Подход А.К.Марковой к пониманию «модели специалиста»

Известный психолог А.К. Маркова выделяет сле­дующие основные составляю­щие модели специалиста:

1) профессиограмму, то есть описание самой деятельности психолога;

2) профессиональ­но-должностные требования (минимально необходимые знания и умения при выполнении определенных профес­сиональных задач);

3) квалификационный профиль (зна­ния и умения работника в соответствии с тарифными раз­рядами оплаты труда).

Особенно важно для психологиче­ского понимания основных требований к психологу опи­сание самой деятельности психолога, а также — описание деятельности по разным психологическим специально­стям (Маркова, 1996. — С. 22).

Также А. К. Маркова выделяет:

1) модель уже действу­ющего (работающего, готового) специалиста и

2) модель подготовки специалиста (на основе анализа учебной дея­тельности будущих специалистов и их ориентации на мо­дель уже готового специалиста).

При описании модели го­тового специалиста выделяются: модель деятельности спе­циалиста, а также - модель личности специалиста. При описании модели подготовки специалиста рассматривают­ся требования к разным образовательно-возрастным груп­пам обучающихся или переобучающихся слушателей, а также учитывается их жизненный и профессиональный опыт

Основные направления (разделы) изучения человека в трудовой деятельности.

1. Психология труда в традиционном варианте, где изучаются психофизиологические основания труда, история развития знаний о труде, теоретико-методологические основы психологии труда, психологические характеристики трудовой и конкретной профессиональной деятельности, выделение профессионально важных качеств, развитие человека в труде, профессиональные кризисы и деструкции личности в труде и т.п.

2. Инженерная психология, изучающая информационное взаимодействие человека (субъекта труда) со сложной техникой, а также различные характеристики и функциональные состояния человека-оператора.

3. Психология управления (в более современном звучании - организационная психология), изучающая иерархические взаимоотношения работников в условиях организации, а также условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов.

4. Профориентация (как один из уровней профориентации - профессиональное самоопределение, предполагающее формирование субъекта самоопределения, а также - "психология карьеры", где основной акцент сделан на построении "жизненного успеха"). При этом сама профориентация предполагает следующие направления: профинформацию, профрекламу, профпросвещение, профдиагностику, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии (принятии решения), морально-эмоциональную поддержку клиента и т.п.

5. Профессиональное образование: профессиональное обучение, больше ориентированное на целенаправленное формирование личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку (или сопровождение) самоопределяющейся в труде личности.

Примеры составления аналитических профессиограмм

Пример аналитической профессиограммы«начальника отдела кадров» (см. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. С.55).
Операционно-технологическая структура труда Психологическая структура деятельности субъекта труда
Проф. функции Профессиональные задачи Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач Цели действий Психологическая характеристика действий Психологические процессы и ПВК, обеспечивающие их протекание
прием на работу Изучить документы поступающего на работу Нормативы: юридические, медицинские, квалификационные Оценить Когнитивные (составляющие) Мышление репродуктивное, словесно-логическое (невербальное); восприятие зрительное; память долговременная и оперативная; внимание устойчивое
Выяснить причины поступления и пожелания поступающего на работу Интересы, личные профессиональные планы, общая и специальная подготовка, информированность о профессиях или месте работы, семейное и социальное положение Познать Коммуникативные (побуждающие к действию) Когнитивные (общение) Общение: речь, мышление словесно-логическое, восприятие социальное, внимание устойчивое, избирательная эмпатия, эмоционально-волевая устойчивость Мышление продуктивное, словесно-логическое (невербальное); память оперативная, образная
Выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу Нормативы: социально-экономические, социально-правовые, социально-психологические, микроклиматические условия труда; планы комплектования предприятия кадрами; данные поступающего: его возраст, пол, здоровье, профессиональная подготовка Спрогнозировать Когнитивные (обобщение) Мышление продуктивное, словесно-логическое, образное (невербальное); внимание избирательное; память долговременная, образная, оперативная; эмоционально-волевая устойчивость
Познакомить поступающего с функциями, правилами, правами и перспективами профессии Должностные инструкции, условия оплаты труда, перспективные планы развития данного производства и данной профессии (специальности) Информировать Коммуникативные (побуждение к действию) Общение: речь; восприятие социальное; внимание устойчивое, избирательное; мышление продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное; эмпатия


· Тематика рефератов и методические рекомендации по их написанию

Примерная тематика рефератов

1. Предпосылки развития системного исследования профессиональной деятельности.

