Период взросления. Юношеский возраст.
Вопросы:
1. Теории взросления (биогенетические, психоаналитические, психологические, социологические). Задачи взросления.
2. Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в отечественной и зарубежной психологии. Анатомо-физиологические предпосылки перехода. Проблема акселерации.
3. Психологические аспекты взросления:
n когнитивное развитие;
n эмоциональное развитие;
n личностное развитие.
4. Проблема ведущей деятельности. Профессиональная направленность как центральное новообразование юношеского возраста. Выбор профессии и профессиональная деятельность.
5. Психосоциальная зрелость.
6. Развитие потребности участия в общественной жизни, формальных и неформальных организациях. Условия формирования инициативы, принципиальности и ответственности в юношеском возрасте. Притязание на уникальность и способы его удовлетворения в общении. Становление морального сознания и мировоззрения как основные новообразования юношества.
7. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития.
Литература:
Кле М. Психология подростка. - М.,1991.
Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.,1982.
Кон И.С. Психология ранней юности. - М.,1989.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.
Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997.
Психология личности и деятельности школьника. Под ред.
А.В.Запорожца. Д.Б.Эльконина.
Психология современного подростка. / Под ред. Д.И.Фельдштейна.
- М.: Педагогика, 1987.
Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ./Общ. ред. А.С.Спиваковской, Предисл. О.В.Баженовой и А.Я.Варга - М.: Прогресс, 1987.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. Пер. с нем. - М.: Мир, 1994.
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1995.
Формирование личности старшеклассника. / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Педагогика, 1989.
Хрестоматия по возрастной психологии. - М.,1985.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков. - М.:Рига, 1995.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред.
В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. - М., 1989.
Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
Тема 8.
Взрослость.
Вопросы:
1. Общие условия перехода к зрелости. Социальная ситуация развития личности в период зрелости.
2. Социальное значение периода зрелости. Исследование периодов и задач взрослого развития.
3. Ведущая деятельность в период зрелости. Профессиональные и творческие достижения в различных видах деятельности взрослого человека. Стремление к новому и стереотипность в профессиональной деятельности.
4. Любовь и семья как ценности. Установление близких отношений.
5. Периоды взрослости. Специфика возрастных кризисов взрослых.
6. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального развития. Разнообразие типов личности взрослого человека.
Литература:
Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: В 2 т. - М., 1980.
Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М., 1973.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1998.
Александрова М.Д., Рудкевич Л.А. Критический обзор основных методов исследования творческой продуктивности в возрастном аспекте.//Экспериментальная и прикладная психология. / Отв. ред. Б.Г.Ананьев. - Л., 1971.
Возрастные особенности умственной деятельности взрослых. / Под ред. Е.И. Степановой. Л., 1974.
Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова думка, 1984.
Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
Психология личности и образ жизни. / Отв. Ред. Е.В.Шорохова. - М., 1987.
Развитие психофизиологических функций взрослых людей. / Под ред. Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой. - М.: 1972, 1977.
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1990.
Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. - Л., 1981.
Степанова Е.И., Грановская Л.Н. Изменение структуры взаимосвязей интеллектуальных функций у взрослых // Вопр.психол. 1975. № 1.
Структура интеллекта взрослых. / Под ред. Е.И. Степановой, Я.И. Петрова. - Л., 1979.
Тема 9.
Период геронтогенеза.
Поздняя взрослость.
Вопросы:
1. Возрастная динамика психофизиологических функций. Причины старения. Профилактика старения.
2. Развитие личности в пожилом и старческом возрасте. Выход на пенсию, смена статуса. Семейные и личные отношения.
3. Развитие субъекта деятельности в геронтогенезе.
4. Индивидуальные различия в пожилом и старческом возрасте.
5. Завершение полного жизненного цикла. Смерть и умирание.
Литература:
Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. - Л., 1965.
Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - Л., 1974.
Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы. // Психологический журнал. - Т. 15. - 1994. - № 3.
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. – М.: Изд. Группа «Прогресс» – «Прогресс –Академия», 1992.
Бурльер Ф.А. Старение и старость. - М., 1962.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.
Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. (Пер. с англ.) – М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996.
Лабиринты одиночества. - М., 1989.
Основы геронтологии. / Под ред. А.Бине и Ф. Бурльера: Пер. с фр. – М.: Медгиз, 1960.
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1990.
Тибилова А.У. Восстановительная терапия психически больных позднего возраста. - М., 1991.
Фролькис В.В. Природа старения. - М., 1969.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия (Пер. с англ.) – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Для студентов-психологов
1. Предмет возрастной психологии, ее связь с другими психологическими дисциплинами.
2. Теоретические и практические задачи возрастной психологии.
3. Проблема психического развития и его движущих сил в классических теориях отечественной и зарубежной психологии.
4. Понятия условий, источников и движущих сил психического развития; их взаимоотношение в реальном процессе развития.
5. Основные положения и историческое значение теории культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского для развития возрастной психологии в России.
6. Проблема возраста в психологии.
7. Теории периодизации психического развития в зарубежной психологии.
8. Представления о периодизации психического развития в отечественной психологии. Современные представления о стадиальности психического развития.
9. Методы возрастно-психологических исследований и их особенности.
10. Психологические особенности младенца. Кризис одного года.
11. Психологические особенности ребенка раннего возраста.
12. Кризис трех лет. Основные симптомы и психологическое содержание.
13. Игра в отечественной и зарубежной психологии.
14. Развитие психики в дошкольном возрасте.
15. Психологическая готовность к обучению в школе. Диагностика школьной зрелости.
16. Развитие психики в младшем школьном возрасте. Основные новообразования.
17. Личностное развитие и социальная жизнь младшего школьника.
18. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии.
19. Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками и взрослыми. Современные представления о ведущей деятельности в подростковом возрасте.
20. Развитие самосознания в подростковом возрасте.
21. Социально-психологические характеристики «трудных подростков».
22. Основные проблемы в изучении юношеского возраста. Новообразования юности.
23. Волевое и нравственное развитие в подростковом и юношеском возрасте.
24. Проблемы периодизации зрелости. Понятие о «нормальных» кризисах зрелого возраста.
25. Познавательная деятельность в период зрелости, проблемы форм и методов обучения взрослых.
26. Историческая изменчивость социально-психологической оценки старости. Основные психологические проблемы пожилых.
27. Психологические факторы в процессе старения. Профилактика старения.
28. Возрастно-психологическое консультирование.
29. Возрастные и индивидуальные различия в психическом развитии на разных возрастных этапах.
30. Перспективные направления исследований возрастной психологии.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
по курсу «Возрастная психология»
1. Пренатальное развитие и роды.
2. Сенсорная депривация в раннем возрасте.
3. Проблемы детской одаренности.
4. Становление дружеских отношений в детстве и их влияние на психическое развитие.
5. Проблемы эстетического развития в детском возрасте.
6. Половые различия в дошкольном возрасте.
7. Индивидуальные различия в психологической готовности к школьному обучению и адаптации в школе.
8. Детская субкультура.
9. Факторы, влияющие на развитие средств и форм общения детей.
10. Противоречия в развитии взаимоотношений у детей подросткового возраста.
11. Особенности взаимоотношений с окружающими в ранней юности.
12. Подростки в семье.
13. Особенности психического развития студентов.
14. Этапы профессионального становления личности.
15. Одинокие люди: мифы и реальность.
16. Мужчины и женщины в середине жизни.
17. Семья в современном обществе.
18. Личность и старение.
19. Социальная политика и пожилые люди.
20. Жизненный цикл человека.