Чувствительность. Инстинктивное поведение. Навыки.

Интеллектуальное поведение животных.

Поведение животных и человека определяется уровнем развития психики. Все формы поведения подразделяются на врожденные и приобретенные в процессе жизни.

Врожденные формыобеспечивают биологически целе-сообразную реакцию на определенные условия среды. Вся-кое живое существо - и животное, и человек - обладает такими формами поведения.

Чувствительность

Первые признаки психики в животном мире возника-ют уже у низших животных и проявляются в форме чув-ствительности. Физиологической основой чувствительно-сти является раздражимость - способность живых орга-низмов отвечать на биологически значимые (жизненно важные) для них воздействия, раздражители. Когда живые организмы начинают воспринимать такие воздействия ок-ружающей среды, которые сами не имеют непосредствен-ного биологического смысла, но могут сигнализировать о биологически значимых раздражителях, возникает чувстви-тельность.

Изменение формы растения, которое как бы двигается к свету (тропизм) не есть проявление чувствительности, поскольку эта непосредственная реакция на биологически значимый (значимый для его сохранения) раздражитель. Совсем другое дело движение жабы, захватывающей летя-



щего мотылька. Движение мотылька, его форма, отражае-мый его крыльями свет сами по себе не могут удовлетво-рить непосредственную биологическую потребность жабы в пище. Но они сигнализируют о ней. Восприятие такого сигнала и есть чувствительность. В процессе эволюции жи-вых организмов чувствительность возникает очень рано.

Низшие животные реагируют только на отдельные свой-ства окружающего мира. Эта стадия развития психики ха-рактеризует элементарную чувствительность. Но такая чув-ствительность обеспечивает лишь недифференцированные ощущения. На этой стадии поведение почти полностью определяется инстинктами.

4.2. Инстинктивное поведение

Инстинкты- врожденные, наследственно закрепленныеакты поведения, направленные на удовлетворение биоло-гических потребностей. Инстинктивное поведение прояв-ляется на всех ступенях эволюционной лестницы - от низ-ших животных, насекомых до человека. На всех ступенях основными инстинктами являются инстинкты самосохра-нения, пищевой и сексуальный инстинкты. Но чем выше на ступени этой лестницы находится живое существо, тем меньшую роль в его повседневной жизни играет инстинк-тивное поведение.

Основной механизм осуществления такого поведения - безусловные рефлексы.

Инстинктивное поведение очень важно, поскольку оно обеспечивает возможности выживания с самых первых мо-ментов жизни до приобретения собственного опыта. Однако в изменяющихся условиях такое поведение не может удов-летворить необходимых потребности и становится неадек-ватным.

Приведем пример. Очень важным врожденным инстин-ктом гусят является инстинкт следования. Родившийся гу-сенок готов следовать за первым движущимся объектом, который попадает в его поле зрения. В обычных условиях это биологически целесообразно - он следует за мамой-гусыней и благодаря этому получает все необходимое для жизни. Исследователи поведения животных неоднократно проводили опыты, в которых первым движущимся объек-том, попавшим в поле зрения гусенка, был человек или катящийся шар, заводная игрушка. Гусенок начинал сле-довать за ней. Даже тогда, когда ему предлагался выбор -



следовать ли за объектом, который он увидел первым в своей жизни или за настоящей мамой-уткой, он выбирал первое. Понятно, что такое поведение биологически неце-лесообразно, однако вопреки этому, насекомые, живот-ные, птицы повторяют их, не меняя.

Пчелиные соты при минимуме площади обладают наи-большей вместимостью. Впечатление такое, что перед нами образец тончайшего математического расчета. Ин-стинкт пчелы заставляет строить соты так, чтобы это было биологически целесообразно. Инстинкт заставляет пчелу старательно закупоривать ячейки сот, чтобы сохранить в них мед. Но если у сот проткнуть дно, пчела будет так же их закупоривать, хотя никакого смысла в этом уже нет: из таких сот мед вытечет.