2. Оформление профессиографии как подход к изучению профессиональной деятельности.

3. Профессия. Подходы к классификации профессии. Модуль профессии.

4. Сущность профессиографии и методы профессиографических исследований.

5. Методы и различные схемы профессиографирования.

6. Уровни анализа трудовой деятельности.

7. «Формула профессии». Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации.

8. Трудности изучения профессиональной деятельности в условиях современной России.

9. Самая главная (наиважнейшая) проблема профессиографии и психологии труда.

10. Профессиография и разработка методов изучения профессионально важных качеств субъекта труда.

11. Профессиографический подход к формированию качеств личности будущего специалиста.

12. Профессиография - шаг к гармонизации человека и труда.

13. Мои жизненные планы и профессиональная карьера.

14. Проблемы психологическогопрофессиоведения.

Методические указания по написанию и оформлению рефератов

Реферат – письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.

Последовательность работы:

1. Выбор темы исследования.

Тема реферата выбирается студентом по коду зачетной книжки и (или) на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.

2. Планирование исследования.

Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемого реферата. Календарный план исследования включает следующие элементы:

- выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана реферата;

- сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;

- анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;

- сообщение о предварительных результатах исследования;

- литературное оформление исследовательской проблемы;

- обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т.п.).

Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.

План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:

- введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;

- основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;

- заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.

3. Поиск и изучение литературы

Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно установленному на дату написания реферата ГОСТу по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке:

- знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;

- исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);

- обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 основных источников и/или важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.

4. Обработка материала.

При обработке полученного материала автор должен:

- систематизировать его по разделам;

- выдвинуть и обосновать свои гипотезы;

- определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;

- уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;

- сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования; - окончательно уточнить структуру реферата.

5. Оформление реферата.

При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:

- следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;

- писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод);

- соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.

При изложении материала необходимо придерживаться принятого плана.

Реферат печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле – 20 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Шрифт TimesNewRoman размером 14, межстрочный интервал 1,5. Абзацный отступ 1,25 см.

Каждый новый раздел начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Важным моментом при написании реферата является оформление ссылок на используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил:

- текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;

- каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;

- научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки.

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [15, с. 237-239]. Возможно оформление ссылок при цитировании текста в виде концевых сносок со сквозной нумерацией.

Критерии оценки реферата:

· Оригинальность текста составляет свыше 75% - 3 балла

· Оригинальность текста составляет 50-74 % - 2 балла

· Оригинальность текста составляет 25-49 % - 1 балл

· Оригинальность текста составляет менее 25% - 0 баллов

· привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. публикации последних лет) – 2 балла

· реферат опирается на учебную литературу и/ или устаревшие издания – 1 балл

· Отражение в плане ключевых аспектов темы – 2 балла;

· Фрагментарное отражение ключевых аспектов темы – 1 балл;

· Полное соответствие содержания теме и плану реферата – 2 балла;

· Частичное соответствие содержания теме и плану реферата – 1 балла;

· сопоставление различных точек зрения по одному вопросу (проблеме) – 1 балла;

· Все представленные выводы обоснованы – 2 балла;

· Аргументирована часть выводов – 1 балл.

· Верно оформлены ссылки на используемую литературу – 1 балл

· Соблюдены правила орфографической, пунктуационной, стилистической культуры – 1 балл;

· Соблюдены требования к объёму реферата – 1 балл.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. История психологического исследования профессиональной деятельности.

2. Школа научной организации труда (Ф. Тейлор и др.).

3. Отечественная психотехника и возникновение психологии труда.

4. Понятия: «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии», «модель специалиста», «формула профессий».

5. Подходы к пониманию «модели специалиста» (А.К.Маркова, Н.С.Пряжников).

6. Основные направления (разделы) изучения человека в трудовой деятельности.

7. Основные компоненты профессиональной компетентности по А.К.Марковой и Э.Ф. Зееру.

8. Профессионально значимые требования к работнику. Профессионально важные качества (ПВК).

9. Уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС).

10. Основные принципы компетентностного подхода.

11. Классификация видов профессии по Е.А.Климову. Классы профессий.

12. Структура и виды профессиограмм.Профессиокарты и полные профессиограммы.

13. Частные и комплексные профессиограммы (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.).

