Психические свойства личности. (темперамент, характер, способности)
5. Ощущение- психическое отражение св-в и состояний внешней среды, возн при непосредственном возд-и на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом вн или внеш стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия окружающей среды на рецепторы органа ощущения и затем ведёт к перцепции, или восприятию.
В советско-российской психологической школе принято считать «ощущение» и «чувство» синонимами, однако это не всегда верно для других психологических школ. Другой эквивалент термину «ощущения» — сенсорные процессы.
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естественное, чем видеть, слышать, чувствовать предмет.
Психология имеет вполне конкретное определение ощущений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней
Обоняние вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха.
Вкусовые - имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.
Осязание,- это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода.
Иногда под действием одного раздражителя, могут возникать ощущения, характерные для другого. Данное явление называется синестезией. Например, у ряда людей звуки музыки способны вызвать ощущение цвета. Напротив, сочетания красок у ряда людей порождают музыкальные ассоциации. Подобного рода явления нередко используются в современном искусстве.
\Восприятие – процесс приёма и переработки человеком различной информации,поступающеё в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.Объективизация – локализация образа в пространстве (характерный для восприятия процесс). Восприятие предполагает различные ощущения, протекает вместе сощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Свойства восприятия: 1)апперцепция – зависимость восприятия от псих. жизни человека, отособенностей его личности, от прошлого опыта. 2) целостность – в восприятиях всегда есть целостный образ. 3) константность – свойство восприятия, при котором мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д.4) структурность –восприятие – не просто сумма ощущений, а абстрагированная из этих ощущений обобщенная структура. 5) осмысленность – взаимосвязь мышления с воспр-ем.6) избирательность – преимущественное выделение одних объектов посравнению с другими. 7) подвижность и управляемость – образ может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной цели. Типы восприятий: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений, к определению основного смысла). 2) Аналитический ( стремление выделить и проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3)Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано и неорганизованно). Виды восприятий:1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные– по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные.Нарушение восприятий: гипестезия, галлюцинации (восприятие, возникшее безреального объекта), иллюзии (ошибочное восприятие реальных вещей или явлений –аффективные, вербальные, передолические).Сходство. Ощущение-начальные процессы обнаружения и кодирования энергии физического мира. Связанны с начальной стадией контакта организма с окружающей его средой. (свет,давление,тепло,хим.вещ-ва.)наши органы получают информацию и отправляют ее в мозг. В реализации участвуют нейронные единицы. Ощущение -непосредственные прямые контакты опред.рода. с их помощью мы получаем определенные сигналы ощущения. Восприятие отличается от ощущения тем, что это действие психологических процессов. Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами, только когда сможем назвать воспринимаемый образ), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия). Восприятие является результатом психологических процессов, в которых задействованы такие понятия, как смысл, взаимосвязи, контекст, субъективная оценка, предшествующий опыт индивидуума и память. Восприятие представляет собой результат упорядочения ощущений и их превращение в знания о предметах и событиях физического мира. В общем, ощущение и восприятие представляют собой взаимосвязанные и неразделимые процессы. Как правило, лишь в контролируемых лабораторных условиях можно инициировать изолированные ощущения, не имеющие ни смысловой, ни контекстуальной нагрузки и не связанные с предшествующим опытом испытуемого.
Вопрос№6. Воображение — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого–либо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира.
Вторичные образы- это извлеченные из памяти «первые сигналы», воспроизводящие про-
шлые первичные (сенсорно-перцептивные) образы. Они изображают объекты, не воздейству-
ющие в данный момент на рецепторы. Представления смыкают первосигнальные и второсиг-
нальные, собственно-человеческие рече-мыслительные процессы.
Отмечается, что исследование вторичных образов сталкивается с существенными мето-
дическими трудностями, вызванными отсутствием непосредственно действующего объекта-
раздражителя. Факт его отсутствия делает само представление трудно поддающейся фикси-
рованию структурой. Отсюда проистекают наиболее характерные свойства вторичного образа -
фрагментарность и неустойчивость.
От себя замечу, что поразительная реальность объектов в снах (и в бреду) говорит скорее
о том, что фрагментарность и неустойчивость вторичных образов является характеристикой
концептуальной фазы сознательного мышления, не интересующегося деталями. В тренировках
на сосредоточение, практикуемых, в частности, хатха-йогой, предлагается представить во всех
деталях некоторый предмет и удерживать его перед «внутренним взором», что и получается
при достаточном времени и старании. Напрашивается аналогия с некоторым ограниченным
ресурсом (например, с оперативной памятью), разделяемым несколькими программами. Этим
ресурсом может быть и энергия.
