Задачи психологического курса для детей 5-6 лет

1. Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

4. Способствовать самопознанию ребенка.

5. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.

6. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.

7. Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — воображение.

Особенности возраста:

1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

2. Общение с взрослым внеситуативно-личностное.

3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.

4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.

5. Половая идентификация.

Цели и задачи для взрослых:

1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений.

4. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

5. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.

6. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Новообразования:

1. Предвосхищение результата деятельности.

2. Активная планирующая функция речи.

3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

Возрастные нормы психического развития ребенка

К 6 годам (критерии результативности)

Восприятиеоттенков изученных эмоциональных состояний.

Память

Зрительная образная: объем — 6 предметов.

Слуховая образная: объем — 6 звуков.

Слуховая вербальная: объем — 6 слов.

Тактильная: объем — 6 предметов.

Внимание

Объем — 6 предметов.

Устойчивость — 20–25 минут.

Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7–8 контуров предметов, наложенных полностью.

Воображение

Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком и т. д.)

Развитие интеллектуальной сферы

Анализ

Умение анализировать черты характера героев сказки.

Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.

Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез из 6 частей без образца и из 7–8 частей — со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов на основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.

Обобщение

Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:

дикие и домашние животные;

растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);

вещи (головные уборы, одежда, обувь);

рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.

Конкретизацияна основе всех изученных обобщений.

Сериация

по цвету — 5 оттенков;

по величине — 7 предметов;

по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;

по возрасту — 4 возрастные группы;

по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;

серия из 5 последовательных картинок.

Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.

Эмоциональная сфера

Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость - восторг, грусть, гнев - ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.

Умение рассказать о своем настроении.

Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.

Коммуникативная сфера

Умение объединяться в пары для совместной работы.

Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.

Знание основных способов невербального общения

Волевая сфера

Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.

Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.

Личностная сфера

Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.

Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.

Проявление элементов рефлексии.


Месяц Темя занятия Кол-во часов
Сентябрь Знакомство. Наша группа. Что мы умеем. Правила поведения на занятиях. Страна «ПСИХОЛОГиЯ»
Октябрь Радость, грусть. Гнев. Удивление. Испуг.
Ноябрь Спокойствие. Словарик эмоций. Праздник Осени. Страна Вообразилия
Декабрь В гостях у сказки Диагностика. Диагностика. Новогодний праздник.
Январь   Этикет. Внешний вид. Этикет. Правила поведения в общественных местах. Столовый этикет.  
Февраль Подарочный этикет. Гостевой этикет. Волшебные средства понимания. Защитники отечества.
Март Мамины помощники. Я и моя семья. Я и мои друзья. Я и мое имя.
Апрель     Страна «Я». Черты характера (добрый-злой, ленивый-трудолюбивый, щедрый-жадный и т.д.) Я особенный. Итоговая диагностика Итоговая диагностика    

Тематическое планирование психологических занятий

Для детей от 5 до 6 лет

(1 занятие в неделю по 25 минут, всего 31 занятие)

Наши рекомендации