Стратегиипсихологическогоисследования

В ходе психологического исследования могут изучаться одни и те же люди и только один раз. Такой способ назы-вается методом срезов. Однако, когда исследователи хотят понять, как развивается та или иная способность, как из-меняются те или иные качества, свойства людей с возра-стом, они изучают одних и тех же людей в течение не-скольких лет. Такой метод называется лонгитюдным иссле-дованием(от англ.longitude- долгота), илилонгитюдом.Лонгитюдное исследование может проводиться в течение двух, трех, пяти лет. Самое длительное лонгитюдное ис-следование в истории психологии - Калифорнийский лонг-итюд, прослеживавший развитие более 1000 одаренных де-тей, продолжался более сорока лет. Обе стратегии могут использоваться в рамках одного исследования.

Психодиагностическиеметоды

Психодиагностические методывыявляют и измеряютиндивидуальные психологические особенности человека, позволяют определить различия между людьми.

Особенностью методов, используемых в психодиагнос-тике (как в научных, так и в практических целях), являет-ся то, что они позволяют соотнести полученные данные с

1 Гапьперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологи-ческогоисследования// Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1978. - Ч. III. - С. 97-98.



определенными показателями, выступающими в качестве критерия наличия или выраженности какого-либо признака. Например, с помощью таких показателей можно выяс-нить, соответствует ли уровень умственного, интеллекту-ального развития школьника возрастной норме, или он существенно выше этой нормы, или, напротив, ребенок сильно отстает в развитии.

Широко распространены в психодиагностике психологи-ческие тесты (от англ. /fert- испытание) . Тесты - стандарти-зированные методы, т.е. предлагаемые в них задания, оцен-ка, условия проведения строго регламентированы и едино-образны, унифицированы. Их результаты ни в коей мере не должны зависеть от того, кто проводит тест и обрабатывает результаты. Прежде чем стать тестом, методика должна прой-ти длительную и многостороннюю проверку. Именно бла-годаря этому результаты, полученные по тому или иному тесту, являются надежными и позволяют сделать вывод о том, что человек обладает определенными интеллектуаль-ными или личностными особенностями, т.е. сформулиро-вать определенный психологический диагноз.

В тестах умственного развития, или интеллектуальных тестах, испытуемому предлагается ряд заданий. Эти зада-ния могут быть даны в словесной или числовой форме и в форме практических заданий - например, сложить кубики по определенному образцу, выбрать из предлагаемого на-бора элементов один, который пропущен в сложном узоре или фигуре, сложить фигуру из отдельных элементов и т.п. За правильное выполнение каждого задания испытуемый получает определенный балл. Сумма полученных испытуе-мым баллов может быть сопоставлена с возрастными нор-мами, имеющимися для данного теста. В этом случае опре-деляется, каков уровень интеллектуального развития испы-туемого по сравнению с другими детьми его возраста. В других интеллектуальных тестах результаты испытуемого анализи-руются с точки зрения наличия у него определенных зна-ний, умений, сформированное™ умственных действий операций, необходимых для выполнения определенных за-даний, решений конкретного класса задач. Такие тесты на-зываютсякритериально-ориентированными.

Сегодня в школах широко распространенны тесты проверки знаний и умений, т.е. результатов специально организованного обучения. Они называются тестами дос-тижений. Интеллектуальные тесты в отличие от тестовдостижений выявляют общие умственные способности ин-



дивида, непосредственно с обучением не связанные. В тех и других тестах, таким образом, решающим является пра-вильность ответа испытуемого.

По-другому обстоит дело в тестах, направленных на выявление творческих возможностей, творческих способ-ностей. В этих случаях оценивается оригинальность отве-тов, умение находить новые, нетрадиционные способы решения задач, порождать новые идеи.

