Методологические принципы исследования детской психики. Этапы построения психологического исследования
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. Предмет и задачи детской психологии. Актуальные проблемы современной
детской психологии.
2. Связь детской психологии с другими науками. Значение детской психологии в профессиональной подготовке педагога и психолога.
3. Методологические принципы исследования детской психики. Этапы построения психологического исследования.
4. Классификация методов детской психологии. Основные пути исследования детской психики.
5. Наблюдение как метод детской психологии. Виды и техника наблюдений. Особенности организации стандартизированного наблюдения.
6. Эксперимент в детской психологии. Специфика использования лабораторного, естественного и формирующего эксперимента.
7. Методы психологической диагностики. Тестовые методики для изучения индивидуальных особенностей детей.
8. Опросные методы в детской психологии. Особенности ведения клинической и проективной беседы.
9. Метод изучения продуктов детской деятельности. Рисунок как средство изучения
микросреды ребёнка.
10. Близнецовый метод исследования факторов, влияющих на вариативность индивидуальных различий детей.
11. Методы изучения взаимоотношений и общения в дошкольной группе детского сада.
12. Проблемы онтогенетического развития психики в свете идей Л.С.Выготского.
13. Основные закономерности и движущие силы развития психики ребёнка.
14. Анализ концепций и теорий психического развития ребёнка.
15. Социальное развитие ребёнка. Механизмы социализации. Особенности социализации мальчиков и девочек.
16. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка.
17. Понятие о ведущей деятельности. Психологическая характеристика механизмов смены ведущей деятельности в дошкольном детстве.
18. Психическое развитие и общение. Генезис форм общения в детском возрасте. Изменение мотивов и средств общения.
19. Проблема соотношения психического развития и обучения. Л.С.Выготский о развивающем обучении и зоне ближайшего развития.
20. Проблема интериоризации в детской и возрастной психологии. Происхождение внутренней психической деятельности из деятельности внешней.
21. Проблема возрастной сензитивности. Обучение и сензитивные периоды в развитии.
22. Общая характеристика возраста. Кризисные периоды психического развития, причины возрастных кризисов.
23. Проблема периодизации психического развития. Критерии периодизации психического развития.
24. Неравномерность психического развития, её причины. Акселерация. Отставание в психическом развитии.
25. Жизнь до рождения. Проблемы пренатальной психологии.
26. Содержание психической жизни новорождённых. Первые психические новообразования.
27. Возникновение потребности в эмоциональном общении. Этапы формирования «комплекса оживления» у младенца.
28. Основные достижения в развитии ребёнка к концу младенческого возраста.
29. Предметно-практическая деятельность как ведущий вид деятельности в раннем возрасте.
30. Развитие соотносящих и орудийных действий как предпосылка развития наглядно-действенного мышления. Этапы развития орудийных действий.
31. Предпосылки развития личности в раннем возрасте. Первые проявления самосознания.
32. Развитие познавательной сферы в раннем возрасте. Усвоение перцептивных обследовательских действий.
33. Ранний возраст - сензитивный период развития речи.
34. Развитие наглядно-действенного мышления. Формирование символических замещающих действий и усвоение понятий.
35. Проблема кризиса трёх лет. Пути выхода из кризиса, преодоление негативной симптоматики поведения.
36. Значение новообразований раннего детства для общего хода психического развития ребёнка.
37. Социально-психологическая характеристика дошкольной группы.
38. Развитие мотивов и средств внеситуативно-личностного и внеситуативно-познавательного общения у дошкольников.
39. Психологическая характеристика игры. Сущность игрового перевоплощения и его роль в развитии личности ребёнка.
40. Анализ теорий детской игры.
41. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
42. Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте.
43. Игровые и реальные отношения. Формирование взаимоотношенийдошкольников в игре.
44. Изобразительная деятельность детей как форма отражения социального опыта.