14. Специальные и универсальные профессиограммы.

15. Типы профессиограмм по Е.М. Ивановой.

16. Структура и пример психограммы.

17. Примеры требования к сенсорной и интеллектуальной сфере.

18. Примеры требований на личностном уровне.

19. Факторы, создающие (могущие создавать) психологический и физиологический дискомфорт.

20. Особые требования профессии к личности и организму работающих.

21. Особенности и пример трудограммы.

22.Этапы разработки профессиограмм.

23. Технологии проведения экспертных оценок.

24. Подбор инструментария для измерения выделенных качеств и формулировки вывода об успешности/ неуспешности специалиста.

25. Схема сбора данных об изучаемой работе и описания ее организационных принципов и материальной базы.

26. Цели разработки и направления использования профессиограмм.

27. Профессиональный отбор и адаптация работника.

28. Прогнозирование профессионального маршрута работника.

29. Виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

30. Методологические принципы разработки профессиограмм.

31. Требования к построению профессиограммы.

32. примерная схема проспектированнойпрофессиограммы.

33. Основные подходы к содержанию и структуре профессиограммы.

34. Модульный подход к построению профессиограмм.

35. Требования к уровню подготовки и квалификации специалиста по разработке профессиограмм.

36. Проблемы при разработке и использовании профессиограмм.

37. Профессионально-важные качества психолога.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

В рамках проведения курса на лекционных занятиях демонстрируются электронные презентации по темам:

Тема 1. История психологического исследования профессиональной деятельности.

Тема 2.Понятия: «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии», «модель специалиста», «формула профессий».

Тема 3.Профессиограмма как описание профессии. Классификация видов профессии (по Е.А.Климову).

Тема 4.Психограмма. Структура и анализ психограммы.

Тема 5. Этапы разработки профессиограмм.

Тема 6. Цели разработки и направления использования профессиограмм.

Тема 7. Методологические принципы разработки профессиограмм.

Требования к рейтинг-контролю

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения различных видов работ предусмотренных учебной дисциплиной. Основными формами текущего контроля знаний являются:

- обсуждение вынесенных в планах практических занятий вопросов, тем, контрольных вопросов, выполнение практических заданий, решение задач, подготовка рефератов по различной тематике курса;

- участие в дискуссиях по проблемным темам дисциплины и оценка качества проведенной работы.

Модульная работа проводится дважды за семестр в виде комплексной работы, которая включает в себя тестовые задания, практико-ориентированные задания и задачи. Максимально количество баллов, в которое может быть оценена модульная работа – 10 баллов. Максимальное количество баллов за текущую работу в семестре – 60 баллов. Промежуточная аттестация (экзамен) осуществляется в виде комплексных заданий, предлагаемые для подготовки по программе данного курса, которые включают решение ряда практических заданий. Максимальное количество баллов на экзамене – 40 баллов.

Распределение максимальных баллов по видам работы:

№ п/п Вид отчетности Баллы
1. Работа в семестре:
Модуль №1  
Текущие виды работы (участие в семинарах, самостоятельное выполнение практических заданий, подготовка рефератов и др.)
Модульная работа №1
Модуль №1  
Текущие виды работы (участие в семинарах, самостоятельное выполнение практических заданий, подготовка рефератов и др.)
Модульная работа №2
2. Экзамен

VIII. Перечень педагогических и информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (или модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (по необходимости)

· педагогические технологии:

- традиционная академическая лекция;

- лекция визуализация;

- метод малых групп;

- деловые игры;

- тестирование;

- решение практических задач, упражнений;

- проработка методов, приемов и техник в рамках профессиографирования.

· информационные технологии:

использование мультимедийных технологий в рамках проведения лекционных и практических занятий.

· программное обеспечение:

- AST-TestPlayer

- Microsoft office 2007

· информационные справочные системы:

http://www.edu.ru/Федеральный портал «Российское образование»

www.rsl.ru Российская государственная библиотека

http://elibrary.ru/ Научная электронная библиотека

http://window.edu.ru/Единое окно доступа к образовательным ресурсам

IX. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Лекционная аудитория, оснащенная мультимедийной техникой.

Х. Сведения об обновлении рабочей программы дисциплины

№п.п. Обновленный раздел рабочей программы дисциплины (или модуля) Описание внесенных изменений Дата и протокол заседания кафедры, утвердившего изменения
1.      
2.      

Наши рекомендации