Тесты личности позволяют выявить особенности моти-вации, потребностей, эмоций, интересов, воли, опреде-лить характеристики отношения к себе и т.д. Задания этих тестов могут быть представлены в разных формах. Если они представлены в виде вопросов, тесты называются опросни-ками. При обработке таких тестов ответы испытуемого со-относятся с определенными категориями ответов, кото-рые получены при стандартизации теста. Так построено большинство хорошо известных всем любительских «пси-хологических» тестов, широко публикуемых в попу-лярных изданиях. Отличие последних от настоящих личност-ных тестов - в научной обоснованности получаемых ре-зультатов, их надежности. Для большей достоверности во многие опросники включен ряд специальных контрольных вопросов, позволяющих выявить склонность человека ис-кажать свое мнение под влиянием, например, стремления давать социально одобряемые ответы и т.п.

Близка к опросникам группа тестов, в которых испыту-емый работает с некоторыми списками - качеств личнос-ти, социальных ролей (например, студент, учитель, дочь и т.п.), ценностей. Приведем в качестве примера такой методики тест американского психолога К. Изарда «Диф-ференциальная шкала эмоций» (см. табл. 1). Этот тест по-зволяет определить самочувствие человека, выявить пре-обладающие у него в настоящий момент эмоции.

Обработка и интерпретация результатов теста Изарда

1. Подсчитывается сумма баллов по каждой из 10 строк и за-писывается в графу «Сумма баллов» соответствующей строки. При интерпретации учитывается, какие эмоции выражают понятия в каждой строке: 1 - интерес, 2 - радость, 3 - удивление, 4 - горе, 5 - гнев, 6 - отвращение, 7 - презрение, 8 - страх, 9 - стыд, 10 - чувство вины. Суммы баллов по каждой строке сравниваются. Большая сумма указывает на доминирующие, преобладающие в данный момент эмоции.



2. Вычисляется общий коэффициент самочувствия. Для этого а) суммируются баллы по строкам 1, 2, 3, 9 и 10; б) суммиру-ются баллы по строкам 4, 5, 6, 7, 8; в) первая сумма делится на вторую. Если коэффициент больше 1, то самочувствие можно рассматривать как хорошее, если ниже 1 - плохое.

Еще одна категория тестов личности основана на пред-ставлении о том, что в восприятиях, трактовках, объяс-нениях тех или иных явлений, событий воплощаются лич-ностные особенности человека. В методиках такого типа испытуемому предлагается различный стимульный мате-риал - картинки - сюжетные и неопределенные, нео-конченные предложения и рассказы и т.п. Его просят рас-сказать, что происходит на картинке, какое именно изоб-ражение он видит в неопределенных очертаниях кляксы, закончить предложение или рассказ и т.п. Интерпретируя такой неопределенный материал, испытуемый проеци-рует свои переживания, мотивы, конфликты, в том чис-ле и те, которые он не осознает в себе или даже отрицает. Поэтому такие методики названы проективными (от лат. projectio - выбрасывание вперед). К проективным методи-кам относятся и методы, основанные на выборе предпо-читаемых и отвергаемых испытуемым цветов и их оттен-ков.

Особое место среди проективных тестов занимают ри-суночные тесты. В психологии известно, что рисунок -королевский путь к познанию психики ребенка. Анализ детских рисунков играет важную роль в детской психоло-гии. Определенное значение анализ рисунков имеет и при изучении психики взрослого человека. Важно, однако, различать свободный рисунок ребенка или взрослого, рас-смотрение которого относится к методу анализа продук-тов деятельности (см. ниже) и использование рисунка как проективного диагностического метода. В последнем слу-чае испытуемые рисуют в строго определенных условиях с помощью специально оговоренных средств. Существует установленный перечень тематики таких рисунков. Для каждой темы специально регламентируются ориентация рисунка, размер листа бумаги, тип используемых каран-дашей (простой или цветные, мягкие или твердые), на-личие или отсутствие ластика и т.п. Критерии оценки включают как формальные (например, расположение ри-сунка на листе бумаги, его величина, особенности ли-ний, сила нажима карандаша и т.п.), так и содержатель-



Наши рекомендации