45. Формирование предпосылок трудовой деятельности детей. Психологические особенности элементарной трудовой деятельности дошкольников.
46. Предпосылки учебной деятельности детей. Специфика учебной деятельности дошкольников.
47. Социальная ситуация развития младшего школьника.
48. Развитие личности и межличностное взаимодействие в младшем школьном
возрасте.
№ 1. Предмет и задачи детской психологии. Актуальные проблемы современной детской психологии
Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка на разных возрастных этапах, а также закономерности перехода с одного возрастного этапа на другой. По словам Д.Б. Эльконина, детская психология изучает закономерности развития ребёнка как члена общества. В поле внимания детской психология психика, сознания, психическое развитие ребёнка от момента рождения до зрелости.
Детская психология изучает основные закономерности психического развития ребёнка.
К ключевым понятиям детской психологии относятся категории «возраст», «детство», «развитие», «рост» «детерминизм», «гетерохронность», «системность», «социальная ситуация развития», «ведущий тип деятельности» и целый ряд других понятий, введённых в детскую психологию основными её направлениями как в зарубежной, так и отечественной психологии. Процесс изучения детской психологии – это процесс усвоения её категориального аппарата. Первостепенное значение в процессе обучения Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Придавали именно усвоению учащимися понятий.
Детство – это период усиленного развития, изменения обучения. Но это ещё и период парадоксов, противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития.
Детство - это период, включающий начальные периоды онтогенеза от рождения до младшего школьного возраста от до 10-11 лет.
Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Развитие ребёнка – от момента появления на свет и до зрелости – есть формирование его как члена общества, есть процесс становления его как личности (Д.Б. Эльконин).
В отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребёнком знаний и опыта, накопленных человечеством. Носителем этого опыта на первых порах является близкий взрослый.
Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
В психологии различают возраст хронологический и возраст психологический. Хронологический возраст выражает длительность существования индивида с момента рождения.
Психологический возраст обозначает определённую, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловленную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно – историческое происхождение.
Предмет детской психологии был неоднократно сформулирован во многих учебниках и учебных пособиях, причём у каждого автора имеется своё конкретное представление о самых важных его моментах
Как отмечает Л.Ф. Обухова, предмет детской психологии исторически менялся. В настоящее время предмет детской психологии – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.
Предметом изучения детской психологии являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирование различных типов деятельности (игра, труд, учение), качеств его личности, возрастные и индивидуальные особенности детей.
Задачи детской психологии
1. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин.
2. Описать и объяснить особенности психической жизни ребёнка на каждом возрастном этапе.
3. Активизация процессов обучения и воспитания.
4. Контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать: правильно ли развивается и функционирует психика ребёнка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психики ребёнка.
2. Связь детской психологии с другими науками. Значение детской психологии в профессиональной подготовке педагога и психолога
Детская психология опирается на общую психологию, поскольку в процессе психического развития ребёнка возникают те основные психические явления, которые достигают расцвета у взрослого человека и изучаются общей психологией.
На протяжении XX в. детская психология развивалась достаточно бурно и интенсивно. Однако, выделившись в отдельную область знаний, она имеет прочные связи с другими науками. Рассмотрим место детской психологии в системе других наук.
Изучение психического развития ребёнка возможно только при определённых общих представлениях о том, что такое человек и в чем состоят его сущностные характеристики. Такие представления даёт философия. Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека. Законы философии являются законами возрастной психологии. Они несут на себе методологическую нагрузку. Можно напомнить, что психология первоначально возникла в рамках философии и долгое время существовала как её составная часть. В дальнейшем она выделилась в самостоятельную область знания и сама разделилась на множество отдельных дисциплин. Но все же каждый учёный, пытающийся изучать человека, хочет он того или нет, обязательно опирается на определённую философскую базу, на определённое понимание сущности человека. Поэтому философия, или философская антропология, является фундаментом психологии вообще и детской психологии в частности. С другой стороны, вопросы, связанные с происхождением сознания, деятельности, личности человека, которые являются центральными для философов, конкретно и детально разрабатываются в детской психологии. Многие известные философы (В. В. Ильенков, Ф. Т. Михайлов и др.) постоянно обращались к материалам детской психологии и во многом строили на них свои философские концепции. Поэтому можно сказать, что детская психология, с одной стороны, опирается на философию, а с другой - даёт ей необходимый эмпирический материал.
