Глава 1. история развития метода интроспекции

РЕФЕРАТ

Общая психология, история и методология психологической науки

Тема: «Интроспекция»

Выполнила студентка 2 курс 3 семестр

Факультет Психологии

Направление подготовки Психология

Форма обучения очно-заочная

Учебная группа ПСИ-Б-0-В-2016-1

Дымма Людмила Викторовна

Москва — 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДА ИНТРОСПЕКЦИИ.. 4

1.1. Ассоциативная психология как источник активного применения метода интроспекции. 6

1.2. Проблемы метода интроспекции и ее взаимосвязь с началом кризиса в психологии 7

ГЛАВА 2. РОЛЬ ИНТРОСПЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СТАНОВЛЕНИИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 10

2.1. Интроспективная психология В.Вундта. 10

2.2. Интроспекция с позиции психологии сознания и современной психологии 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13

СПИСОК РЕФЕРИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 15

ВВЕДЕНИЕ

Интроспекция от латинского introspecto — смотрю внутрь, этометод психологического исследования, который заключается в наблюдении своего сознания, «непосредственное» восприятие его феноменов и законов,без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Метод интроспекции был заимствован психологами из физики, психофизики и физиологии органов чувств, где он первоначально применялся для исследования восприятия человеком света, звуков и других сенсорных стимулов.

Идеи интроспекции как особого метода познания сознания были обоснованы в трудах Р. Декарта, который говорил о непосредственном характере познания собственной душевной жизни.А также Дж. Локкавыдвинувшего концепцию двух типов опыта: внутреннего, или рефлексии, который дает нам знания о деятельности нашего «разума», и внешнего, или ощущения, который дает нам знания о мире внешнем.

В психологии данный метод впервые стал активно использоваться в Лейпцигской лаборатории В. Вундта, причем со строжайшим соблюдением основных правил его применения в экспериментальных целях.На протяжении длительного времени метод интроспекции был не просто глав­ным, а единственным методом психологии. Он основан на двух утверждениях, развиваемых представителями интроспективной психологии: во-первых, процес­сы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, но, во-вторых, процессы со­знания способны открываться (репрезентироваться) субъекту. Из этих утвержде­ний следует, что процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим и никем более.

В конце XIX в., когда психология становится самостоятельной наукой, в школе В. Вундтаинтроспекцию пытаются соединить с экспериментом. Впоследствии возникает ряд вариантов метода интроспекции:1. Аналитическая интроспекция - в школе ученика Вундта Э.Титченера, процедура которой требовала полного расчленения чувственного образа на «элементы», не впадая при этом в «ошибку стимула». 2. Метод «систематической интроспекции» - в Вюрцбургской школе, направленный на прослеживание основных стадий процесса мышления с использованием ретроспективного отчета. 3. Метод феноменологического самонаблюдения - в гештальт-психологии, который требует от «наивного испытуемого» непредвзятого описания психических феноменов в их непосредственности и целостности. Этот метод имеет своим истоком метод «внутреннего восприятия» Ф. Брентано, который считал невозможным расчленение сознания на отдельные самостоятельные «элементы» и призывал к непосредственному «восприятию» (а не к наблюдению, которое всегда расчленяет) актов сознания.

Со временем метод интроспекция, и интроспективная психология были подвергнуты критике в различных психологических направлениях. В бихевиоризме (при сохранении интроспективного понимания сознания) метод интроспекция отрицался как принципиально ненаучный; в психоанализе он отвергался на основании игнорирования бессознательного, недоступного интроспекции; И.М. Сеченов, предложив свою концепцию предмета психологии, считал мифом обоснование существования особого «внутреннего зрения», отличного от объективного (внешнего) наблюдения. В современной психологии принято было проводить различие между методом интроспекции и методом самонаблюдения, хотя часто слова «интроспекция» и «самонаблюдение» используются как синонимы.

ГЛАВА 2. РОЛЬ ИНТРОСПЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СТАНОВЛЕНИИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Нельзя не отметить роль интроспективной психологии в становлении и развитии экспериментальных методов психологического исследования. Именно в рамках интроспективной психологии, намеченной Декартом и Локком, в 1879 г. В. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. С этого времени берет свое начало экспериментальная психология, психология как научная дисциплина получила свое оформление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интроспекция была главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века по начало XX века, пока не появилось новые направления в психологии - бихевиоризм, где предметом пси­хологической науки стало не сознание, а поведение.

