Программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра Психологии
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета
_________________
Учебная программа
по дисциплине
«Психология семьи»
Направление подготовки:Психология
Профиль подготовки: Психология
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, заочная
Программа одобрена на заседании кафедры
«____» ___________ 20___ г.
Протокол № _______
Москва
Содержание
I. Аннотация к дисциплине. 3
II. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины.. 4
III. Образовательные технологии. 6
IV. Структура учебной дисциплины.. 7
V. Содержание учебной дисциплины.. 9
VI. Материально-техническое обеспечение. 9
VII. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 13
Темы рефератов (докладов): 132
Контрольные вопросы: Ошибка! Закладка не определена.
Типовые задания. Ошибка! Закладка не определена.
VIII. Учебно-методическое и информационное обеспечение. 18
Основная литература: 18
Дополнительная литература: 18
Интернет-ссылки: 19
IX. Составитель учебной программы.. 20
I. Аннотация к дисциплине
Дисциплина «Психология семьи» включена в систему учебных предметов, обеспечивающих теоретическую подготовку профессиональных психологов. В настоящее время динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей. Таким образом, личностное и социально-психологическое изучение брака и семьи является чрезвычайно актуальным в поиске закономерностей, на которые можно было бы опереться как при оказании помощи существующей семье, так и при подготовке молодежи к семейной жизни. Знание психологических закономерностей возникновения, функционирования и распада семьи является базовым компонентом для освоения будущими психологами основ семейного консультирования и семейной психотерапии.
Место дисциплины в учебном процессе Университета.
Учебная программа дисциплины «Психология семьи» построена в соответствии с основной образовательной программой, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 030300 «Психология», 2009 г.
Изучению данной дисциплины предшествует овладение студентами знаниями по философии, истории психологии, социологии, социальной психологии, психологии личности, психологии развития и возрастной психологии, педагогике.
Цели дисциплины:
· формирование знания истории возникновения и этапов развития института семьи; психологических особенностей, приобретенных современной семьей в результате глубинных трансформаций актуального периода развития;
· развитие у студентов научного подхода к деятельности по психологическому консультированию семьи.
Задачи:
· формирование знаний относительно основных процессов, происходящих в семье;
· развитие умения анализировать семейные проблемы с научных позиций;
· сформировать у студентов знания об основных подходах к психологическому консультированию семьи;
· ознакомить студентов с основными феноменами, представленными в практике психологического консультирования семьи, с основными методами диагностики и работы с этими феноменами;
· сформировать у студентов базовые установки относительно организации и проведения консультативной беседы по семейным проблемам.
II. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Процесс изучения дисциплинывносит существенный вклад в формировании общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 ПСИХОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") таких, как:
· пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
· пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);
· использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
· реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
· осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
· выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
· проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12);
· просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:
· основные теоретические подходы к изучению семьи;
· теории выбора брачного партнера;
· основные подходы к типологии семейных проблем;
· структуру, типы и функции родительского отношения к ребенку;
· установки, эмоции, стереотипы возникновения и развития семейных конфликтов;
· формы и виды семейного консультирования;
· морально-этические и юридические основы консультативной деятельности психолога с семьей.
уметь:
· провести анализ семейной ситуации с целью постановки «семейного диагноза»;
· провести диагностику супружеской пары в рамках системного подхода к семье, определить степени гибкости и сплоченности семейной системы;
· провести структурированное интервью членов семьи с целью построения генограммы.
иметь навыки:
· психологического анализа семейных проблем;
· оказания психологической помощи семье;
· самоанализа продуктивности собственной консультационной деятельности.
III. Образовательные технологии
В процессе преподавания данной дисциплины используются как классические методы обучения (лекции, семинары), так и различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, которые направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив.
Активные формы обучения:
· групповые дискуссии по основным темам учебной дисциплины;
· диспуты;
· тренинги.
Студены выполняют самостоятельные задания по ключевым моментам курса:
· подготовка докладов по узловым проблемам курса и выступление с ними перед аудиторией;
· написание эссе объемом 2–3 страницы, посвященные личному отношению студента к тем или иным проблемам в деятельности профессионального психолога- консультанта при взаимодействии с семейными проблемами.
