Личности и групповой композиции

Социально-психологический контекст изучения личности — в отличие от общепсихологического — основан на изучении тех свойств, особенностей и качеств личности, которые по своей природе являются социально-психологическими, то есть формируются в процессе отношений между людьми, проявляются в них и, как справедливо отмечает В.А. Лабунская, оказывают влияние на возникновение новых отношений и определенных типов взаимодействия.

Поэтому в данной и последующих главах отсутствует психодиагностический инструментарий, связанный с изучением познавательных процессов, а также индивидных эмоционально-волевых особенностей личности в «чистом» виде.

В первом разделе главы I социально-психологическая специфика диагностики личности направлена на выявление структуры социальных и жизненных ценностей личности (терминальных и инструментальных), ролевых позиций в межличностных отношениях, интерактивной личностной направленности, социальной зрелости и социальной комфортности. Диагностический материал первого раздела содержит методики, которые прошли отечественную апробацию и в последнее десятилетие широко используются в практической деятельности психологов.

Второй раздел главы I посвящен изучению индивидуально-психологических особенностей, определяющих доминирующую социально-психологическую и деятельностную направленность группы и составляющих ее структурную композицию.

В реальных условиях жизнедеятельность личности чаще всего осуществляется в группах (классе, студенческой группе, бригаде, отделе, фирме и т. п.). Следовательно, индивидуально-психологические особенности не могут не влиять на определенные аспекты групповой деятельности. Однако, как отмечает В.С. Мерлин, в «современной психологии существует, с одной стороны, тенденция некоторых психологов исследовать личность отдельно от коллектива, в котором она живет и формируется, а с другой стороны — тенденция специалистов, изучающих коллектив забывать о том, что он состоит из конкретных личностей, имеющих свои индивидуальные особенности. Подобного подхода придерживается целый ряд авторов (А.Г. Ковалев, Л.И. Уманский, Р.С. Немов и др.).

В наших исследованиях данная концепция нашла подтверждение на примере обучения иностранному языку в экстравертированных и интроветированных группах (Н.П. Фетискин, И.А. Жаркова). Так, эффективность обучения в значительной мере обусловливалась спецификой монотипности социально-психологических особенностей в исследуемых группах, то есть чем выше была идентичность групповой композиции по параметру «экстраверсия-интроверсия», тем выше были показатели психологического климата и личностной самореализации обучаемых (Жаркова И.А., 2001).

В связи с этим психодиагностический инструментарий, представленный во втором разделе главы I, включает методики, ориентированные на изучение композиционной монотипности малых групп по следующим признакам: коммуникативно-психодинамическому уровню самооценки, эмоционально-волевому и креативному. Последние критерии в должной мере отражают психологическое единство группы — эмоциональное, волевое и интеллектуальное (Л.И. Уманский).

Следует отметить, что представленные в данном разделе исследовательские методики не охватывают всю палитру имеющихся диагностических средств и носят экспериментально-поисковый характер.

Экспресс-диагностика социальных ценностей личности

Назначение. Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений и может быть полезна как при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и аттестации кадров.

Инструкция. Ниже предлагается 16 утверждений. Оцените для себя значимость каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно) 20, 30, 40 ... 100 (очень важно).

Опросник

1. Увлекательная работа, которая доставляет вам удовольствие.

2. Высокооплачиваемая работа.

3. Удачная женитьба или замужество.

4. Знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия.

5. Вовлечение в общественную деятельность.

6. Ваша религия.

7. Спортивные упражнения.

8. Интеллектуальное развитие.

9. Карьера.

10. Красивые машины, одежда, дом и т. д.

11. Времяпрепровождение в кругу семьи.

12. Несколько близких друзей.

13. Работа на добровольных началах в некоммерческих организациях.

14. Медитация, размышления, молитвы и т. д.

15. Здоровая сбалансированная диета.

16. Чтение образовательной литературы, просмотр образовательных передач, самосовершенствование и т. п.

Наши рекомендации