Диагностика уровня невербальной креативности
Инструкция.Вам предлагают выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения и фантазии. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное и хорошо бы такое, до которого далеко не каждый додумается. Перед вами 10 незаконченных фигур. Если вы добавите к ним дополнительные линии или штрихи, получаются интересные предметы или даже сюжетные картинки. Придумайте название для вашего рисунка и напишите его под ним. Время выполнения — 15 мин. Поэтому работайте быстро.
При проведении результатов тестирования используются критерии, приведенные в таблице 1.
Количество баллов, полученное обследуемым, является одним из показателей креативности, способности выдвигать идеи, отличающие от очевидных. Оригинальность решений означает способность избегать легких и очевидных ответов. Максимальное количество возможных баллов — 20.
В таблице 2 приведены критерии для выводов, полученных при обследовании на выборке из 500 человек.
| |||||
Таблица 1
Критерии, используемые при проведении результатов тестирования
Фигура | Количество баллов | Вид рисунка |
Абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица, чайка. | ||
Брови, глаза, волна, море, морда животного, облако туча, сердце, сова, цветок, яблоко, человек, собака. | ||
Все остальные менее стандартные и оригинальные рисунки. | ||
Абстрактный узор, дерево, рогатка, цветок. | ||
Буква, дом, символ, указатель, след ноги птицы, цифра, человек. | ||
Все остальные более оригинальные рисунки. | ||
Абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человека, лодка, корабль, люди, фрукты. | ||
Ветер, облако, дождь, шарики, детали дерева, дорога, мост, качели, морда животного, колеса, лук и стрелы, рыба, станки, цветы. | ||
Все остальные более оригинальные рисунки. | ||
Абстрактный узор, волна, море, змея, хвост, вопросительный знак. | ||
Кошка, кресло, стул, ложка, мышь, гусеница, червяк, очки, ракушка, гусь, лебедь, цветок, трубка для курения | ||
Все остальные более оригинальные рисунки. | ||
Абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, лодка, корабль, лицо человека, зонт. | ||
Водоем, озеро, гриб, губы, подбородок, таз, лимон, яблоко, лук и стрелы, овраг, яма, рыба, яйцо. | ||
Все остальные более оригинальные рисунки. | ||
Абстрактный узор, лестница, ступени, лицо человека. | ||
Гора, скала, ваза, ель, кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек, цветок. | ||
Все остальные более оригинальные рисунки. | ||
Абстрактный узор, машина, ключ, серп. | ||
Гриб, черпак, ковш, линза, лицо человека, молоток, очки, самокат, серп и молот, теннисная ракетка. | ||
Все остальные более оригинальные рисунки. | ||
Абстрактный узор, девочка, женщина, глаза и тело человека. | ||
Буква, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, цветок, щит. | ||
Все остальные более оригинальные рисунки. | ||
Абстрактный узор, холм, горы, буква, уши животного. | ||
Верблюд, волк, кошка, лиса, лицо человека, собака, человек, фигура. | ||
Все остальные более оригинальные рисунки. | ||
Абстрактный узор, гусь, утка, дерево, лицо человека, лиса. | ||
Буратино, девочка, птица, цифра, человек, фигура. | ||
Все остальные более оригинальные рисунки. |
Таблица 2
Показатели нормы креативности для разных возрастных групп
Группа | Норма креативности в баллах | Средней показатель нормы |
Учащиеся 4-8-х классов | 5-13 | 9,6 |
Учащиеся 9-11-х классов | 7-14 | 10,6 |
Студенты и взрослые | 6-14 | 10,55 |
Баллы ниже нормы свидетельствуют о низком уровне креативности, выше — о высоком.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1994.
2. Болотова А.К., Маркова И.В. Прикладная психология. — М., 2001.
3. Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности. — М., 1995.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб. 2000.
5. Козлов В.В. Психологический практикум для студентов по специальности «Социальная работа» — Ярославль, 1999.
6. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. — Л., 1997.
7. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп / Сб. научных трудов под ред. А.Л. Журавлева, Е.В. Журавлевой. — М., 1995.
8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. — Самара, 1998.
9. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. — М., 2000.
10. Романова Е.С., Усанова О.Н. , Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. — М., 1990.
11. Социальная психология личности. Учебное пособие / Под ред. В.А. Лабунской. — М., 2000.
12. Фетискин Н.П. , Миронова Т.И. Социально-психологическая диагностика личности и группы. — М. — Кострома, 2001.
Глава II