Интерактивные формы обучения:
· интерактивная лекция с мультимедийными презентациями и демонстрациями;
· групповые дискуссии по основным темам учебной дисциплины;
· диспуты.
V. Содержание учебной дисциплины[1]
Тема 2 Семья как система
Сущность системного подхода к семье. Понятие о структуре семьи. Взаимосвязь структуры и функций семьи.
Характеристика основных параметров семейной структуры. Состав семьи. Иерархия семьи. Сплоченность семьи. Границы семьи. Семейная гибкость системы. Семейные роли.
Динамика развития семьи. Основные подходы к описанию динамики семьи. Особенности функционирования семьи на различных этапах ее развития (особенности этапов, задачи, характерные проблемы и нарушения). Динамика супружеских отношений. Понятие о жизненном цикле и жизненном пути семьи.
Коммуникационная модель консультирования семьи. Сущность подхода: Работа с искажениями чужих сообщений. Понятие о деноменализации. Работа с вычеркиваниями и обобщениями. Понятие конгруэнтности общения. Двойная связь. Причины неконгруэнтных посланий. Работа с неконгруэнтными посланиями.
Метод расстановки по Б. Хеллингенру в работе с семьями. Феноменологический метод исследования реальности отношений. Семейно-системные переплетения и их разрешение методом расстановок. Условия, необходимые для хороших отношений. Совесть как орган, отвечающий за равновесие в отношениях. Специфика отношений между родителями и детьми с точки зрения данного подхода и возможные нарушения, связанные с этой областью. Работа с ними методом расстановок. Удачные и неудачные отношения в паре, их коррекция методом расстановок.
VIII. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основная литература:
1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О. А. Карабанова.-М., 2006
2. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия: Хрестоматия / Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В., Спб., 2007
3. Олифиронич Н.И. Психология семейных кризисов/Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич. - Куземкина, Т.Ф. Велента.- СПб., 2008.
Дополнительная:
1. Андреева, Т. В. Психология семьи: Учеб. пособие. / Т.В. Андреева – СПб. , 2010.
2. Андреева, Т. В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева. – СПб., 2005. – 436 с.
3. Байярд Р., Байярд Дж. Мой беспокойный подросток.- М., 1991.
4. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. / А. Я. Варга. – СПб., 2001.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком: как? -М., 2011.
6. Дружинин В. Психология семьи. -СПб., 2011.
7. Качюнас Р. Основы психологического консультирования. – М. 1999
8. Ковалев, С. В. Психология семейных отношений / С. В. Ковалев. – М., 1987.
9. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998.
10. Малкина-Пых, И. Г. Семейная терапия: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М., 2006.
11. Сафонова Т.Я. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми.- М., 1993.
12. Семейная психотерапия: хрестоматия / сост. Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб., 2000.
13. Семья в психологической консультации/ Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1989.
14. Силяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. Г. Силяева. – М., 2002.
15. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. М., 1989.
16. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М., 2006.
17. Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А.В. Черников – М., 2001.
18. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. / Л.Б. Шнейдер – М., 2000.
19. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – Екатеринбург, 2007.
20. Эдеймиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эдеймиллер, В. В. Юстицкис. – М., 2001.
Интернет-ссылки:
№ | Наименование портала (издания, курса, документа) | Ссылка |
Информация о психологах и психотерапевтах России и стран СНГ Новости об актуальных событиях в мире психологии Авторские публикации по психологии и психотерапии Обзоры новых психологических книг Анонсы интересных психологических сайтов в Интернет | http://flogiston.ru/ | |
Лицом к лицу с психологией. Книги, статьи, фильмы. | http://psy-vis.ru/ | |
3. | Сайт «Психологической газеты» | http://www.psy.su/guide/ |
4. | Сайт «Мир психологии» | http://psychology.net.ru |
5. | Информационная сеть российской психологии | www.psi-net.ru |
6. | Научная и популярная психология: теория, история, практика | www.psychology-online.net |
7. | Официальный сайт РПО | http://рпо.рф/ |
8. | Официальный сайт ППЛ | http://www.oppl.ru/ |
[1] Жирным шрифтом выделены дидактические единицы, составляющие «стратегический базис дисциплины», успешное изучение которого обеспечивает получение оценки «удовлетворительно».
Кафедра Психологии
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета
_________________
Учебная программа
по дисциплине
«Психология семьи»
Направление подготовки:Психология
Профиль подготовки: Психология
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, заочная
Программа одобрена на заседании кафедры
«____» ___________ 20___ г.
