка предстает с позиций истории его переживаний.
Системными представлял Л.С. Выготский и внутрипсихичес-кие отношения — в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем значению как «клеточке», из которой разрастается ткань человеческой психики в отличие от психики животных.
ГЛАВА 2
Классификация речевых расстройств
Речевые нарушения протекают по общим законам, которые, согласно Л.С. Выготскому, заключаются в следующем: «При распаде высших психических функций, при болезненных процессах в первую очередь уничтожается связь символических и натуральных функций, вследствие чего происходит отщепление ряда натуральных процессов, которые начинают действовать по примитивным законам, как более или менее самостоятельные психологические структуры. Таким образом, распады высших психических функций представляют собой процесс, с качественной стороны обратный их построению» [Выготский Л .С, 1999. С. 445]. Самой яркой иллюстрацией этого положения Л.С. Выготский считает распад высших психических функций при афазии. Наблюдаются не только выпадения отдельных знаковых операций, но и общие глубочайшие нарушения всех высших психических систем. Человек, страдающий афазией, из-за снижения способности владения высшими знаковыми операциями в практических действиях целиком подчинен элементарным законам оптического поля. Он теряет способность задерживать свои действия, манипулировать образами, откладывать замыслы, отвлекаться в своих рассуждения и действиях от конкретной ситуации; для него становится характерным примитивная форма реакции на внешние воздействия — подражание, i
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