Психология современного человека, в том числе и ребёнка, коренным образом отличается от психологии человека средних веков или эпохи Возрождения. Однако историко-культурным развитием человечества, филогенезом, занимаются другие науки — история, культурология,антропология. Предметом детской психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определённой историко-культурной ситуации, на определённом этапе филогенеза. Детскому психологу необходимо учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие. Вместе с тем онтогенетическое развитие имеет свои глубоко специфические закономерности.
Качественные изменения в психической жизни, т. е. развитие, происходит не только в детстве, но и на протяжении всего онтогенеза. И в жизни взрослого человека возможны качественные переломы в его взглядах на мир, появление новых потребностей и новых форм деятельности. Все эти изменения имеют свои психологические механизмы и закономерности. Они составляют предмет особой научной дисциплины - психологии развития, или генетической психологии.Конечно, детская и генетическая психологии имеют много общего, поскольку наиболее интенсивно и эффективно психическое развитие человека происходит в детском возрасте. Генетическая психология в основном строится на фактах и закономерностях, полученных в детской психологии. В свою очередь, детская психология использует закономерности психического развития человека, открытые в психологии развития. Но детская психология ограничивается ранним возрастом (от 0 до 7 лет) и стремится максимально полно описать качественные изменения, происходящие с ребёнком на протяжении детства.
Вместе с тем детская психология является самостоятельной фундаментальной наукой, дающей научную основу для таких прикладных наук, как педагогическая психология и педагогика. Предметом педагогической психологии являются разработка и обоснование методов обучения и воспитания детей в различных возрастах. Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребёнка на ранних этапах онтогенеза, которые даёт детская психология. Вместе с тем педагогическая психология даёт неоценимый материал для детской психологии, поскольку позволяет выяснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития. Фундаментальная проблема связи психического развития ребёнка с его обучением и воспитанием лежит в плоскости как детской, так и педагогической психологии. Поэтому детская и педагогическая психологии являются неразрывно связанными дисциплинами. Педагогическую психологию дошкольника можно рассматривать как особую область детской психологии, связанную с разработкой прикладных вопросов, касающихся обучения и воспитания детей.
Детская психология тесно связана с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикой.Современные отечественные учёные считают, что психология имеет для педагогики такое же значение, как анатомия и физиология для медицины.
Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребёнка неразрывно с созреванием коры больших поголовного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств.
На стыке медицины и психологии возникла совершенно особая отрасль научного знания – психосоматика. Психосоматика – направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний. Этот термин означает, что изменения, которые происходят во внутренних органах и системах организма (сердечно-сосудистая, желудочно-кишечной, дыхательной), врачи связывают с более или менее длительным эмоциональным напряжением (в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния), возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты – как межличностные, так и внутренние.
Рисунок как средство изучения семейной микросреды ребёнка
Рисуночные методики являются высокоинформативным средством познания личности ребёнка, так как, рисуя, ребёнок отражает своё отношение к рисуемым объектам. При анализе детских рисунков изучается последовательность изображения членов семьи, указывающую на значимость их роли в семье; пространственное расположение членов семьи, являющееся, как считает автор, показателем их эмоциональной близости; состав нарисованной семьи в сравнении с реальной; 4) отличия между графическими презентациями в форме, пропорциях, деталях, в величине.
Популярность рисуночных методик объясняется несколькими причинами.
1. Процесс рисования оказывает исключительное, растормаживающее действие на ребёнка, уменьшает напряжение, возникающее при психологическом обследовании, способствует установлению эмоционального контакта с ребёнком.
