Исследование спортивной направленности, тревожности и уровня притязаний

Исследование спортивной направленности, тревожности и уровня притязаний

Экспериментальная методика Ю.Ю. Палайма[11][12]

Все хоккеисты по своему индивидуальны, а соответственно, и мотивы деятельности у каждого свои. Экспериментальная методика Ю.Ю. Палайма направлена на определение преимущественной мотивации к защите интересов команды и собственному успеху. Суть методики заключается в том, что игрокам предстоит выполнить одно и то же тренировочное задание несколько раз. Вначале всех игроков делят на несколько команд, задача каждого игрока соревноваться за победу для своей группы. При повторном выполнении задания каждый хоккеист уже действует сам за себя. Полученные показатели сравниваются.

Условия эффективной тренировки Б.Дж. Кретти[13][14][15]

Задача спортсмена — оценить по 10-балльной шкале различные условия, представленные в анкете, которые повышают эффективность его тренировочной деятельности. Данная методика может оказать тренеру помощь в ситуации, когда поддерживать мотивацию игроков на фоне монотонности тренировочного процесса становится всё сложнее.

Опросник Спилбергера[16]

Опросник, состоящий из 20 вопросов, позволяет оценить уровень личностной тревожности. Данное состояние часто является помехой для молодых хоккеистов. Выявление тревожности у спортсменов даёт возможность тренеру помочь своим подопечным раскрепоститься и показывать игру такого уровня, на который они действительно способны. Пройти данный тест можно по ссылке: http://psylist.net/praktikum/istre.htm.

Тест Дж. Тейлор[17]

Аналогичен по своей сути предыдущему, только насчитывает большее количество вопросов. Пройти тест можно на портале: http://www.lovebody.ru/cp25/ts4/LoveBodv.html.

Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе[18]

Данная методика нацелена на исследование уровня трудностей, которые готов преодолеть испытуемый, для достижения целей. Для этого предлагается выполнить ряд заданий, нанесённых на специальные карточки с постепенно возрастающей сложностью. Тест представлен на интернет-сайте: http://psvlist.net/praktikum/37.htm.

Оценка типологических свойств и особенностей темперамента

Представленные ниже опросники направлены на оценку силы, подвижности нервных процессов[19] и направленности личности в глубину своих личных переживаний и вовне.

Опросник Г. Айзенка[20]

Тест позволяет оценить интроверсию, экстраверсиию и нейротизм. Задача спортсмена — отвечать «да» или «нет» на 57 последовательных вопросов. Тест представлен на: http://psycabi.net/testy/369-lichnostnyi-oprosnik-g-ajzenka-test-na-temperament-epi-diagnostika-samootsenki-po-aizenku-metodika-opredeleniva-temperamenta.

Бланковый тест ЧХТ[21]

Данная методика схожа с предыдущей. Однако здесь присутствует большее количество вопросов, выделенных по разделам. По итогам тестирования можно получить оценку типологических особенностей, уровня притязаний, эмоциональной реактивности и невротичности спортсмена. Методика представлена на сайте: http://psvlist.net/praktikum/00461.htm.

Проективные методики

В основе проективных методик лежит идея проявления испытуемым при анализе каких-либо событий и ситуаций своего отношения к ним, что проективно отражает его личные черты и даже обычно скрываемые мотивы.

Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга[29]

Фрустрация — психическое состояние, возникающие в ситуациях несоответствия желаний имеющимся возможностям[30]. Данный тест позволяет выявить преимущественную направленность и тип реакций обследуемого на типичные ситуации. Для этого испытуемому дается 24 картинки с изображением персонажей в ситуации фрустрации. В левой части каждой из них изображен персонаж, произносящий слова, которые описывают данную ситуацию. Над персонажем справа имеется пустая область для ответа испытуемого.

Каждый ответ анализируется по типу и направленности реакции. Из комбинаций 6 категорий возможно получение 9 факторов оценки.

