Понятия и виды психологической помощи

Понятия и виды психологической помощи

Психологическая помощь – это комплекс мероприятий направленный на содействие гражданских предупреждений разрешения психологических проблем, преодолевать последствий кризисных ситуаций, в их числе оптимизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем , преодоление последствий кризисных ситуаций и создание условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способов, средствах предупреждениях и разрешениях на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

Виды психологической помощи:Психологическое консультирование;Психологическая коррекция;Психологическая профилактика;Психологическое просвещение;Психодиагностика.

Понятие терапевтической психологии ввели БРЕМЕР,ШОСТРОМ

Гулина-под психологической консультацией понимает ориентированный на научный процесс имеющий место между двумя людьми, когда профессионально компетентны в области релевантных психол.знаний и навыков, консультант стремиться способствовать клиенту с помощью соответствующих его (клиента) актуальным нуждам методов и внутри контекстов его (клиента) общеличностной программы, узнать больше о себе самой, научиться связывать эти знания, с более реалистически определенными целями так, чтобы клиент мог стать более счастливым и более продуктивным членом своего общества.

В отличии от этого, психотерапия часто определяется как, имеющее дело с преувеличением, чем с научением, и проходящее как на сознательном, так и бессознательном уровне.

Основными целями психотерапии является: помощь клиенту в осуществлении перцептивной реорганизации, в интеграции последовательных инсайтов в его структуру личности; к выработке его индивидуальных методов сосуществования с собственными глубинными чувствами.

Актуальные психологические защиты в ходе психотерапии обычно модифицируются в том направлении, чтобы достичь переадаптации.

Именно поэтому так часто подчеркивается глубина эмоц.увлеченности личности клиента в процесс психотерапии в отличие от процесса консультирования.

Основной нормативный документ определяющий название «психотерапия» -- Страдбурская декларация от 21 октября 1990г.

Психотерапия является особой дисциплиной из гуманитарных наук, занятие которой представляют собой независимую профессию.

Образование в области одного из психотерап.методов должно осуществляется интегрально и оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизера.

Одновременно приобретается тер.представление о других методах.

Доступ к такому образованию возможен при предварительной подготовке в области гуманитарных и общественных наук.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА

· Что было нового для клиента выяснить

· Уточнить если это ни первая консультация, изменилось ли в жизни что-нибудь после встречи

· Выяснить что именно клиент собирается делать сегодня, завтра, что реализовать полученное в ходе консультирования

· Выяснить на повторных встречах, что сделал клиент из намеченной программы и поддержать его в тех областях, где наблюдаются позитивные изменения

Психологический тест

В. П. Захаров и Н. Ю. Хрящева для развития компетентности в общении определяют в качестве необходимости решение следующих задач :

1. Приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения.

2. Приобретение умений и навыков общения.

3. Коррекция, формирование и развитие установок, обеспечивающих успешность общения.

4. Развитие способности к адекватной оценке себя и других людей.

5. Развитие системы отношений личности.

Типы тренинговых групп:

1. «Я — Я» — группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост участников; главные источники преобразований — внутриличностные.

2. «Я — Другие» — группы, направленные на изменения в межличностных отношениях и исследование процессов межличностного влияния и взаимодействия в зависимости от используемых способов.

3. «Я — Группа» — группы, направленные на исследование особенностей и стилей взаимодействия личности и группы как социальной общности и развитие эффективности этого взаимодействия.

4. «Я — Организация» — группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях.

5. «Я — профессия» — группы, ориентированные на субъектов конкретной профессиональной деятельности.

Два автора, Лафт Джозеф и Гарри Инграм , создали широко описанную в литературе схему под названием «Окошко Джогарри», которая иллюстрирует процессы самопознания и самораскрытия в тренинговой группе.

другие Я
Знаю о себе Не знаю о себе
Знают обо мне Открытая область Слепая область
Не знают обо мне Скрытая область Неизвестная область

Открытая область (1) содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим.

Слепая область (2) состоит из того, что человек сам не замечает, а другие считают неуместным говорить об этом (отталкивающая манера поведения, повышенная агрессивность, навязчивость и

другие особенности поведения).

Скрытая область (3) содержит то, что осознает субъект, но не знают другие (сфера нерешенных проблем, неблаговидных поступков, интимных моментов в жизни).

Неизвестная область (4) — это то, что находится за пределами сознания и самого индивида и окружающих.

совокупность всех внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, протекающих в процессе жизнедеятельности группы, в социальной психологии объединяется под термином «групповая динамика» . К групповой динамике в тренинговой группе относят все процессы развития (движения) группы во времени, обусловленные взаимодействием и взаимоотношениями ее членов. В качестве основных процессов групповой динамики в тренинговых группах выделяются: фазы развития группы; групповые роли и феномен лидерства; групповая сплоченность и напряженность; групповое давление и конформность; процессы нормообразования; процессы принятия групповых решений и др.

фазы развития тренинговых групп:

1. Фаза ориентации и зависимости. Участники ориентируются в ситуации, присматриваются друг к другу и к ведущему. В этот период группа более ориентирована на ведущего и сильно зависима от него. Время существования группы на этой фазе во многом зависит от категории участников и стиля ведения ведущего. Результат прохождения группой данной фазы развития так или иначе проявляется на степени выраженности следующей фазы.

2. Фаза «притирки» и конфликта. Участники распределяют между собой и обживают социальные ниши в группе. Фаза сопровождается повышенной враждебностью и напряженностью в группе. Конструктивная помощь участников друг другу еще отсутствует или слабо выражена.

3. Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности. Развитие группы достигло данной фазы, если у участников возникло чувство принадлежности к ней, выработались общие ценности,

появилось доверие, искренность в выражении чувств и осознание общего «МЫ». Именно на данном этапе группа приобретает терапевтическую способность и способность обеспечить развитие личности.

4. Фаза завершения (умирания) группы. После полного выполнения поставленной задачи, в случае решения в ходе занятия всех вопросов, интересующих группу, она заканчивает свое существование как социальная структура.

С. И. Макшанов 1 разделяет принципы тренинга на несколько групп:организационные; принципы; принципы создания среды тренинга; принципы поведения участников; этические. принципы.

Организационные принципы определяют особенности подготовки и проведения тренинга и включают:

· Принцип комплектования группы тренинга учитывает такие характеристики, как возраст, пол, профессиональную принадлежность, уровень должностной иерархии, а также неко?

· торые психические свойства личности.

· Принцип физической закрытости — тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала и до конца тренинга. После начала работы группы новые участники в нее не включаются. Пропустившие несколько занятий включаются в дальнейшую работу только с согласия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать пропустившему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.

· Принцип пространственно-временной организации тренинга определяет временные и пространственные характеристики группы.

Принципы создания среды тренинга включают:

· Принцип системной детерминации — воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы.

· Принцип реалистичности — создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников.Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реальной (в значимых переменных), тем меньше вероятность переноса полученных изменений в реальную жизнь.

· Принцип избыточности — создание возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга (предоставление участникам информации, проведение тренинговых процедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержательным продвижением.

выделяются следующие принципы поведения участников:

· Принцип моделирования. В тренинге моделируются различные ситуации, в которых участники демонстрируют негативные и позитивные формы поведения.

· Принцип активности предполагает включение в активную работу всех участников тренинга. Результативность тренинга для каждого участника во многом определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры.

· Принцип искренности. Подразумевается, что, с одной стороны, каждый участник вправе сам определять меру своей искренности и если он не готов говорить или действовать, то

имеет право сказать «нет». Но, с другой стороны, если уж он решил сообщать сведения, то они должны быть достоверные, и если он решил выразить свои мысли или чувства, то это

следует делать искренне.

· Принцип «здесь и теперь». Данный принцип предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе. Тенденция к отвлечению в иные области, даже если они и очень интересны, часто бывает вызвана проявлением реакции «ухода» (избегания) от имеющихся проблем и затруднений.

· Принцип доверительности. Данный принцип ориентирует на уважительное отношение участников друг к другу. Общение и взаимодействие каждого участника в ходе тренинга должны строиться с учетом интересов, ценностей, чувств и переживаний других.

· Принцип исследовательской (творческой) позиции. В тренинговой группе создается креативная среда, стимулирующая участников к самоанализу, поиску вариантов решения проблем, исследованию особенностей и закономерностей межличностного взаимодействия и познанию других участников.

· Принцип объективации (осознания) поведения. Принцип объективации предполагает перевод поведения участников с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный.

К этическим принципам относятся:

· Принцип конфиденциальности. Он подразумевает, что информация о происходящем в тренинговой группе, касающаяся любого из ее участников, не должна выноситься и обсуждаться с кем бы то ни было за пределами группы.

· Принцип ненанесения ущерба. Соблюдение данного принципа предотвращает возможный ущерб со стороны ведущего или участников тренинга.

· Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию. Данный принцип подразумевает последовательность ведущего в реализации целей, заявленных в начале тренинга.

Понятия и виды психологической помощи

Психологическая помощь – это комплекс мероприятий направленный на содействие гражданских предупреждений разрешения психологических проблем, преодолевать последствий кризисных ситуаций, в их числе оптимизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем , преодоление последствий кризисных ситуаций и создание условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способов, средствах предупреждениях и разрешениях на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

Виды психологической помощи:Психологическое консультирование;Психологическая коррекция;Психологическая профилактика;Психологическое просвещение;Психодиагностика.

Понятие терапевтической психологии ввели БРЕМЕР,ШОСТРОМ

Гулина-под психологической консультацией понимает ориентированный на научный процесс имеющий место между двумя людьми, когда профессионально компетентны в области релевантных психол.знаний и навыков, консультант стремиться способствовать клиенту с помощью соответствующих его (клиента) актуальным нуждам методов и внутри контекстов его (клиента) общеличностной программы, узнать больше о себе самой, научиться связывать эти знания, с более реалистически определенными целями так, чтобы клиент мог стать более счастливым и более продуктивным членом своего общества.

В отличии от этого, психотерапия часто определяется как, имеющее дело с преувеличением, чем с научением, и проходящее как на сознательном, так и бессознательном уровне.

Основными целями психотерапии является: помощь клиенту в осуществлении перцептивной реорганизации, в интеграции последовательных инсайтов в его структуру личности; к выработке его индивидуальных методов сосуществования с собственными глубинными чувствами.

Актуальные психологические защиты в ходе психотерапии обычно модифицируются в том направлении, чтобы достичь переадаптации.

Именно поэтому так часто подчеркивается глубина эмоц.увлеченности личности клиента в процесс психотерапии в отличие от процесса консультирования.

Основной нормативный документ определяющий название «психотерапия» -- Страдбурская декларация от 21 октября 1990г.

Психотерапия является особой дисциплиной из гуманитарных наук, занятие которой представляют собой независимую профессию.

Образование в области одного из психотерап.методов должно осуществляется интегрально и оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизера.

Одновременно приобретается тер.представление о других методах.

Доступ к такому образованию возможен при предварительной подготовке в области гуманитарных и общественных наук.

Наши рекомендации