2. Рисунки удобны в применении: во-первых, лист бумаги и карандаш - это весь необходимый инструментарий, а во-вторых, ребёнок как бы сам фиксирует при помощи карандаша свои действия, движение мысли. Это даёт возможность психологу больше обращать внимание на изменения эмоционального состояния исследуемого, отмечать особенности процесса рисования.
3. Рисуночные методики (в частности, рисунок семьи) - высокоинформативное средство познания личности ребёнка, отражающее то, как ребёнок воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье.
4. Процесс рисования, особенно при изображении значимых для ребёнка ситуаций, обладает психотерапевтическим действием. В рисунке ребёнок как бы избавляется от личного напряжения, проигрывает возможные решения ситуации.
Развёрнутая система анализа и интерпретации рисунка семьи была впервые представлена в работе У. Вольфа. Он давал детям задание: «Нарисуй свою семью».
В рисунке автор анализировал:
1) последовательность изображения членов семьи, указывающую на значимость их роли в семье: ребёнок начинает рисунок с более значимого лица и заканчивает менее значимым;
2) пространственное расположение членов семьи, являющееся, как считает автор, показателем их эмоциональной близости;
3) состав нарисованной семьи в сравнении с реальной (отсутствие члена семьи в рисунке - редкий случай; часто оно выражает стремление избавиться от эмоционально неприемлемого члена семьи);
4) отличия между графическими презентациями в форме, пропорциях, деталях, в величине. Несоответствие соотношения величин в рисунке реальному положению вещей указывает на то, что величина детерминирована в большей мере психическими факторами, чем фактами реальности. Изображение ребёнком других членов семьи неадекватно большими У. Вольф связывает с восприятием их доминантности, рисование большим себя - с чувством своей значимости в семье. Интерпретируя различия в изображении отдельных частей тела, автор опирается на предположение, что эти различия порождаются особыми переживаниями, связанными с функциями данных частей тела.
Можно условно выделить основные параметры интерпретации рисунка: а) структура рисунка семьи; б) особенности нарисованных членов семьи; в) процесс рисования.
Интерпретация структуры рисунка семьи (расположение фигур, сравнение составов нарисованной и реальной семьи). Получив инструкцию «нарисуй свою семью», ребёнок не просто решает творческую задачу, но в первую очередь определённым образом структурирует воображаемую социальную ситуацию. Считается, что такое задание предоставляет ребёнку возможность выразить свои чувства к другим членам семьи, субъективную оценку собственного места в семье. Эти психологические параметры отражаются в особенностях структуры семьи и, следовательно, могут быть идентифицированы специалистом. Такой подход основывается на гипотезе о том, что структура рисунка семьи не является случайной, а связана с переживаемыми и воспринимаемыми внутрисемейными отношениями; отражает общее отношение к рисунку семьи, которая может быть адекватно оценена только с помощью интерпретации конкретных параметров структуры рисунка семьи.
Изучение рисунков, аппликаций, конструкций, созданных детьми, нередко применяется в сочетании с разными видами эксперимента. В этих случаях по особенностям продуктов деятельности можно судить о том влиянии, которое оказывают на деятельность условия, созданные в эксперименте.
№ 10. Близнецовый метод
Близнецовый метод был предложен Ф. Гальтоном в 1865 году, но окончательная разработка его основ была проведена Г. Сименсом в 1924 году.
Близнецовый метод в классическом варианте основывается на нескольких допущениях.
Во-первых, предполагается равенство сред для партнёров как в парах МЗ, так и парах ДЗ близнецов.
Во вторых, предполагается отсутствие систематических различий между близнецами и одиночнорождёнными. В обратном случае результаты близнецовых исследований нельзя переносить на популяцию в целом. Так же не должно быть систематических различий между самими типами близнецов.