«По направленности выделяются:

· экстрапунитивные Е — реакция субъекта направлена на живое и неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирую-щей ситуации, иногда разрешение ситуации требуется от другого лица;

· интрапунитивные I — реакция направлена субъектом на самого себя, с принятием вины, ответственности за исправление возникшей ситуации. Фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Обследуемый использует фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя;

· импунитивные М — фрустрация рассматривается как нечто неизбежное, малозначимое или как то, что может быть исправлено, стоит только подумать и подождать, т.е. поддающееся текущей коррекции. Обвинение самого себя и окружающих отсутствует.

По типу реакции подразделяются на:

· самозащитные ED — с фиксацией на защиту самого себя;

· препятственно-упорствующие OD — с фиксацией на препятствие;

· необходимо-упорствующие NF — с фиксацией на удовлетворение потребностей»[6].

Затем, сравнивая результаты конкретного обследуемого с ключом, высчитывается «степень социальной адаптации». «Было предположено, что определенная социальная общность людей в некоторых ситуациях действует одинаково и характеризуется усредненным «профилем». Путём частотного анализа ответов одинаковых реакций на ту или иную рисуночную ситуацию (при совпадении у обследуемой группы более 40%) она признаётся значимой и включается в показатель групповой конформности, который позволяет судить о степени социальной адаптации»[6]. Пройти тест можно по ссылке: http://vsetesti.ru/4Q0/.

Таблица 2. Бланк ответов

Важность Аспекты деятельности Реальное положение дел
1. Привлекательность содержания
2. Увлекательность процесса
3. Высокие результаты
4. Высокая общественная значимость
5. Хорошая организация труда
6. Удачное местоположение работы
7. Хорошая материальная база
8. Хорошие санитарно-гигиенические условия
9. Хорошие отношения с коллегами
10. Хорошие отношения с подопечными
11. Хорошие отношения с руководством
12. Высокая престижность
13. Высокий личный профессиональный статус
14. Хорошие перспективы карьерного роста
15. Высокая профессиональная подготовка
16. Высокий уровень профессионализма
17. Соответствие профессии характеру
18. Большие возможности для самосовершенствования
19. Большие возможности для проявления творчества
20. Большие возможности для широкого общения
21. Высокие материальные доходы от профессии
22. Большие профессиональные льготы и привилегии

Психогеометрический тест С. Деллингер[33]

С точностью до 85% данная методика позволяет мгновенно определять тип личности и давать подробную характеристику особенностей поведения индивида в страндартных ситуациях. Для этого испытуемому даются изображенные на бумаге пять геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг и зигзаг). Задача проранжировать фигуры по степени их привлекательности. Причем на первое место необходимо поставить ту фигуру, с которой обследуемый себя наибольшим образом отожествляет. Она позволить определить характерные черты личности и особенности поведения данного индивида. Фигура, поставленная на последнее место, будет характеризовать тип личностей, взаимодействие с которыми вызывает наибольшие трудности. Методика представлена на портале: http://testoteka.narod.rU/pm/l/16.html.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Цветовой тест Люшера

Тест Люшера основан на гипотезе, что предпочтение цвета связано с настроением, функциональным состоянием испытуемого, а также направленностью на определенную деятельность. Так, при смене настроения предпочтение отдаётся обычно другим цветам.

По Люшеру характеристика цветов состоит из 4 основных и 4 дополнительных.

«Основные цвета:

1. синий (символизирует спокойствие, удовлетворенность);

2. зеленый (чувство уверенности, настойчивости, иногда упрямство);

3. оранжево-красный (символизирует силу волевого усилия, агрессивности, наступательные тенденции, возбуждение);

4. светло-желтый (активность, стремление к общению, экспансивность, веселость).

При свободе от конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета — 5) фиолетовый, 6) коричневый, 7) черный, 8) серый — символизируют негативные тенденции, тревожность, стресс, переживание страха, огорчения и т.п. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям»[6].

