Классификация личностных опросников

Название Определяемые параметры
1. Многофакторные личностные опросники
Опросник Кеттела (16-PF)    
Опросник MMPI  
Опросник FPI  
Характерологический опросник Леонгарда
2. Опросники мотивационных особенностей
Опросник Реана
Тест на педантичность    
Опросники психического благополучия
3. Опросники психического благополучия
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
Методика экспресс-диагностики невроза Хека и Хесса
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера  
4. Опросники самоотношения
Методика самооценки личности Будасси
Опросник Стефансона
5. Опросники темперамента
Личностный опросник Айзенка
Опросник Стреляу  
6. Опросники ценностей
Тест Рокича «Ценностные ориентации»
Тест «Эмоциональное выгорание»
Шкала оценки значимости эмоций Б.И. Додонова
7. Тесты на активность поведения
Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций»
8. Тесты способностей
Тест структуры интеллекта Амтхауэра
Тест Гилфорда  
Тест Равена    
           

Качественные методы

Одним из наиболее часто применяемых качественных методов является интервью.

Особенности интервью:

ü _____________________________________________________

ü _____________________________________________________

ü ______________________________________________________

_____________________________________________________

Виды интервью Особенности
Биографическое ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ _____________________________________________________
Поведенческое ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ _____________________________________________________  
Ситуационное ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ _____________________________________________________
Проективное ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ ____________________________________________________ ü _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ _____________________________________________________  

Одним из основных качественных методов оценки персонала также является традиционный _________________________________:

_________________

_________________

_________________

___________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Существуют методы, содержащие признаки как качественных, так и количественных методов – бизнес-кейс – _____________________________

_______________________________________________________________

На нынешнем этапе большинство специалистов по оценке персонала стремятся создать комплексные системы оценки персонала предприятия. Огромное значение здесь приобретает профессионализм и опыт специалиста, руководящего процессом оценки, поскольку выполнение данной задачи требует от него:

ü _____________________________________________________

ü _____________________________________________________

ü _____________________________________________________

_______________________________________________

Приложение 4

ВАРИАНТ ТЕСТА

1. Стадия развития личности и ее содержание

Стадия Содержание
1. Стадия «оптации» A. Профессиональная подготовка, которую проходят большинство выпускников школ
2. Стадия адепта B. Интенсивное развитие функций самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность
3. Стадия адаптанта C. Сознательное и ответственное планирование и выбор профессионального пути
4. Стадия интернала D. Вхождение в профессию после завершения профессионального обучения
Е. Вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне

2. Высший уровень работы специалиста:

1) мастер

2) интернал

3) наставник

4) авторитет

5) адаптант

3. Уровень профессионализма, так называемое «акме» - вершина профессиональных достижений:

1) допрофессионализм

2) профессионализм

3) суперпрофессионализм

4) псевдопрофессионализм

5) послепрофессионализм

4. Последовательность этапов освоения профессии по А.К.Марковой

1) гармонизация человека с профессией

2) послепрофессионализмэтап свободного владения несколькими профессиями

3) адаптация человека к профессии

4) преобразование, обогащение человеком своей профессии

5) самоактуализация человека в профессии

6) этап творческого самоопределения себя как личности

5. Автор периодизации, в которой выделяют три аспекта развития: биологическое развитие, психическое развитие, духовная биография

1) Д.Сьюпер

2) Б.Ливерхуд

3) Э.Берн

4) А.Адлер

5) Э.Эриксон

6. Автор периодизации, в которой главным критерием развития считается психосоциальная идентичность как интегральное свойство личности

1) Д.Сьюпер

2) Б.Ливерхуд

3) Э.Берн

4) А.Адлер

5) Э.Эриксон

7. Автор периодизации, в соответствие с которой еще в детстве закладываются основы «жизненных сценариев», которые уже во взрослой жизни бывает довольно сложно преодолеть

1) Д.Сьюпер

2) Б.Ливерхуд

3) Э.Берн

4) А.Адлер

5) Э.Эриксон

8. Автор периодизации, который считал, что в детстве у ребенка формируется «план жизни», позже формируется «взгляд на жизнь», а к 5-6 годам формируется «жизненный стиль»

