Групповых особенностей и явлений
В научных и прикладных исследованиях изучению групповых особенностей и явлений отводится одно из центральных мест. В данной работе исследуемый аспект рассматривается в контексте подструктуры (блока) общих качеств малой группы (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышев), включающей следующие характеристики.
1. Интегрированность — мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом (отсутствие интегрированности — разобщенность, дезинтеграция — А. Н. Лутошкин, А. И. Папкин, А, В. Петровский, В. А. Петровский, А. А. Русалинова, А. С. Чернышев, В. В. Шпалинский).
2. Микроклимат — определяет самочувствие каждой, личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней (А. В. Лутошкин, А. А. Русалинова и др.).
3. Референтность — степень принятия членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей (Е. В. Щедрина).
4. Лидерство — степень ведущего активного влияния личностей — членов группы на группу в целом в плане осуществления групповых задач (Е. М. Зайцева).
5. Интрагрупповая активность — мера активизации группой составляющих ее личностей.
6. Интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы (А. И. Кузнецов, В. С. Агеев) в более широкой общности (например, класса на класс в школе, бригады на бригаду в цехе).
Все общие качества характеризуют степень, меру общей оценки группы как коллектива, они тесно связаны друг с другом, каждое из них раскрывается через подструктуры направленности и психологического единства малой группы.
В настоящей главе представлены методики фактически по всем качествам группы, за исключением лидерства, которое будет рассмотрено в одной из последних глав.
Исходя из концептуальных подходов, изложенных выше, мы сочли необходимым включить в эту часть работы диагностический инструментарий, направленный на изучение нтегративных особенностей малых групп:
· референтометрическое определение межличностных отношений;
· определение групповой сплоченности;
· изучение нормативных предпочтений в группе;
· выявление ценностно-ориентационного единства;
· диагностику интерактивной согласованности в малых группах.
· изучение психологического климата в малых группах (учебных, трудовых, спортивных);
· исследование межличностных конфликтов:
· ролевой конфликт;
· рациональность и конструктивность поведения в конфликте;
· глубина конфликта;
· уровень личностной агрессивности конфликтности;
· исследование групповой динамики;
· диагностика уровня развития малой группы;
· интегральная самооценка уровня развития группы.
4.1.2. Самооценка эмоционально-мотивационных ориентаций
в межгрупповом взаимодействии
(модифицированный вариант Н.П. Фетискина)
Назначение. Определение ориентаций и форм межгруппового взаимодействия, включая стратегии «сотрудничества — корпоративности» (соперничества), осуществляемых в полярных условиях групповой эмпатии и рефлексии.
Инструкция. Поведение групп людей в немалой степени схоже с поведением отдельного человека. Группы могут быть ориентированы либо на сотрудничество, либо на соперничество и корпоративные интересы, либо на сопереживание и помощь, либо на групповой эгоизм. Для оценки отношений своей группы к другим группам вашего учреждения необходимо определить ее типичное поведение по 14 полярным утверждениям, каждое из которых в левой части бланка ответов отражает формы группового поведения, ориентированного на сотрудничество, понимание интересов и состояния других групп (обозначено знаком «+»). В правой части бланка ответов расположены утверждения противоположного типа (обозначены знаком «-»).
Степень выраженности того или иного утверждения, свойственного вашей группе, определяется по 4-балльной системе:
3 — это свойство в нашей группе проявляется всегда;
2 — это свойство проявляется в большинстве случаев;
1 — это свойство проявляется иногда;
0 — в группе не проявляется четко ни сотрудничество, ни соперничество.
Бланк ответов
Утверждения | Знак и балл вашего ответа | Утверждения | |
Группа демонстрирует доброжелательность по отношению к другой группе (группам). | Группа демонстрирует недоброжелательность по отношению к другой группе (группам). | ||
Даже в пылу межгрупповой дискуссии группа, отстаивая свою позицию, не превращает «борьбу идей в борьбу людей». | В разгар межгрупповой дискуссии члены группы психологически «давят» на оппонентов, оскорбляют их. | ||
В общении с другими группами группа старается создать атмосферу товарищества, ведет себя как равный партнер. | В общении с другими группами стремится утвердить свое превосходство и не дорожит товариществом. | ||
Группа действует в ущерб некоторым своим интересам, чтобы предотвратить (урегулировать) конфликты с другими группами. | Группа не поступается своими интересами даже в условиях назревающего или уже существующего конфликта. | ||
Группа помогает другим группам, если они просят об этом. | Группа отказывается помогать другим группам, даже если они просят об этом. | ||
Группа охотно делится с другими группами своими идеями, опытом и т. д. | Группа не делится с другими группами своими идеями, опытом и т. д. | ||
Группа сочувствует неудаче другой группы. | Группа с насмешкой относится к неудаче другой группы. | ||
Группа осуждает и пресекает действия своих членов, которые ущемляют достоинство представителей других групп или нечестно поступают по отношению к ним. | Группа не осуждает и не пресекает действия своих членов, которые ущемляют достоинство представителей других групп или нечестно поступают по отношению к ним. | ||
Группа высказывает удовлетворение от соревнования с другими группами, даже если успех не сопутствовал ей. | Группа высказывает недовольство, если соревнование с другими группами не принесло ей успеха. | ||
Критические замечания извне в адрес группы воспринимаются ею доброжелательно, группа стремится осмыслить и исправить свои недостатки. | Критические замечания извне воспринимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, групповое упрямство. | ||
Группа отказывается от достижения намеченной цели, если это может привести к обострению отношений с другой группой. | Группа не отказывается от достижения намеченной цели, даже если это может привести к обострению отношений с другой группой (группами). | ||
Группа высказывает благодарность другим группам публично. | Группа высказывает публичные претензии другим группам. | ||
В напряженных ситуациях межгруппового взаимодействия члены группы ведет себя корректно, сдержанно по отношению к другой группе. | В напряженных ситуациях межгруппового взаимодействия члены группы проявляют несдержанность, грубость по отношению к другой группе. | ||
При неудаче в межгрупповом соревновании группа ищет ее причины в собственных ошибках. | При неудаче в межгрупповом соревновании группа ищет ее причины в действиях соперников. |