Ных профилей и обязательным привлечением родителей, учи-телей, психологов.



В работе с гиперактивными детьми следует учесть, что важное место в преодолении синдрома дефицита внима-ния принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому не-обходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

Для организации занятий с гиперактивными детьми це-лесообразно привлечь школьного психолога, владеющего специальными коррекционно-развивающими программами1.

В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями

и учителями. Взрослые должны понять, что поступки ре-бенка не являются умышленными и только с их помощью

и поддержкой такой ребенок сможет справиться с суще-ствующими у него трудностями.

Родителям гиперактивного ребенка необходимо придер-живаться определенной тактики воспитательных воздей-ствий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка «зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокой-ного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избе-гать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой - поста-новки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пункту-альностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых де-тей»2. Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

В работе упомянутых выше авторов приведены конк-ретные рекомендации родителям детей с синдромом де-фицита внимания:

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «по-зитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он

1 См.: Психогигиена детей и подростков/ Под ред. Г.Н. Сердюковской,

Г. Гельница. — М., 1985; Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. — М., 1997.

2 Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита вниманиякак причина школьной дезадаптации // Школа здоровья. — 1994. — № 1. — С. 101.



этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укре-пить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определен-ный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, тре-бующие концентрации внимания (например, работа с ку-биками, раскрашивание, чтение).

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна дол-жно соответствовать этому распорядку.

8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребы-вание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздей-ствие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним парт-нером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гипе-рактивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточ-ную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортив-ные занятия.

12. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребен-ка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удержи-ваться под разумным контролем с помощью перечислен-ных мер.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивны-ми детьми принадлежит учителям. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлога-ми настаивают на их переводе в другую школу. Однако эта мера проблем ребенка не решает.

Вместе с тем выполнение некоторых рекомендаций может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку луч-ше справляться с учебной нагрузкой1.

1 См.: Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания как причина школьной дезадаптации // Школа здоровья. — 1994. — № 1.





Учителям рекомендуется:

- работу с гиперактивным ребенком строить индивиду-ально, при этом основное внимание уделять отвлекаемос-ти и слабой организации деятельности;

- по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

- во время уроков целесообразно ограничить до мини-мума отвлекающие факторы. Этому может способствовать,

в частности, оптимальный выбор места за партой для ги-перактивного ребенка в центре класса напротив доски;

- предоставлять ребенку возможность быстрого обра-щения за помощью к учителю в случаях затруднения;

- учебные занятия строить по четко распланированно-му, стереотипному распорядку;

- научить гиперактивного ученика пользоваться специ-альным дневником или календарем;

- задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

- на определенный отрезок времени дается только одно задание;

- дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периоди-чески контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

- во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Гиперактивные дети - «это очень трудные дети, кото-рые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учите-лей»1. В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих из них серьезные пробле-мы могут сохраниться и в подростковом возрасте. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе необхо-димо наладить совместную работу психолога и взаимо-действие его родителей, учителей и психолога.

9.2. Леворукий ребенок в школе

Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2

1 Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987. - С. 307.



(а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятель-ности левую руку правой.

Леворукость-это не патология и не недостаток развития.

И тем более не каприз или упрямство ребенка, не желаю-щего работать, как все, правой рукой (иногда так считают некоторые родители и учителя). Леворукость - очень важ-

Наши рекомендации