Тема 8 ОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ
Отношения со сверстниками.
Роль учителя в становлении межличностных отношений у младших школьников.
Как уже указывалось, при поступлении ребенка в шко-лу решающим фактором социализации становится овла-дение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школь-ник включается и в другой, менее оформленный органи-зационно, но не менее значимый процесс усвоения соци-ального опыта - складывающиеся в школе межличност-ные отношения. Это так называемая «скрытая программа социализации»1, благодаря которой развивается эмоцио-нальная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие.
С первых дней пребывания в школе ребенок включает-ся в процесс межличностного взаимодействия с одноклас-сниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную дина-мику и закономерности развития.
Отношения со сверстниками
В период адаптации к школе общение с одноклас-сниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обя-занностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с то-бой за партой?»
Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведенный Я.Л. Коломинским: «Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку,
См.: Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М., 1986.
а на уроке нужно писать, то он не обращается к товари-щам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чем дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдает ее товарищу сам. Он подает ручку учи-тельнице, которая и передает ее ученику»1.
Младший школьник - это человек, активно овладеваю-щий навыками общения.В этот период происходит интен-сивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверст-ников и умение заводить друзей являются одной из важ-ных задач развития на этом возрастном этапе2.
Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавлива-ются дружеские отношения с кем -либо из одноклассни-ков, это значит, что ребенок умеет наладить тесный соци-альный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.
Результаты специальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школь-ного детства. Для детей 5-7 лет друзья - это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети си-дят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этом воз-расте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весе-ло». В этот период дружеские связи непрочны и недолговеч-ны, они легко возникают и довольно быстро могут обо-рваться.
Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и друж-бы становятся важными такие качества личности, как доб-рота и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система лич-
1 Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детскомколлективе. - Минск, 1969. - С. 74-75.
2 См.: Раттер М. Помощь трудным детям. - М.. 1987.
ных отношений в классе. Ее основу составляют непосред-ственные эмоциональные отношения, которые превали-руют над всеми другими.
Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, например, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассни-ков («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хоро-шие способности, отличаются инициативностью и бога-той фантазией; большинство из них хорошо учится; де-вочки отличаются привлекательной внешностью.
Группа школьников, имеющих неблагополучное поло-жение в системе личных отношений в классе, также обла-дает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчи-вы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчи-вости, капризности, грубости, так и в замкнутости; не-редко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школь-ного возраста.
Для первоклассников, обладающих высоким социомет-рическим статусом, наиболее значимыми являются следу-ющие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сла-достями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физи-ческая сила.
«Непривлекательные» для сверстников первоклассни-ки характеризуются следующими особенностями: непри-частность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с наруши-телями дисциплины, а также плаксивость.
Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые лег-ко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.
К концу младшего школьного возраста критерии при-емлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в
которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного пору-чения, данного учителем, как это было в первом классе; и по- прежнему красивая внешность. В этом возрасте для де-тей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.
Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.
Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и по-нимания ими другого человека, что связано с общими за-кономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предме-те, ситуативность, эмоциональность, опора на конкрет-ные факты, трудности установления причинно-следствен-ных отношений и т.д.
Специфика социальной перцепции младших школьни-ков сказывается и на особенностях их первого впечатле-ния о другом человеке. В целом становясь более точным и дифференцированным к третьему классу, первое впечат-ление отличается у детей ситуативностью, стереотипнос-тью, ориентацией на внешние признаки. Физический об-лик и его оформление являются для младших школьников «каркасом», на котором выстраивается образ другого чело-века1. Поэтому взрослые, работающие с младшими школь-никами (впрочем, не только с ними), должны обязатель-но учитывать ориентацию детей на внешность и уделять специальное внимание своему костюму.
Необходимо отметить, что, как правило, с возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания свое-го положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, т.е. у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка
1 См.: Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке
у младших школьников // Вопросы психологии. — 1990.— № 2.
как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе свер-стников. Напряженность этой новой потребности, возрас-тающая значимость мнения сверстников и являются при-чиной неадекватности оценки своего места в системе меж-личностных отношений.
0 возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличие от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более зас-тенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста1.
Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации воспитательных мероприятий. Нередко учителя начальных классов практикуют осуждение ученика за какой-либо про-ступок перед всем классом. Это мощный травмирующий фак-тор для ребенка, последствия которого зачастую требуют от психолога срочного психотерапевтического вмешательства.
Система личных отношений является наиболее эмоци-онально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэто-му неудовлетворительное положение в группе сверстни-ков переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций2. Однако если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязан-ность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных отноше-ний. Даже один-единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравно-весить несколько отрицательных выборов, поскольку пре вращает ребенка из «отверженного» в признаваемого.