Практика использования и углубленное обсуждение метода интроспекции обнаружили ряд фундаментальных его недостатков. Главным из них является необъективность и субъективизм метода. В показаниях различных испытуемых отсутствовала повторяемость, что исключало возможность каких-либо обобщений. Неудалось дать сколько-нибудь серьезных причинных объяснений полученных фактов. Но самым сложнымоказалось разработать язык, на котором можно было бы говорить об элементах самого сознания, а не оботражаемых ими объектах. Причина этого в том, что человек воспринимает не свое восприятие, а окружающую его среду, переживает не свои переживания, а события своей жизни. Недостатки были настолько существенны, что поставили под сомнение метод в целом, а с ним и предмет психологии – тот предмет, с которым метод интроспекции был неразрывно связан и естественным следствием постулирования которого он являлся. Интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным.

Тем не менее, интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа и других приемов изучения внутренней духовной жизни человека.Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана срефлексией.

Период господства интроспективной психологии не прошел бесследно для развития психологической науки в целом. В то время возникло ряд теорий, оказавших существенное влияние на последующее развитие психологической мысли. Среди них:

- теория элементов сознания, основоположниками которой являлись В. Вундт и Э. Титченер;

- психология актов сознания, развитие которой связано с именем Ф. Брентано;

- теория потока сознания, созданная У. Джемсом;

- теория феноменальных полей;

- описательная психология В. Дильтея.

Общим для всех этих теорий является то, что на место реального человека, активно взаимодействующего с окружающим миром, ставится сознание, в котором как бы растворяется действительное человеческое существо.

В настоящее время интроспекция или самонаблюдение является необходимым методом психологии, относящимся к классу методов наблюдения. Так или иначе, он присутствует во всех остальных методах, т.к. испытуемый не может, например, дать самоотчет экспериментатору, заполнить анкету или участвовать в беседе и т.п., не наблюдая себя. Как самостоятельный метод интроспекция дополняется объективным наблюдением, что позволяет результаты самонаблюдения проверить данными наблюдения внешнего.

Интроспекцию не следует исключать из психологической практики, несмотря на ее минусы. Ведь недостатки возникают не из-за несовершенства методики, а из-за неправильного ее применения. В итоге многие просто отказываются от того, что могло бы им помочь в достижении счастья и успеха. Мудрецы говорят, что познание мира начинается с познания самого себя. Ведь, по большому счету, мир нам кажется таким, каким он будет соответствовать нашим внутренним переживаниям, настроениям и желаниям.

РЕФЕРАТ

Общая психология, история и методология психологической науки

Тема: «Интроспекция»

Выполнила студентка 2 курс 3 семестр

Факультет Психологии

Направление подготовки Психология

Форма обучения очно-заочная

Учебная группа ПСИ-Б-0-В-2016-1

Дымма Людмила Викторовна

Москва — 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДА ИНТРОСПЕКЦИИ.. 4

1.1. Ассоциативная психология как источник активного применения метода интроспекции. 6

1.2. Проблемы метода интроспекции и ее взаимосвязь с началом кризиса в психологии 7

ГЛАВА 2. РОЛЬ ИНТРОСПЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СТАНОВЛЕНИИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 10

2.1. Интроспективная психология В.Вундта. 10

2.2. Интроспекция с позиции психологии сознания и современной психологии 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13

СПИСОК РЕФЕРИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 15

ВВЕДЕНИЕ

Интроспекция от латинского introspecto — смотрю внутрь, этометод психологического исследования, который заключается в наблюдении своего сознания, «непосредственное» восприятие его феноменов и законов,без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Метод интроспекции был заимствован психологами из физики, психофизики и физиологии органов чувств, где он первоначально применялся для исследования восприятия человеком света, звуков и других сенсорных стимулов.

Идеи интроспекции как особого метода познания сознания были обоснованы в трудах Р. Декарта, который говорил о непосредственном характере познания собственной душевной жизни.А также Дж. Локкавыдвинувшего концепцию двух типов опыта: внутреннего, или рефлексии, который дает нам знания о деятельности нашего «разума», и внешнего, или ощущения, который дает нам знания о мире внешнем.

