Упражнение «Рецепт: Как сделать ребенка агрессивным»
1 часть.
• Попросите детей представить агрессивного человека и проследить мысленно, что обычно делает агрессивный человек, как он себя ведет, что говорит.
• Пусть дети возьмут бумагу и напишут небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка, а также нарисуют портрет такого ребенка.
• Затем дети по кругу зачитывают свои рецепты и изображают агрессивного ребенка (как он ходит, как он смотрит, какой у него голос, что он делает).
• Обсудить с детьми: что им нравится в агрессивном ребенке, что не нравится, что бы они хотели изменить в таком ребенке.
2 часть.
• Далее попросите детей подумать о том, когда и как они стали проявлять агрессию? Каким образом они могут вызвать агрессию по отношению к себе?
• Пусть дети возьмут еще лист бумаги и разделят его вертикальной линией пополам на левую и правую части. Слева записывается, как окружающие в течение дня проявляли агрессию по отношению к ним. В правой части записывается, как сам ребенок проявлял агрессию по отношению к другим детям.
• После того, как все сделают упражнение, можно обсудить с детьми:
- Знают ли они таких детей, которые бывают агрессивными?
– Как они считают, почему люди бывают агрессивными? – Всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом (каким)?
- Как ведет себя жертва агрессии?
– Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?
Цель - помочь ребенку разобраться в признаках агрессивного поведения, в т.ч. и своем собственном агрессивном поведении, а также исследовать чужую агрессивность.
Материал: цветные и простые карандаши, ручки, листы бумаги.
Ритуал прощания.
Цель - поддержание благоприятной психологической атмосферы.
Обобщающе-закрепляющий этап. Занятие 5.
Ритуал приветствия.
Цель - введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия.
Сообщение целей занятия:
- учиться правильно выражать свой гнев
- способствовать лучшему познанию себя и стремиться к самосовершенствованию.
Цель - формирование мотивации совместной деятельности.
Игра “Тух-тиби-дух”
Ведущий: “Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».
Цель - снятие негативных настроений и восстановление сил.
Упражнение «Порочный круг»
Рисуется 2 круга: порочный и позитивный (1 – то поведение, которое сейчас есть, 2 – то, которое может быть) То, что особенно нравится записать внутри круга. То, что оно дает - в виде бусинок на ниточке. Сначала ребенок назовет то, что хорошего это дает (на его взгляд), затем, что плохого. Во втором круге дети вместе с ведущим пытаются изменить только «-», оставив «+». Когда «-» переименованы, можно подумать, какое поведение своими последствиями имеет получившиеся «+».
Цель - адаптация ребенка к новым способам поведения.
Упражнение «Каким бы я хотел быть и какой сейчас»
1. Детям предлагается нарисовать себя, какой он есть сейчас и каким бы хотел стать. После показа рисунков в кругу с каждым участником обсуждается (а ребята помогают советами - как стать лучше) какие шаги нужно предпринять, что бы соответствовать своему образу, какие ему присущи черты, и как в себе их развить.
2. После этого каждый ребёнок рисует для себя поэтапную «дорожку - лестницу» к вершине своего совершенства, изображая себя на каждом этапе восхождения (какие качества он прибавляет себе с каждой ступенькой и какие поступки совершает, что бы быть лучше.)
Цель - адаптация ребенка к новым способам поведения.
Ритуал прощания.
Цель - поддержание благоприятной психологической атмосферы.
Обобщающе-закрепляющий этап. Занятие 6.
Ритуал приветствия.
Цель - введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия.
Сообщение целей занятия:
- помочь детям в осмыслении внутренних ресурсов, которые у них появились;
- подведение итогов встреч.
Цель - формирование мотивации совместной деятельности.