Протокол № _______
Москва
Содержание
I. Аннотация к дисциплине. 3
II. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины.. 4
III. Образовательные технологии. 6
IV. Структура учебной дисциплины.. 7
V. Содержание учебной дисциплины.. 9
VI. Материально-техническое обеспечение. 9
VII. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 13
Темы рефератов (докладов): 132
Контрольные вопросы: Ошибка! Закладка не определена.
Типовые задания. Ошибка! Закладка не определена.
VIII. Учебно-методическое и информационное обеспечение. 18
Основная литература: 18
Дополнительная литература: 18
Интернет-ссылки: 19
IX. Составитель учебной программы.. 20
I. Аннотация к дисциплине
Дисциплина «Психология семьи» включена в систему учебных предметов, обеспечивающих теоретическую подготовку профессиональных психологов. В настоящее время динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей. Таким образом, личностное и социально-психологическое изучение брака и семьи является чрезвычайно актуальным в поиске закономерностей, на которые можно было бы опереться как при оказании помощи существующей семье, так и при подготовке молодежи к семейной жизни. Знание психологических закономерностей возникновения, функционирования и распада семьи является базовым компонентом для освоения будущими психологами основ семейного консультирования и семейной психотерапии.
Место дисциплины в учебном процессе Университета.
Учебная программа дисциплины «Психология семьи» построена в соответствии с основной образовательной программой, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 030300 «Психология», 2009 г.
Изучению данной дисциплины предшествует овладение студентами знаниями по философии, истории психологии, социологии, социальной психологии, психологии личности, психологии развития и возрастной психологии, педагогике.
Цели дисциплины:
· формирование знания истории возникновения и этапов развития института семьи; психологических особенностей, приобретенных современной семьей в результате глубинных трансформаций актуального периода развития;
· развитие у студентов научного подхода к деятельности по психологическому консультированию семьи.
Задачи:
· формирование знаний относительно основных процессов, происходящих в семье;
· развитие умения анализировать семейные проблемы с научных позиций;
· сформировать у студентов знания об основных подходах к психологическому консультированию семьи;
· ознакомить студентов с основными феноменами, представленными в практике психологического консультирования семьи, с основными методами диагностики и работы с этими феноменами;
· сформировать у студентов базовые установки относительно организации и проведения консультативной беседы по семейным проблемам.
II. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Процесс изучения дисциплинывносит существенный вклад в формировании общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 ПСИХОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") таких, как:
· пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
· пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);
· использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
· реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
· осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
· выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
· проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12);
· просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:
· основные теоретические подходы к изучению семьи;
· теории выбора брачного партнера;
· основные подходы к типологии семейных проблем;
· структуру, типы и функции родительского отношения к ребенку;
· установки, эмоции, стереотипы возникновения и развития семейных конфликтов;
· формы и виды семейного консультирования;
· морально-этические и юридические основы консультативной деятельности психолога с семьей.
уметь:
· провести анализ семейной ситуации с целью постановки «семейного диагноза»;
· провести диагностику супружеской пары в рамках системного подхода к семье, определить степени гибкости и сплоченности семейной системы;
· провести структурированное интервью членов семьи с целью построения генограммы.
иметь навыки:
· психологического анализа семейных проблем;
· оказания психологической помощи семье;
· самоанализа продуктивности собственной консультационной деятельности.
III. Образовательные технологии
В процессе преподавания данной дисциплины используются как классические методы обучения (лекции, семинары), так и различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, которые направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив.
Активные формы обучения:
· групповые дискуссии по основным темам учебной дисциплины;
· диспуты;
· тренинги.
Студены выполняют самостоятельные задания по ключевым моментам курса:
· подготовка докладов по узловым проблемам курса и выступление с ними перед аудиторией;
· написание эссе объемом 2–3 страницы, посвященные личному отношению студента к тем или иным проблемам в деятельности профессионального психолога- консультанта при взаимодействии с семейными проблемами.
Интерактивные формы обучения:
· интерактивная лекция с мультимедийными презентациями и демонстрациями;
· групповые дискуссии по основным темам учебной дисциплины;
· диспуты.
V. Содержание учебной дисциплины[1]