Во время внутриутробного развития близнецы часто оказываются в неравных условиях. Так, все питательные вещества и кислород поступают в плод через плаценту. Все ДЗ близнецы и примерно одна треть МЗ близнецов имеет раздельные хорионы и плаценты. При этом одному из близнецов может не доставать богатой кислородом и питательными веществами артериальной крови, возможный же избыток того и другого у второго близнеца также может не способствовать нормальному развитию. К счастью, обычно возникает несколько примерно равных по мощности шунтов компенсирующих друг друга. Если же компенсация недостаточна, то один из близнецов развивается в условиях дефицита кислорода и питательных веществ. В этом случае при рождении наблюдается значительная разница между близнецами, в первую очередь в весе. Подобная разница может наблюдаться и у ДЗ близнецов и дихорионных МЗ близнецов из-за неравномерного сдавливания плацент при многоплодной беременности.
Этап родов также может обусловить сильные средовые различия для близнецов. Близнец, рождающийся первым имеет больший шанс получить родовую травму. В то же время второй близнец чаще всего занимает в матке неправильное положение что приводит к необходимости искусственного родовспоможения. Кроме того второй близнец дольше находится в родах и соответственно дольше и острее испытывает кислородное голодание, что отрицательно сказывается на развитии нервной системы.
Средовые различия между близнецами возникают и на последующих этапах развития даже при воспитании в одной семье. К этому чаще всего приводит предвзятое отношение родителей к каждому из близнецов, при этом физические особенности, возникшие на этапе внутриутробного развития и родов усугубляются. Также часто происходит разделение обязанностей между близнецами (случай комплементарных отношений), разделение пар по принципу "лидер - ведомый”.
Таким образом, если средовые условия оказывают различное влияние на формирование изучаемой характеристики у МЗ и ДЗ близнецов, то показатель наследуемости этой характеристики может оказаться искажённым: заниженным, если общая среда вносит меньший вклад в сходство МЗ близнецов, чем в сходство ДЗ близнецов; завышенным – в противоположном случае.
В этом случае используется такая схема эксперимента, при которой выраженность исследуемого признака сопоставляется в парах МЗ и ДЗ близнецов и оценивается уровень внутрипарного сходства партнёров.
Метод близнецовых семей.
Является сочетанием семейного и близнецового метода. При этом исследуются члены семей взрослых близнецовых пар. Дети МЗ близнецов по генетической конституции являются как бы детьми одного человека. Метод широко используется при изучении наследственных причин ряда заболеваний.
Социометрия
Для изучения межличностных отношений в группе используется метод социометрии. Данный метод был разработан Морено, а адаптирован для детского сада Я.Л. Коломинским. Социометрию можно проводить с детьми 4 лет. Детям предоставляется право выбрать 3 человек из группы, по результатам выбора заполняется социоматрица, социограмма и определяется социометрический статус ребёнка в группе – звезда, популярный, непопулярный, изолированный.
По данным социометрии проводится коррекционная работа для формирования благоприятных взаимоотношений в группе и повышения статуса ребёнка в группе.
№12. Проблемы онтогенетического развития психики в свете идей Л.С. Выготского
Периоды онтогенеза: Пренатальный, постнатальный, (1-6 недель), младенчество, дошкольный возраст, мл шк. возр, подростк.возр, период взрослости, старость.
Онтогенез – процесс развития и совершенствования основных структур психики индивида в течение его жизни. Развитие – изменение, происходящее со временем строения тела, психики и поведения человека в результате биологических процессов в организме и воздействие окружающей среды. Развитие происходит в 3 областях:- физическая, - когнитивная, - психосоциальная. Окружающая среда влияет на человеческое развитие через процессы научения и социализации. Научение – процесс изменения индивидуума в результате приобретения личного опыта. Социализация - процесс, благодаря которому чел становится членом соц. группы.
