Методы социально-педагогического исследования.

Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Понятие "методология" имеет два основных значения:

а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

В общенаучном плане, метод - путь исследования, теория, учение - "способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности "

Методика отвечает конкретным целям и задачам психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основеопределенного метода может быть создано множество методик.

Разработка научного аппарата исследования.

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей ис­следования.

Цели и задачи исследования образуют взаимосвя­занные цепочки, в которых каждое звено служит сред­ством удержания других звеньев.

Конечная цель исследования может быть названа его общей за­дачей, а частные задачи, выступающие в качестве средств решения ос­новной, можно назвать промежуточными целями, или целями второго порядка.

Объект исследования – это педагогическое пространство, в рамках которого находится то, что будет изучаться. Объектами педагогических исследований являются педагогические системы, явления, реальные педагогические процессы (воспитание какого – либо качества, обучение чему – либо, развитие одной из сторон личности, формирование коллектива), которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.

Предмет исследования – конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. Он характеризует определенные стороны, свойства объекта, представляющие для исследователя определенный интерес в связи с данной проблемой. Предметом может быть совокупность элементов, связей, отношений в области объекта.

Гипотеза – научно обоснованное предположение, нуждающиеся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза представляет собой пробное обобщение относительно изучаемых явлений и возможных путей разрешения проблемы.

Личность как субъект и объект общественных отношений.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Под «личностью» понимают:

1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова);

2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений.

Структура личности

Существуют различные подходы к вопросу о структуре личности, что позволяет выделить общие методологические проблемы.

1. Различие трактовок понятия «личность» в общей психологии. Если понятия «личность» и «человек» – синонимы, то структура личности включает все характеристики человека, если личность – это социальное качество человека, должны описываться лишь социальные свойства.

2. Неоднозначность употребления понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности».

Принципы построения структуры личности различны: это могут быть качества, изучаемые при помощи личностных тестов (Г. Айзенк, Р. Кеттел и др.), индивидуально-психологические особенности человека или полный набор самых разнообразных свойств человека. Однако в некоторых исследованиях выделяются именно социально-психологические качества, которые рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым». Эти качества сведены в четыре группы:

1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания);

2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;

3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству); 4) связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т. д.)

А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и другие включают в социально-психологическую структуру личности следующие качества:

- ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы), когнитивные характеристики (картины мира);

- «Я – характеристики» («Я – концепцию», «Я – образ», самоотношение, самооценку);

- локус контроля;

- социально-психологическую компетентность личности;

- статусно-ролевые характеристики личности;

- эмоционально-психические состояния, социальные чувства личности.

Наши рекомендации