Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности

(модифицированный вариант Н.П. Фетискина)

Назначение. Изучение личностной готовности к формированию интегративных критериев интерактивной компетентности в пределах малых групп стабильного и временного типа.

Инструкция. По пятибалльной системе оцените особенности межличностного взаимодействия в вашей группе:

5 — всегда;

4 — почти всегда;

3 — трудно сказать;

2 — редко;

1 — никогда.

I.

· Я хорошо разбираюсь в людях.

· Многие делятся со мной своими секретами.

· Я хорошо знаю стороны моих друзей.

· Я хорошо знаю вкусы и привычки членов своей группы.

· Стремлюсь понять, что за человек рядом со мной.

II.

· Многие понимают меня с полуслова.

· Я легко нахожу общий язык с окружающими.

· Обычно я легко угадываю, в каком настроении мои друзья.

· Мои идеи положительно оцениваются окружающими.

· Стремлюсь к тому, чтобы другие всегда легко и быстро могли понять меня.

III.

· Я легко могу убедить в чем-то другого человека.

· Я часто руковожу работой моих друзей.

· Часто окружающие переходят на мою сторону.

· Я легко могу расположить к откровенности.

· Мои сверстники разделяют многие мои увлечения.

IV.

· В принятии решения я полагаюсь только на себя.

· Я дорожу не только ценностями группы, но и своим мнением и отношением к чему-либо.

· Я всегда делаю то, что соответствует моим убеждениям.

· В конфликте я всегда пытаюсь аргументировать свою позицию.

· Мои поступки мало зависят от мнения окружающих.

· Я почти никогда не отступаю от своих планов.

V.

· Я конфликтую с окружающими очень редко.

· При выработке отношения к кому-либо я учитываю мнение окружающих.

· Если окружающие не согласны со мной, я готов пересмотреть свою точку зрения.

· Мнение окружающих меня сверстников является для меня очень важным.

· Принимая важные решения, я всегда советуюсь со статусными людьми.

VI.

· Стараюсь точно и быстро выполнять различные задания.

· Переживаю свои промахи и ошибки, связанные с социальной деятельностью.

· Успех или неудачи моего класса волнуют меня не меньше, чем собственные достижения и успехи.

· Участие в социальной деятельности является для меня важным и необходимым.

· Я считаю, что достичь заметных результатов я могу только при взаимодействии с другими людьми.

Обработка и интерпретация результатов

Сначала подсчитывается количество баллов по каждой из шести шкал, а затем общий суммарный показатель.

О степени выраженности той или иной шкалы свидетельствуют следующие показатели:

20 баллов и более — высокая;

11-19 баллов — средняя;

10 и менее — низкая.

I. Взаимопознание.

II. Взаимопонимание.

III. Взаимовлияние.

IV. Социальная автономность.

V. Социальная адаптивность.

VI. Социальная активность.

Уровням коммуникативной интерактивности соответствуют следующие показатели:

144 балла и более — высокий;

126-143 балла — средний;

125 и менее — низкий.

I. Взаимопознание — степень адекватности оценки личностных особенностей партнеров по взаимодействию.

II. Взаимопонимание — уровень конфликтности в группе, выраженность общих интересов, умение понять точку зрения оппонента, другого человека.

III. Взаимовлияние — степень значимости мнения, поступков других представителей группы, самокоррекция, саморефлексия.

IV. Социальная автономность — значимость личностной позиции в совместных действиях и организации или участии в совместной деятельности.

V. Социальная адаптивность — благополучность взаимоотношений, удовлетворенность своим положением в группе, гибкость поведения, контактность внутри коллектива и внешним окружением.

VI. Социальная активность — направленность социальной ориентации, ведущие мотивы взаимодействия с окружающими, эффективность совместной деятельности.

Диагностика доминирующей перцептивной модальности

(С. Ефремцева)

Инструкция. Отвечайте на вопросы «согласен» или «не согласен». В опроснике обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы ответили «согласен».

Опросник

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4. Люблю ходить в сауну.

5. В автомашине цвет для меня имеет значение.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Внешнему виду придаю серьезное значение.

9. Мне нравится принимать массаж.

10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Люблю читать во время еды.

15. Люблю поговорить по телефону.

16. У меня есть склонность к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

18. После плохого дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

21. Легко отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.

27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.

30. Мне нелегко найти удобную обувь.

31. Люблю смотреть теле— и видеофильмы.

32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

34. Люблю слушать, когда говорят.

35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37. У меня неплохая стереоаппаратура.

38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.

39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядок.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.

43. Часто хожу на концерты.

44. Само пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия — это интересно.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

Наши рекомендации