Выготский создал новую концепцию псих.развития, он ввёл новый эксперементально-генетический метод исследования псих. явлений, разработал учение о возрасте, внёс вклад о периодиз. псих. развития, возрастных кризисов и их роли в развитии. В. предложил новое понимание хода, условий, источников и движущих сил развития – это разрешение противоречий с помощью обучения. Выявил и сформулировал законы детского развития.
Психическое развитие – это приобщение ребёнка к миру чел. культуры, процесс его социализации.
Логика исследования Выготского заключалась в: на ранних этапах онтогенеза происходит (5-й год жизни) развитие качественно новых психических функций и структур.
Ребенок проходит 2 линии развития:
1. Развитие естественных натуральных природнозаданных физических функций, их развитие обеспечивается созреванием, которое составляет натуральную основу псих.деятельности.
2. Функциональное развитие и культурное развитие операционных возможностей псих.функций.
Психические свойства к пяти годам:
1. все психические свойства вербализуются;
2. все психические свойства становятся осмысленными, интеллектуализироваными;
3. становятся произвольными, управляемыми – это самое главное психическое образование;
4. опосредованными – овладевает приёмами использования познавательных и практических задач.
Выготский ввёл понятие «Социальная ситуация развития». Зона ближайшего развития - это то, на что ребёнок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учёта зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.
№ 13. Основные закономерности и движущие силы развития психики ребёнка
Развитие - постоянный процесс количественных и качественных изменений природных и социальных сторон личности, трансформация строения и функций организма, появление новых качеств в сознании, совершенствование различных видов деятельности.
Психическое развитие личности обусловлено разными факторами, предпосылками и движущими силами.
Факторы психического развития личности.
1.Внешними факторами выступают природно-географическая среда, макросреда, микросреда и общественно-полезная деятельность.
Природно-географическая среда оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.
Макросреда, т. е. общество в совокупности всех его проявлений,
Микросреда, т. е. группа, микрогруппа, семья и т. д., также является важной детерминантой формирования личности. Общественно-полезная деятельность — это труд, в условиях которого развивается человек, и формируются его важнейшие качества.
2. Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические особенности личности и её психики (анатомо-физиологические и задатки).
Закономерности
I. Неравномерность - при любых даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания различные психические функции, психические проявления и свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. По-видимому, существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут оптимальными, называют сензитивными (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).Причиной такой сензитивности являются и закономерности органического созревания мозга, и то обстоятельство, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе других сформировавшихся психических процессов и свойств (например, математическое мышление может формироваться на основе сформировавшейся до известной степени способности к абстрактному мышлению), и жизненного опыта.
II. Интеграция психики. По мере развития психика человека приобретает все большую ценность, единство, устойчивость, постоянство. Маленький ребёнок, по мнению Н.Д. Левитова, в психическом отношении представляет собой малосистематизированное сочетание психических состояний. Психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности.
III. Пластичность и возможность компенсации. На величайшую пластичность нервной системы указывал И. П. Павлов, отмечая, что все можно изменить к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие воздействия. На этой пластичности основаны возможности целенаправленного изменения психики ребёнка, школьника в условиях обучения и воспитания. Пластичность открывает возможности и компенсации: при слабости или дефектности развития одной психической функции усиленно развиваются другие. Например, слабую память можно компенсировать организованностью и чёткостью деятельности, дефекты зрения отчасти компенсируются обострённым развитием слухового анализатора и др.
Движущие силы
Движущие силы психического развития личности составляют следующие противоречия:
•между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между её возросшими физическими способностями,
•духовными запросами и старыми формами деятельности;
•между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.
Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребёнок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворённая потребность рождает новую. Одно противоречие сменяется другим – развитием.
№14. Анализ концепций и теорий психического развития ребёнка
Теория социального научения
Концепция социального научения показывает, как ребёнок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путём имитации и подражания. Учёными было введено такое понятие, как социализация. Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.