В психологии данный метод впервые стал активно использоваться в Лейпцигской лаборатории В. Вундта, причем со строжайшим соблюдением основных правил его применения в экспериментальных целях.На протяжении длительного времени метод интроспекции был не просто глав­ным, а единственным методом психологии. Он основан на двух утверждениях, развиваемых представителями интроспективной психологии: во-первых, процес­сы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, но, во-вторых, процессы со­знания способны открываться (репрезентироваться) субъекту. Из этих утвержде­ний следует, что процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим и никем более.

В конце XIX в., когда психология становится самостоятельной наукой, в школе В. Вундтаинтроспекцию пытаются соединить с экспериментом. Впоследствии возникает ряд вариантов метода интроспекции:1. Аналитическая интроспекция - в школе ученика Вундта Э.Титченера, процедура которой требовала полного расчленения чувственного образа на «элементы», не впадая при этом в «ошибку стимула». 2. Метод «систематической интроспекции» - в Вюрцбургской школе, направленный на прослеживание основных стадий процесса мышления с использованием ретроспективного отчета. 3. Метод феноменологического самонаблюдения - в гештальт-психологии, который требует от «наивного испытуемого» непредвзятого описания психических феноменов в их непосредственности и целостности. Этот метод имеет своим истоком метод «внутреннего восприятия» Ф. Брентано, который считал невозможным расчленение сознания на отдельные самостоятельные «элементы» и призывал к непосредственному «восприятию» (а не к наблюдению, которое всегда расчленяет) актов сознания.

Со временем метод интроспекция, и интроспективная психология были подвергнуты критике в различных психологических направлениях. В бихевиоризме (при сохранении интроспективного понимания сознания) метод интроспекция отрицался как принципиально ненаучный; в психоанализе он отвергался на основании игнорирования бессознательного, недоступного интроспекции; И.М. Сеченов, предложив свою концепцию предмета психологии, считал мифом обоснование существования особого «внутреннего зрения», отличного от объективного (внешнего) наблюдения. В современной психологии принято было проводить различие между методом интроспекции и методом самонаблюдения, хотя часто слова «интроспекция» и «самонаблюдение» используются как синонимы.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДА ИНТРОСПЕКЦИИ

Идеологом метода интроспекции был философ Дж. Локк (1632-1704), кото­рый развил тезис Р.Декарта (1596-1650) о непосредственном постижении мыслей. Согласно Декарту в природе человека, проявляются два противоположных, независимых начала: душа и тело, проистекающие из двух различных субстанций: материи - субстанции протяженной и не мыслящей и души - субстанции мыслящей и не протяженной. Декарт ввел два новых понятия: рефлекс, управляющий деятельностью тела, и сознание как проявление духовной субстанции. Именно у Декарта впервые оформляется то понятие сознания, которое становится центральным понятием психологии вплоть до конца XIX века. Сам Декарт термин «сознание» не употреблял, вместо него он использовал термин «мышление», которое он определял как «все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно самим собой».

Дж. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек на­правляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство — рефлексия. Локк определял ее как наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность (мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желание). Локк считает возможным раздвоение психики. Психические процессы, по его мнению, протекают на двух уровнях. К процессам первого уровня он относил восприятие, мысли, желания и т. д., а к процессам второго уровня — наблюдение, или «созерца­ние», этих мыслей и образов восприятия.

Другим не менее важным выводом из утверждения Дж. Локка является то, что, поскольку процессысознания открываются только самому субъекту, ученый мо­жет проводить психологические исследования только над самим собой. При этом способность к интроспекции не приходит сама по себе. Для того чтобы овладеть этим методом, надо долго упражняться.

По сути, Дж. Локк, находясь на материалистических позициях, придерживает­ся двух принципов английского материализма, который возник и развивался под влиянием достижений в механике и физике, и в первую очередь открытий Ньютона. Первый из провозглашенных английскими материалистами того времени принципов был принцип сенсуализма, чувственного опыта, как един­ственного источника познания. Второй — это принцип автоматизма, согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы и объяс­нить их, опираясь на связи между этими элементами.Данная точка зрения получила название сенсуалистического материализма. Для своего времени эта пози­ция была весьма прогрессивна, а лежащие в ее основе принципы оказали огром­ное влияние на развитие психологической науки.

Наши рекомендации