Социально-перцептивная дифференциация малых групп

Назначение. Определение типов индивидуального восприятия реальных малых групп.

Инструкция. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, Б, В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно отражает вашу точку зрения. Помните, что плохих или хороших ответов в данной анкете нет. Букву вашего ответа (А., Б или В) занесите в лист ответов против соответствующего номера вопроса. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:
  А. Знает больше, чем я.
Б. Все вопросы стремится решать сообща.
В. Не отвлекает внимание преподавателя.
2. Лучшими преподавателями являются те, которые:
А. Имеют индивидуальный подход.
Б. Создают условия для помощи со стороны других.
В. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.
3. Я рад когда мои друзья:
  А. Знают больше, чем я, и могут мне помочь.
Б. Умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов.
В. Помогают другим, когда представится случай.
4. Больше всего мне не нравится, когда в группе:
А Некому помогать и есть у кого поучиться.
Б. Мне мешают при выполнении задачи.
В. Остальные слабее подготовлены, чем я.
5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А. Я могу получить помощь и поддержку от других.
Б. Мои усилия будут достаточно вознаграждены.
В. Есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.
6. Мне нравятся коллективы, в которых:
А. Каждый заинтересован в улучшении результатов всех.
Б. Каждый занят своим делом и не мешает другим.
В. Каждый человек может использовать других для решения своих задач.
7. Я не удовлетворен преподавателями, которые:
А. Создают дух соперничества на занятиях.
Б. Не занимаются увлеченно своей наукой.
В. Не создают условий напряжения и жесткого контроля.
8. Больше всего я удовлетворен жизнью, если:
А. Занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое.
Б. Общаюсь и отдыхаю.
В. Кому-то нужен и полезен.
9. Основная роль учебного заведения должна заключаться:
А. В воспитании гражданина и гармонично развитой личности.
Б. В подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности.
В. В подготовке к общению и совместной деятельности человека.
10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:
А. Предпочитаю не вмешиваться.
Б. Предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других.
В. Стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.
11. Я бы учился лучше, если бы преподаватель:
А. Имел ко мне индивидуальный подход.
Б. Создавал условия, при которых я мог бы получить помощь от других.
В. Создавал условия для успеха, условия свободы выбора.
12. Я пребываю в плохом состоянии, когда:
А. Не добиваюсь успеха в намеченном деле.
Б. Чувствую, что не нужен человеку, которого очень уважаю или люблю.
В. Тебе в трудную минуту не помогают те, на кого надеялся больше всего.
13. Больше всего я ценю:
А. Успех, в котором есть доля участия моих друзей или родных.
Б. Общий успех близких и дорогих мне людей, в котором есть и моя заслуга.
В. Свой собственный личный успех.
14. Я предпочитаю работать:
А. Вместе с товарищами.
Б. Самостоятельно.
В. С ведущими в данной области преподавателями и специалистами.
                 


Обработка и интерпретация результатов

Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются для каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывается в виде формулы:

ПИ + лП + мК,

где п, л, м, — количество набранных балов соответственно индивидуалистическому, прагматическому и коллективистическому типу восприятия.

Ключ

И П К И П К
10б 10в 10а
11а 11в 11б
12а 12б 12в
13в 13б 13а
14б 14а 14в

Индивидуалистический тип восприятия. Индивид относится к группе нейтрально, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении.

Прагматический тип восприятия. Индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь.

Коллективистический тип восприятия. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.

Наши рекомендации