Развивающее обучение детей
Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентирующих действий, которые происходят от внешних ориентирующих действий. Для усвоения их необходимо включение ребёнка в один из видов деятельности, соответствующей его потребностям и интересам. Знание этих закономерностей помогает познать условия, при которых обучение лучше всего способствует психическому развитию детей, становится развивающим.
Развивающее обучение - обучение, направленное на достижение наибольшей эффективности развития познавательных возможностей ребёнка (восприятия, мышления, воображения, памяти).
Оно должно сосредотачиваться на формировании у детей ориентировочных действий, максимально использовать характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности. Центральным моментом в работе с дошкольниками является формирование у них действий, которые образуют ориентировочную часть их предметной деятельности (игра, рисование, конструирование и т.д). Такие действия могут направляться на выяснение свойств предметов, возможностей их использования в предметной деятельности, на анализ предметов, явлений, событий, человеческих поступков, которые отображаются в играх, рисунках, на выработку замыслов конструкций, рисунков, игр и способов их воплощения.
Обучение действий, касающихся практической части детских видов деятельности (техники рисования, конструирования, использование предметов и игрушек), не менее необходимо, поскольку без них деятельность невозможна. Однако оно не должно превращаться в самоцель, отрываться от формирования ориентировочных действий. Иначе обучение может стать банальным муштрованием, лишённым развивающей ценности. Некоторые родители и воспитатели стараются натренировать каждое движение ребёнка, свести обучение к подражанию готовых образцов. Даже в ролевых играх взрослые иногда навязывают ребёнку готовые рецепты поведения, лишая его возможности самостоятельно воспринимать, осмысливать действительность, которая отражается в играх, рисунках, конструкциях. Негативной выступает и другая крайность - предоставление детям такой самостоятельности, при которой они остаются наедине с действительностью и вынуждены вслепую искать способы её познания и отражения.
Психологически правильным является постепенное усложнение задач, которые требуют от ребёнка самостоятельного познания, специальное обучение способов и приёмов такого познания, планомерного обследования предметов, явлений и сравнение их свойств, формирование выводов, применения полученных результатов в деятельности.
Во все виды деятельности нужно вносить как можно больше элементов творчества: побуждать детей к развёртыванию сюжетных игр, создания рисунков и конструкций по замыслу. При этом важно помнить, что отобразительная и творческая стороны деятельности не только не противоречат друг другу, но и взаимообогащаются: усовершенствование одной является основой для формирования другой. Поэтому, чем легче и правильнее ребёнок воспринимает передаёт на рисунке особенности реальных предметов и явлений, тем больше она имеет возможностей для создания и воплощения творческих замыслов.
Детские виды деятельности не могут вместить в себя все знания и умения, которые ребёнку необходимо усвоить до 7-летнего возраста. Поэтому на занятиях в учреждении дошкольного образования широко используют не только игровые приёмы обучения, задачи рисования, конструирования и т.д., но и учебные задания, которые побуждают ребёнка научиться чему-то новому. Решение учебных задач основывается на любознательности детей, их интересах.С учётом этого формируют учебные задания, направленные на усвоение детьми основ математики, грамоты, ознакомления их с явлениями природы и общественной жизни, на выработку координированных движений, некоторых умений и навыков в области музыкальной деятельности (пение, ритмика) и др. В этой деятельности нужно придерживаться принципа развивающего обучения, заботиться, прежде всего, о формировании у детей ориентировочных действий. Например, при обучении математике главная функция педагога заключается в оказании помощи ребёнку научиться выделять в любых предметах и ситуациях их отношения.
Следовательно, формирование ориентировочных действий начинается с их усвоения во внешней форме, затем вследствие интериоризации они становятся внутренними, психическими. Поэтому развивающее обучение предполагает выработку таких способов использования внешних средств и приёмов, которые помогут ребёнку ориентироваться в условиях выполнения познавательных учебных задач.
№ 22. Общая характеристика возраста. Кризисные периоды, причины
По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый ц<