Период взросления. Юношеский возраст.

Вопросы:

1. Теории взросления (биогенетические, психоаналитические, психологические, социологические). Задачи взросления.

2. Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в отечественной и зарубежной психологии. Анатомо-физиологические предпосылки перехода. Проблема акселерации.

3. Психологические аспекты взросления:

n когнитивное развитие;

n эмоциональное развитие;

n личностное развитие.

4. Проблема ведущей деятельности. Профессиональная направленность как центральное новообразование юношеского возраста. Выбор профессии и профессиональная деятельность.

5. Психосоциальная зрелость.

6. Развитие потребности участия в общественной жизни, формальных и неформальных организациях. Условия формирования инициативы, принципиальности и ответственности в юношеском возрасте. Притязание на уникальность и способы его удовлетворения в общении. Становление морального сознания и мировоззрения как основные новообразования юношества.

7. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития.

Литература:

Кле М. Психология подростка. - М.,1991.

Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.,1982.

Кон И.С. Психология ранней юности. - М.,1989.

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.

Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997.

Психология личности и деятельности школьника. Под ред.

А.В.Запорожца. Д.Б.Эльконина.

Психология современного подростка. / Под ред. Д.И.Фельдштейна.

- М.: Педагогика, 1987.

Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ./Общ. ред. А.С.Спиваковской, Предисл. О.В.Баженовой и А.Я.Варга - М.: Прогресс, 1987.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. Пер. с нем. - М.: Мир, 1994.

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1995.

Формирование личности старшеклассника. / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Педагогика, 1989.

Хрестоматия по возрастной психологии. - М.,1985.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков. - М.:Рига, 1995.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред.

В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. - М., 1989.

Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

Тема 8.

Взрослость.

Вопросы:

1. Общие условия перехода к зрелости. Социальная ситуация развития личности в период зрелости.

2. Социальное значение периода зрелости. Исследование периодов и задач взрослого развития.

3. Ведущая деятельность в период зрелости. Профессиональные и творческие достижения в различных видах деятельности взрослого человека. Стремление к новому и стереотипность в профессиональной деятельности.

4. Любовь и семья как ценности. Установление близких отношений.

5. Периоды взрослости. Специфика возрастных кризисов взрослых.

6. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального развития. Разнообразие типов личности взрослого человека.

Литература:

Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: В 2 т. - М., 1980.

Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М., 1973.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1998.

Александрова М.Д., Рудкевич Л.А. Критический обзор основных методов исследования творческой продуктивности в возрастном аспекте.//Экспериментальная и прикладная психология. / Отв. ред. Б.Г.Ананьев. - Л., 1971.

Возрастные особенности умственной деятельности взрослых. / Под ред. Е.И. Степановой. Л., 1974.

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова думка, 1984.

Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

Психология личности и образ жизни. / Отв. Ред. Е.В.Шорохова. - М., 1987.

Развитие психофизиологических функций взрослых людей. / Под ред. Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой. - М.: 1972, 1977.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1990.

Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. - Л., 1981.

Степанова Е.И., Грановская Л.Н. Изменение структуры взаимосвязей интеллектуальных функций у взрослых // Вопр.психол. 1975. № 1.

Структура интеллекта взрослых. / Под ред. Е.И. Степановой, Я.И. Петрова. - Л., 1979.

Тема 9.

Период геронтогенеза.

Поздняя взрослость.

Вопросы:

1. Возрастная динамика психофизиологических функций. Причины старения. Профилактика старения.

2. Развитие личности в пожилом и старческом возрасте. Выход на пенсию, смена статуса. Семейные и личные отношения.

3. Развитие субъекта деятельности в геронтогенезе.

4. Индивидуальные различия в пожилом и старческом возрасте.

5. Завершение полного жизненного цикла. Смерть и умирание.

Литература:

Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. - Л., 1965.

Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - Л., 1974.

Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы. // Психологический журнал. - Т. 15. - 1994. - № 3.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. – М.: Изд. Группа «Прогресс» – «Прогресс –Академия», 1992.

Бурльер Ф.А. Старение и старость. - М., 1962.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.

Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. (Пер. с англ.) – М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996.

Лабиринты одиночества. - М., 1989.

Основы геронтологии. / Под ред. А.Бине и Ф. Бурльера: Пер. с фр. – М.: Медгиз, 1960.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1990.

Тибилова А.У. Восстановительная терапия психически больных позднего возраста. - М., 1991.

Фролькис В.В. Природа старения. - М., 1969.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия (Пер. с англ.) – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Для студентов-психологов

1. Предмет возрастной психологии, ее связь с другими психологическими дисциплинами.

2. Теоретические и практические задачи возрастной психологии.

3. Проблема психического развития и его движущих сил в классических теориях отечественной и зарубежной психологии.

4. Понятия условий, источников и движущих сил психического развития; их взаимоотношение в реальном процессе развития.

5. Основные положения и историческое значение теории культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского для развития возрастной психологии в России.

6. Проблема возраста в психологии.

7. Теории периодизации психического развития в зарубежной психологии.

8. Представления о периодизации психического развития в отечественной психологии. Современные представления о стадиальности психического развития.

9. Методы возрастно-психологических исследований и их особенности.

10. Психологические особенности младенца. Кризис одного года.

11. Психологические особенности ребенка раннего возраста.

12. Кризис трех лет. Основные симптомы и психологическое содержание.

13. Игра в отечественной и зарубежной психологии.

14. Развитие психики в дошкольном возрасте.

15. Психологическая готовность к обучению в школе. Диагностика школьной зрелости.

16. Развитие психики в младшем школьном возрасте. Основные новообразования.

17. Личностное развитие и социальная жизнь младшего школьника.

18. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии.

19. Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками и взрослыми. Современные представления о ведущей деятельности в подростковом возрасте.

20. Развитие самосознания в подростковом возрасте.

21. Социально-психологические характеристики «трудных подростков».

22. Основные проблемы в изучении юношеского возраста. Новообразования юности.

23. Волевое и нравственное развитие в подростковом и юношеском возрасте.

24. Проблемы периодизации зрелости. Понятие о «нормальных» кризисах зрелого возраста.

25. Познавательная деятельность в период зрелости, проблемы форм и методов обучения взрослых.

26. Историческая изменчивость социально-психологической оценки старости. Основные психологические проблемы пожилых.

27. Психологические факторы в процессе старения. Профилактика старения.

28. Возрастно-психологическое консультирование.

29. Возрастные и индивидуальные различия в психическом развитии на разных возрастных этапах.

30. Перспективные направления исследований возрастной психологии.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

по курсу «Возрастная психология»

1. Пренатальное развитие и роды.

2. Сенсорная депривация в раннем возрасте.

3. Проблемы детской одаренности.

4. Становление дружеских отношений в детстве и их влияние на психическое развитие.

5. Проблемы эстетического развития в детском возрасте.

6. Половые различия в дошкольном возрасте.

7. Индивидуальные различия в психологической готовности к школьному обучению и адаптации в школе.

8. Детская субкультура.

9. Факторы, влияющие на развитие средств и форм общения детей.

10. Противоречия в развитии взаимоотношений у детей подросткового возраста.

11. Особенности взаимоотношений с окружающими в ранней юности.

12. Подростки в семье.

13. Особенности психического развития студентов.

14. Этапы профессионального становления личности.

15. Одинокие люди: мифы и реальность.

16. Мужчины и женщины в середине жизни.

17. Семья в современном обществе.

18. Личность и старение.

19. Социальная политика и пожилые люди.

20. Жизненный цикл человека.

Наши рекомендации