Таким образом, инстинктивное поведение целесообраз-но в стереотипных условиях и нецелесообразно в постоян-но изменяющейся среде.

Поэтому особое значение для жизни живых существ имеют приобретенные формы поведения.

Навыки

Приобретенные формы поведения формируются в про-цессе жизни, под влиянием собственного опыта живого существа.

Одной из важнейших форм приобретенного поведения, которые являются навыки.

Навыки- это способы поведения, возникающие в ре-зультате научения, закрепленные путем упражнений и по-вторения. Они осуществляются автоматически, без созна-тельной регуляции и контроля.

Однако чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются.

Навыки бывают двух типов. При навыке первого типа новое, не закрепленное в инстинктах действие с самого начала выполняется автоматически и закрепляется путем повторения. Известны два основных механизма его реали-

зации - условный рефлекс и оперантное реагирование.

Напомним, что условный рефлекс - реакция на раздра-житель, который первоначально является нейтральным, но близок по времени возникновения к безусловному раз-



дражителю. Навыки, основанные на условном рефлексе, можно сформировать даже у существ с относительно про-стым строением нервной системы. Например, даже пчел, в поведении которых, как мы уже говорили, значитель-ную роль играют инстинкты, удавалось научить отдавать предпочтение определенному цвету. Для этого им клали мед только в стеклянные чашки определенного цвета.

Еще более сложные условные рефлексы можно выра-ботать у высших животных - обезьян. В Сингапуре, напри-мер, с его помощью научили обезьян участвовать в работе биологов. Обезьяны усвоили слова определенных команд. Прыгая на ветвях деревьев на высоте пятиэтажного дома, следуя командам, которые люди отдают с земли, обламы-вают и приносят людям отдельные листья, цветы, отрос-тки, которые иначе достать было бы очень трудно.

С помощью условного рефлекса можно выработать и отрицательные реакции - страха, избегания чего-либо и т.п. Например, в одном из опытов использовался большой аквариум, который был разделен стеклянной перегород-кой на две части. В одной из них находилась щуки, а в другой - пескари. Щуки пытались догнать и схватить пес-карей, но постоянно наталкивались на преграду. После нескольких неудачных попыток, щуки стали избегать пес-карей. Затем стекло-преграда было убрано. Однако щуки по-прежнему избегали пескарей, уплывали от них.

Оперантное обусловливание- еще один важный меха-низм реализации навыков первого вида. Одной из важ-нейших характеристик живого существа, как вы уже знае-те, является его активность, постоянное взаимодействие со средой. В процессе приспособления к условиям жизни какие- то действия оказываются более эффективными, ка-кие-то менее. В результате закрепляются те действия, ко-торые полезны для живого существа: помогают удовлетво-рить его потребности, избегать опасностей. Такой вид вы-работки навыка называется оператным (от латинского слова operatio - действие) обусловливанием, или оперантным на-учением.

Классическим примером оперантного научения явля-ются эксперименты, проведенные известным американс-ким психологом Б. Скиннером (1904-1990). Крысу поме-щали в специальную клетку с рычагом. Нажимая на этот рычаг, крыса могла получать пищу. Ученого интересова-ло, научится ли крыса нажимать на рычаг, если ей не по-казывать, как им пользоваться, самостоятельно. Действи-



тельно, крыса, обследуя клетку, первоначально случайно нажимала на рычаг, получала вкусную пищу, после чего быстро научалась использовать рычаг по назначению.

Оперантное обусловливание имеет большое значение, например, при дрессировке животных. В этом случае осо-бенно важно, чтобы «вознаграждалось» (подкреплялось) совершаемое животным действие.

Многие навыки животных и некоторые навыки челове-ка представляют собой навыки первого типа.

Навык второго типа обеспечивается сознательной выра-

Наши рекомендации