Вопрос№7. Внимание и его свойства
Наше внимание характеризуется направленностью психической деятельности на определенный объект. Это явление объясняется концентрацией возбуждения в определенной области коры. При этом, по закону индукции, остальные части коры оказываются заторможенными, и поэтому человек, внимательно наблюдающий что-либо, не воспринимает или плохо воспринимает в этот момент все остальное. Концентрирование возбуждения на объекте внимания обеспечивает хорошее закрепление в памяти его особенностей. Внимание — это свойство нашего мозга, которое участвует во всех других психических процессах, связанных с познавательной и волевой деятельностью. Можно быть внимательным в восприятии или в анализе ощущения, можно внимательно слушать, запоминать, можно действовать с большим вниманием, можно внимательно решать задачу, т. е. производить (мыслительные операции и т. п.
Внимание — важнейшая способность нашей психики, обеспечивающая успешность протекания различных психических явлений. Когда мы внимательны, то психическая деятельность протекает очень четко, направленно и с большой активностью. При внимании — любая работа спорится: движения точны, аккуратны, в них нет ничего лишнего, мысли ясны, мозг хорошо анализирует, обобщает, и образуются прочные связи, и все хорошо запоминается. Внимание организует нашу психическую деятельность.
Как в обучении пению, гак и в исполнительской деятельности успех в большой степени определяется внимательностью ученика или артиста. «Лучше петь двадцать минут внимательно, чем два часа невнимательно», — говорит известная певица и педагог Полина Виардо. Действительно, обычно, внимательное отношение обеспечивает хорошее запоминание материала, успешное развитие новых координации. Работать внимательно — первое условие успешных занятий как для педагога, так и для ученика. Полина Виардо говорила: «Вообще, раз усевшись за рояль, необходимо сосредоточить все свое внимание на том, что хочешь делать, не позволяя себе отвлекаться. Если же не чувствуешь расположения к труду, то лучше прекратить занятия, отложив его до более удобного времени».
На уроке ученик обязан быть предельно собранным и внимательным. Все остальные мысли, отвлекающие внимание, должны быть оставлены за дверями класса. Дело в том, что внимание способно отвлекаться, рассеиваться. ,В этих условиях материал урока будет усваиваться весьма плохо и не будет прочно фиксироваться памятью.
Есть люди вообще внимательные, собранные, т. е. умение быть внимательными характеризует все их поведение. Чем бы они ни занимались, они умеют не выпускать объект из внимания, умеют работать не отвлекаясь. У таких людей работоспособность и успешность овладения любым делом — велика. Другие, наоборот, легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться на чем-либо одном, поэтому усвояемость материала у них невелика.
Внимание может собираться и отвлекаться. Собирает, концентрирует внимание то, что интересно или важно для выполнения основных жизненных задач. Певец или ученик всегда внимателен к любым замечаниям и мнениям об их пении, даже если они сказаны вскользь или переданы через третье лицо, поэтому все эти мнения хорошо запоминаются и хранятся в памяти, так как для певца пение — это самое главное дело в жизни.
Заставить ученика быть внимательным и развивать его внимание — важнейшая задача педагога. Еще замечательный русский педагог Ушинский сказал, что педагогика — это наука о заинтересовывании. Сделав предмет интересным, мы тем самым привлекаем к нему внимание ученика, а все, к чему мы относимся со вниманием, хорошо усваивается. Например: случается, что ученик бывает невнимателен при пении упражнений, он думает лишь о произведениях или, что иногда к сожалению встречается, о тех верхних звуках, которые в них есть. Для того чтобы сделать его внимательным, надо довести до его сознания, что успех верхних нот кроется в овладении элементами техники, которые даются в упражнениях. Если педагог сумеет быть убедительным —то внимание ученика сконцентрируется на упражнениях и усвоение технических элементов будет идти успешно.
Это общее правило для концентрации внимания на желаемом объекте путем убеждения в необходимости выполнения определенных моментов, следует применять каждому педагогу. Например: если ученик не держит необходимого режима жизни или певческого режима и никакие требования педагога не приводят к успеху, то лучшее средство — убедительно доказать, как это может помешать в достижении его главной цели—стать певцом.
Произвольное внимание — это умение его сосредоточить посредством волевого усилия. О нем очень хорошо писал К- С. Станиславский, приучавший своих учеников сужать круги внимания, заставлять себя быть внимательным к ограниченному кругу явлений и предметов. Этим произвольным концентрированием' внимания можно заставить себя целиком уйти в роль и перестать воспринимать тормозящее влияние зала. Произвольное внимание можно выработать у любого человека приучая его быть предельно внимательным к определенным предметам, хотя бы недолгое время.