Суть методики в том, что испытуемый должен выбрать цвета в нисходящем порядке предпочтения: от наиболее привлекательного к наименее симпатичному. На основе этого формируется 8 позиций:

1 и 2 характеризуют явное предпочтение;

3 и 4 — предпочтение цвета;

5 и 6 — безразличие к цвету;

7 и 8 — антипатия.

Также Люшер составил примерную характеристику приведенных выше позиций:

1- я позиция — отражает способ и средства достижения цели (например, выбор оранжево-красного цвета говорит о намерении действовать в агрессивной манере);

2- я позиция — цель, к которой стремится испытуемый;

3 и 4-я позиции — внутреннее ощущение текущей ситуации;

5 и 6-я позиции — испытуемый не связывает свои мотивы и состояние с данными цветами;

7 и 8-я позиции — желание подавить потребности, мотивы, настроение, отражаемые данными цветами.

Интерпретация результатов данного теста вручную весьма сложна, благо в сети Интернет есть много порталов, где это производится автоматически. К примеру, пройти данный тест можно на: http://psytests.org/luscher/fullcolor-run.html.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОШИБОК ПРИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Пропагандируя широкое применение методов психодиагностики в профессиональном хоккее и разрабатывая дальнейшие пути их совершенствования, следует быть осторожным при их интерпретации и исключать слишком категоричные заключения.

Вызывать ошибки может целый ряд факторов. Наиболее распространёнными являются[6]:

· отсутствие стандартизации при проведении исследования;

· неисправности в работе приборов, типографические огрехи в бланках;

· случайные причины (поломка карандаша или ручки, различия в освещении, отвлечение в ключевом моменте и т.п.)

· наличие у испытуемого сведений о предстоящем тесте и наиболее эффективных путях его прохождения;

· невнимательность испытуемых при инструктировании;

· состояние испытуемого (перенесённое заболевание, физические или психические перегрузки, предшествующая ссора или конфликт с кем-либо и т.д.);

· негативное или чрезмерно ответственное отношение к тестированию. Необходимо отметить, что даже глубокие знания различных методик психодиагностики не дают права делать категорические заключения — как минимум, для этого необходимы ещё опыт и фундаментальные знания в области психологии.

Заключение

Чрезвычайно важно понимать, что ни один вид подготовки не осуществляется без участия психологии. Соответственно, успешность физической, технической, тактической подготовленности в большой мере зависит от знаний и навыков тренера в области психологии. Необходимый объём разносторонней информации, получаемой в ходе психодиагностических исследований, способствует индивидуализации и повышению эффективности педагогических и тренировочных воздействий на игроков команды, повышает точность прогнозирования и объективность оценки готовности к матчам, позволяет создавать психологический климат в коллективе, а также предупреждать конфликтные ситуации.

Источники

1. Занковец, В.Э. Проблема оптимизации обратной связи в профессиональном хоккее (по результатам анкетирования специалистов) / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Наука. Образование. Личность: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. — Ставрополь: Логос. — 2015. — С. 46-49.

2. Занковец, В.Э. Тестирование как элемент процесса управления подготовкой хоккеистов высокой квалификации (по результатам опроса специалистов) / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XLIV Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС. — 2015. — С. 246 — 250.

3. Годик, М.А. Спортивная метрология. Учебник для институтов физ. культ / М.А.Годик. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с., ил.

4. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте: методическое пособие / Ф.В. Сопов. — М., 2010. — 116 с.

5. Марищук, В.Л. Назначение и применение психодиагностических методик // Марищук В.Л., Блудов Ю.М. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение. — 1982. — С. 8-16.

6. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — 353 с.

7. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. — 384 с: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»),

8. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. Пособиедля студентов пед. Ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1990. — 256 с.

9. Всё для студента [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.twirpx.com. — Дата доступа: 03.09.2015.

10. ООО «Нейрософт» — Медицинское диагностическое оборудование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.neurosoft.ru/rus/product/ns-psychotest-2010-l/index. aspx. —Дата доступа: 03.09.2015.

11. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 36—38

12. Палайма, ЮЮ. Опыт исследования относительной силы мотива и формирования соревновательной установки у спортсмена / Ю.Ю. Палайма // Психология и современный спорт. — М.: ФиС. — 1973.

13. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. стр. 41-45.

14. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. — СПб: Питер, 2012. — 352 с. стр. 338

15. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. — М.: ФиС. — 1978, —224 с.

16. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 45-46

17. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 46-48

18. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 48-50

19. Вяткин, Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б.А. Вяткин. — М.: ФиС, 1978.

20. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 58—60

21. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 60-67

22. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 74—76

23. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 76—78

24. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 78—80

25. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 80-83

26. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 83-85

27. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 86—97

28. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 98—131

29. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 139-159.

30. Фрустрация / Wikipedia — Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wikiM>pycTpapnK. —Дата доступа: 05.09.2015.

31. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 159-166.

32. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 166-168.

33. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 168-173.

34. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 207-208.

35. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л Ханин. — М.: ФиС, 1980. — 208 с.

36. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 208-209.

37. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 209—211.

38. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 217—220.

39. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский. — М.: Барах-М, 2011. — 672 с.

40. Psytests.org — Психологические тесты онлайн [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psytests.org/test.html. —Дата доступа: 06.09.2015.

41. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 220—226.

42. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 227

43. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 227-230

44. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 232—233.

45. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 236-237.

46. Практические занятия по психологии / под ред. А.Ц. Пуни. — М.: ФиС. — 1977. — С. 11-19.

47. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 305-306.

48. Психологические тесты для профессионалов / авт. сост. Н.Ф. Гребень. — Минск: Соврем, шк., 2007. — 496 с.

49. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 306-308.

50. Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.

51. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 311-312.

52. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 312-313.

53. Занковец, В.Э. Хочешь закончить с хоккеем — убей своё тело / В.Э.Занковец. — Минск: А.Н.Вараксин, 2014. — 160 с.

54. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 327-329.

55. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 331-333.

56. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 333—334.

Исследование спортивной направленности, тревожности и уровня притязаний

Экспериментальная методика Ю.Ю. Палайма[11][12]

Все хоккеисты по своему индивидуальны, а соответственно, и мотивы деятельности у каждого свои. Экспериментальная методика Ю.Ю. Палайма направлена на определение преимущественной мотивации к защите интересов команды и собственному успеху. Суть методики заключается в том, что игрокам предстоит выполнить одно и то же тренировочное задание несколько раз. Вначале всех игроков делят на несколько команд, задача каждого игрока соревноваться за победу для своей группы. При повторном выполнении задания каждый хоккеист уже действует сам за себя. Полученные показатели сравниваются.

Условия эффективной тренировки Б.Дж. Кретти[13][14][15]

Задача спортсмена — оценить по 10-балльной шкале различные условия, представленные в анкете, которые повышают эффективность его тренировочной деятельности. Данная методика может оказать тренеру помощь в ситуации, когда поддерживать мотивацию игроков на фоне монотонности тренировочного процесса становится всё сложнее.

Опросник Спилбергера[16]

Опросник, состоящий из 20 вопросов, позволяет оценить уровень личностной тревожности. Данное состояние часто является помехой для молодых хоккеистов. Выявление тревожности у спортсменов даёт возможность тренеру помочь своим подопечным раскрепоститься и показывать игру такого уровня, на который они действительно способны. Пройти данный тест можно по ссылке: http://psylist.net/praktikum/istre.htm.

Тест Дж. Тейлор[17]

Аналогичен по своей сути предыдущему, только насчитывает большее количество вопросов. Пройти тест можно на портале: http://www.lovebody.ru/cp25/ts4/LoveBodv.html.

Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе[18]

Данная методика нацелена на исследование уровня трудностей, которые готов преодолеть испытуемый, для достижения целей. Для этого предлагается выполнить ряд заданий, нанесённых на специальные карточки с постепенно возрастающей сложностью. Тест представлен на интернет-сайте: http://psvlist.net/praktikum/37.htm.

Наши рекомендации