1) Д.Сьюпер

2) Б.Ливерхуд

3) Э.Берн

4) А.Адлер

5) Э.Эриксон

9. Соответствие терминов и определений

Стадия Содержание
1. Жизненныесценарии A. Испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как биологического существа, индивида и личности
2. Акмеология B. Научная дисциплина, изучающая закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости: при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии
3.   Потребность C. Принятие потребительских благ в качестве высших ценностей, принижение духовных ценностей
D. Программы поступатель­ного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием ро­дителей и определяющие поведение индивида в важных аспектах его жизни. Сценарии охватывают всю жизнь человека в подроб­ностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни

V. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

а) Основная литература:

1. Психология труда [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Ю. Манухина [и др.]; под общ.ред. С. Ю. Манухиной. - Электрон.текстовые данные. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 485 с. - (Бакалавр.Академический курс).- ISBN 978-5-534-00730-5.- Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271655. - ЭБС «IPRbooks»

2. Жалагина, Т.А. Введение в психологию труда [Электронный ресурс]: учебное пособие / Жалагина Т. А. - Тверь: ТвГУ, 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): ил.; 12 см.

3. Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека / Институт психологии, Российская академия наук; отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев и др. - М.: Институт психологии РАН, 2014. - 352 с. - (Фундаментальная психология – практике). - ISBN 978-5-9270-0295-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271655

4. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник и практикум для прикладногобакалавриата / О.О. Заварзина, Р.В. Козьяков, Н.Р. Коро и др. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 546 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-4637-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=298131

5. Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / Институт психологии, Российская академия наук; отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев и др. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 712 с.: табл., схем. - ISBN 978-5-9270-0303-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430628 (18.06.2017).

6. Пырьев Е. А. Психология труда: учебное пособие / Е.А. Пырьев. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 455 с. : ил., схем., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-7163-4;[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436999

б) Дополнительная литература:

1. Аболина, Е.О. Содержание и методы работы психолога труда - практика: учебное пособие для студентов специальности 030301 - «Психология» очной формы обучения / Е.О. Аболина; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет». - Красноярск: СибГТУ, 2012. - 127 с.: табл., схем. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428838

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.

3. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Бодрова. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 1. - 616 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0159-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87258

4. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Бодрова. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - Вып. 2. - 624 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0182-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87427

5. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Бодрова. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - Вып. 3. - 400 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0223-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86286

6. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Институт психологии, Российская академия наук; под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - Вып. 5. - 426 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0273-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271585

7. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2014. - Вып. 6. - 528 с.: ил., схем. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0296-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271640

8. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта: человек и общество. - Л., 1967, вып. 2.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

10. Бадалов, В.В. Просто эргономика / В.В. Бадалов. - СПб.: Издательство Политехнического университета, 2012. - 110 с. : схем., ил - Библиог.: с. 97. - ISBN 978-5-7422-3377-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363020

11. Бакирова, Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие / Г.Х. Бакирова. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 591 с. - (Magister). - ISBN 978-5-238-01437-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118124

12. Бодров, В.А. Профессиональное утомление. Фундаментальные и прикладные проблемы / В.А. Бодров. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 560 с. - (Достижения в психологии). - ISBN 978-5-9270-0160-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87262

13. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - 2-е изд. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 512 с. - (Современное образование). - ISBN 5-9292-0156-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233328

14. Гуцыкова, С.В. Метод экспертных оценок. Теория и практика / С.В. Гуцыкова. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 144 с. - (Методы психологии). - ISBN 978-5-9270-0209-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86272

15. Душков Б.А. и др. Основы инженерной психологии. Учебник для студентов вузов. - М., 2002.

16. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь/Авторы-составители Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А; под ред. Б.А. Душкова. – М.: Академический проект, 2003. – 848 с.

17. Золотарева К.В. Личностные детерминанты нервно-психической устойчивости у представителей стрессогенной профессии / К.В. Золотарева. - М.: Лаборатория книги, 2010. - 104 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87277

18. Иванова, Е.М. Психологическая системная профессиография / Е.М. Иванова. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 208 с. - ISBN 5-9292-0109-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233267

19. Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 328 с. - ISBN 5-9292-0151-Х; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86336

20. Инженерная психология: учебное пособие / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Министерство образования и науки Российской Федерации; авт.-сост. Е.А. Фомина, М.М. Арутюнян. - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 107 с. - Библиогр.: с. 102.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457977

21. Карпов А.В. Психология труда: учебник для бакалавров. - М.: изд. Юрайт, 2012.

22. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., Воронеж: Изд-во
«Институт практической психологии», 1996.

23. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник для ВУЗов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

24. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. 159 с.

25. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.

26. Куприянов М.К. Изучение стрессоустойчивости личности в условиях промышленного предприятия / М.К. Куприянов. - М.: Лаборатория книги, 2010. - 101 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86949

27. Мандель, Б.Р. Современная психология управления. Модульный курс. ФГОС-3+: учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 348 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5658-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363425

28. Манухина С. Ю. Инженерная психология и эргономика [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Манухина С.Ю. - Электрон.текстовые данные. - М.: Евразийский открытый институт, 2009. - 224 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10675 . - ЭБС «IPRbooks»

29. Манухина, С.Ю. Психология труда: Хрестоматия: учебно-методический комплекс / С.Ю. Манухина. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 275 с. - ISBN 978-5-374-00221-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90711

30. Носкова О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. за­ведений / Под ред. Е. А. Климова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.

31. Обознов, А.А. Психическая регуляция операторской деятельности (в особых условиях рабочей среды) / А.А. Обознов. - М.: Институт психологии РАН, 2003. - 184 с. - ISBN 5-9270-0045-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86435

32. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: [Текст]: учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448с.

33. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Бодрова. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - 588 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0132-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86980

34. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / под ред. В.А. Бодрова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 391 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 5-9270-0025-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86440

35. Прусова Н.В. Психология труда [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Прусова Н.В., Боронова Г.Х. - Электрон.текстовые данные. - Саратов: Научная книга, 2012. - 159 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6329.- ЭБС «IPRbooks»

36. Пряжников Н.С. Психология труда. - 6-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012.

37. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2001.

38. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 844 с. - ISBN 978-5-9292-0165-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86327

39. Психология труда / под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005.

40. Психология экстремальных профессий: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Архангельск, 18–19 декабря 2014 г.): сборник статей / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Министерство образования и науки Российской Федерации, Институт педагогики и психологии, Я.А. Корнеева. - Архангельск: САФУ, 2015. - 276 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-261-01034-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436392

41. РомановаЕ.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 464 с: ил.

42. Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика. - Москва: НИИ школьных технологий, 2008.

43. Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии: Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 15–16 октября 2015 года) / Институт психологии Российской академии наук, Российское психологическое общество, Тверской государственный университет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и др. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 483 с.: табл. - ISBN 978-5-9270-0315-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430627

44. Стекачева, А.Д. Управление конфликтами и стрессами на предприятии / А.Д. Стекачева. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 155 с. - ISBN 978-5-504-00883-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140857

45. Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб: Изд-во Питер, 2010.

46. Толочек, В.А. Cтили деятельности: ресурсный подход / В.А. Толочек; Институт психологии, Российская академия наук. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 366 с.: табл. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-9270-0299-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430630

47. Трусь А.А. Психология управления: практикум: учебное пособие / А.А. Трусь. - Минск: Вышэйшая школа, 2015. - 352 с.: табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-985-06-2643-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459676

48. Шабанова Т.Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шабанова Т.Л. - Электрон.текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2014. - 121 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19530 .- ЭБС «IPRbooks»

49. Эргономика: учебное пособие / В.В. Адамчук, Т.П. Варна, В.В. Воротникова и др.; под ред. В.В. Адамчук. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 254 с. - ISBN 5-238-00086-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119534

VI. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

http://koob.ru/ Электронная библиотека

http://www.iprbookshop.ru/Электронно-библиотечная система

http://znanium.com/ Электронно-библиотечная система

http://biblioclub.ru/Электронно-библиотечная система

http://dic.academic.ru/Словари и энциклопедии на Академике

http://www.mchs.gov.ru Сайт МЧС России

http://psychology.net.ru/ Мир психологии

http://www.voppsy.ru/ Журнал «Вопросы психологии»

http://psyjournals.ru/ Журнал «Консультативная психология и психотерапия»

http://www.psyedu.ru/ Электронный журнал «Психологическая наука и образование»

VII. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Наши рекомендации