Профессиональной деятельности учителя (Н. П. Фетискин)

Инструкция.Просим вас ответить на ряд вопросов, касающихся особенностей учебного процесса. Хочется верить, что ваши искренние ответы помогут значительно повысить успешность вашей учебной работы.

А теперь возьмите опросник и лист ответов и укажите в его верхней части: курс, группу /класс; возраст, пол, желание учиться.

В опроснике имеется 12 утверждений, которые позволят уточнить ваши мнения, интересы, состояния, отношения, оценки учебной деятельности. На листе ответов напишите номер утверждения, а рядом поставьте 1—2 ответа в буквенной форме, по каждому предмету. Обращайте внимание на то, когда нужно оценить отдельные качества преподавателя, а когда свои учебные действия.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

Курс/класс Возраст Пол Желание учиться
Ю Д Очень большое Учусь по долгу Учусь без желания
             
№ вопросов Оценка учебной деятельности по предметам
Математика Химия Физика Иностранный язык История
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
                     

Опросник

1. Речь преподавателя:  
а) свободная, разнообразная; в) четкая, понятная; д) эмоциональная; б) затрудненная, монотонная; г) малоразборчивая; е) скучная.
2. Интонация педагога:  
а) уверенная, стимулирующая; в) жизнерадостная; д) спокойная, сдержанная; ж) доброжелательная; б) неуверенная, безразличная; г) мрачная, пессимистичная; е) раздраженная, недовольная; з) пренебрежительная.
3. На этом занятии я:  
а) открываю много нового; в) получаю установку для самостоятельной работы; д) получаю весь необходимый материал; б) многие вопросы мне давно известны; г) чаще топчемся на одном месте; е) вынужден усваивать второстепенный лекционный материал, т. к. педагог считает свои лекции единственным верным источником.
4. Педагог по этому предмету:  
а) жестко контролирует все мои действия, держит аудиторию в страхе; в) может легко оскорбить, обидеть; д) считает главным, чтобы ему не мешали; ж) ориентируется лишь на заинтересованных студентов. б) безразлично относится к тому, чем я занимаюсь; г) пытается заинтересовать, увлечь предметом; е) пытается найти контакт с аудиторией, стремится к диалогу, сотрудничеству;
5. На этом занятии я:  
а) стремлюсь выполнить все задания; в) стремлюсь не пропустить все интересные положения и факты; б) занимаюсь для вида, чтобы произвести благоприятное впечатление; г) считаю самым главным просто присутствовать на занятии.
6. На этом занятии я:  
а) стремлюсь записать все самое главное; в) стремлюсь все понять, чтобы меньше готовиться дома; д) выполняю многие задания машинально; б) занимаюсь посторонними делами (читаю художественную литературу, пишу письма); г) сижу скучаю, зная, что все придется изучать самостоятельно; е) готовлюсь к другому предмету.
7. На этом предмете я:  
а) стремлюсь повысить свой интеллектуальный уровень; в) стремлюсь утвердить свой статус, положение; д) занимаюсь, чтобы избежать нареканий, упреков; б) пытаюсь получить высокую отметку; г) стремлюсь выполнить все так, как требует преподаватель; е) стремлюсь понять основное содержание предмета.
8. Данным предметом я:  
а) заинтересован, т. к. мне нравится педагог; в) увлечен, много занимаюсь самостоятельно; д) не удовлетворен, т. к. мои знания остаются на прежнем уровне; б) доволен из-за хорошего усвоения материала; г) недоволен из-за низкого уровня преподавания; е) разочарован из-за формального подхода: «сдал — забыл», испытываю невостребованность знаний.
9. На этом занятии у меня нередко возникает:
а) светлое, приятное настроение; в) вдохновенное увлечение; д) радость, уверенность; б) безразличие, скука; г) раздражительность, возмущение; е) тревога, боязнь.
10. На этом занятии я:  
а) целиком поглощен учебной темой; в) испытываю заинтересованность и увлеченность учебным занятием; б) занят разными воспоминаниями; г) возмущен из-за того, что попусту потрачу время.
11. Этот преподаватель:  
а) свободно владеет материалом и почти не пользуется конспектом; в) материал дает из учебников, частично читает по конспекту; б) увлечен своим предметом; г) безразличен к своему предмету.
12. Этот преподаватель:
а) занятия проводит разнообразно и интересно; в) преподносит материал сухо, формально; б) проводит занятия скучно и однообразно; г) излагает материал в эмоционально-увлекательной форме.




Ключ для обработки данных

1. Речевая компетентность преподавателя, учителя:

а, в, д — эмоционально окрашенная, четкая

б, г, е — монотонная, трудная для восприятия

2. Интонационная компетентность педагога:

а, в, д, ж — имеет положительные формы

б, г, е, з — неприятная, неуверенная

3. Информативность занятия:

а, в, д — высокая

б, г, е — низкая

4. Стиль педагогического руководства:

в, д — демократический стиль руководства (СР)

а, г — авторитарный (СР)

б, е, ж — либерально-попустительский (СР)

5. Характер практической деятельности учащихся на занятиях:

а, в — продуктивный

б, г, — формальный

6. Продуктивность практической деятельности учащихся на данном занятии:

а, в, д — высокая

б, г, е — низкая, формальная

7. Доминирующая целеполагающая направленность учащихся:

а — творческая самореализация

г — глубокое знание предмета

б, в — повышение социального статуса

д, е — формальное выполнение учебного ролевого долга

8. Удовлетворенность учащихся занятиями по данному предмету:

а, б, в — достаточно выражена

г, д, е — выражена разномотивационная неудовлетворенность

9. Деятельностные состояния учащихся:

а, б, в — положительные эмоциональные состояния (Эс)

б, е — пассивно-отрицательные (Эс)

г — активно-отрицательные (Эс)

10. Направленность мыслительной деятельности учащихся:

а, в — доминирование познавательной направленности

б — выключенность из познавательной деятельности, наличие «вакуума» в мыслительной сфере

г — доминирование мыслительной агрессии, фрустрации

11. Дидактическая компетентность:

а, б — высокая

в, г — низкая

12. Методическая компетентность преподавателя:

а, г — высокая

б, в — низкая

Примечание. При анализе и интерпретации полученных результатов следует учитывать количественные и качественные критерии исследуемых шкал.

Например, при сравнении полярных показателей важно учитывать степень доминирования той или иной стратегии деятельностного поведения и степень их качественных различий.

Существенное место в ходе анализа выявленных результатов должно занимать системное сопоставление взаимосвязей между всеми шкалами. Наличие положительных и отрицательных корреляций каждой из шкал с другими позволит определить главные моменты в совершенствовании своей профессиональной деятельности.

Кроме того, не менее важно проанализировать ответы с позиции половозрастных и мотивационных различий, заложенных в листе ответов.

Литература

1. Диагностика успешности учителя. Сб. метод. материалов для руководителей школ. — М., 2001.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.

3. Новиков В.В., Забродин Ю.М. Психологическое управление. — М., 1992.

4. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. — СПб., 1995.

5. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. — СПб., 2001.

6. Свенцицкий А. Психология управления организацией. — СПб., 1999.

7. Социально-психологические факторы эффективности деятельности бригад: Сб. научных трудов / Под ред. А.Л. Журавлева. — М., 1987.

8. Фетискин Н.П. Реализация и оценка профессиональных способностей учителя. — Кострома, 1995.

Наши рекомендации